Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

 

 А.Г. Маклаков в качестве основных выделяет следующие функции речи:
воздействие
выражение
обозначение
сообщение

 А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления различных явлений в речи ребенка и на этой основе выделяет ряд периодов:
период различных частей речи
период разных видов предложений
период словосочетаний

 Анализ движений всех мышц, участвующих в акте членораздельной речи осуществляется в ____________________ анализаторе.
речедвигательном

 Афазии, связанные с нарушениями кодирования речи (фонематического, артикуляционного и т.д.) и возникающие при поражении задних отделов левого полушария мозга, называются:
парадигматическими

 Афазии, связанные с трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдающиеся при поражении передних отделов левого полушария мозга, называются:
синтагматическими

 В конце первого — начале второго года жизни у ребенка начинается период развития собственно речевого общения, которое выделяется теперь уже в самостоятельную форму общения малыша с окружающими. Таким образом, происходит переход к следующему этапу овладения ребенком речи — ...
периоду первоначального овладения языком

 В лобной доле выше центра Брока, примыкая к прецентральной извилине, где располагаются нейроны, контролирующие мышцы кисти, расположен:
центр письма

 В младенчестве (от рождения до 2-х лет) речь ребенка развивается в рамках следующих периодов:
период первоначального овладение языком
период подготовки словесной речи

 В настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи — жестов — ____________________ речь.
кинетическая

 В настоящее время является одним из самых, распространенных методов исследования межполушарной асимметрии речи у здоровых людей различного возраста и лиц с патологией ЦНС:
дихотомический метод

 В области затылочной доли спереди от коркового отдела зрительного анализатора расположен:
центр письменной речи

 Ведущую роль в эмоциональной окраске речи играет(-ют):
правое полушарие

 Возможность воспроизвести звук определяется:
наличием резонаторов
особенностями строения гортани
способностью произвольно управлять положением губ, языка, мягкого нёба
способностью произвольно управлять положением и натяжением голосовых связок
способностью произвольно управлять скоростью движения воздуха во время дыхания

 Возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей) — ____________________ афазия.
сенсорная

 Возникает при поражении задних отделов височной области левого полушария (у правшей) — ____________________ афазия.
оптико-мнестическая

 Возникает при поражении зоны третичной коры теменно-височно-затылочных отделов левого полушария (у правшей) — ____________________ афазия.
семантическая

 Возникает при поражении нижних отделов постцентральной (теменной) коры левого полушария (у правшей) — ____________________ афазия.
афферентная моторная

 Возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей) — ____________________ афазия.
эфферентная моторная

 Возникает при поражении средних и задних лобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей) — ____________________ афазия.
динамическая

 Возникает при поражении средних отделов левой височной области (у правшей), распложенных вне ядерной зоны звукового анализатора — поле 21 и частично поле 37 (по Бродману) — ____________________ афазия.
акустико-мнестическая

 Возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира, — это:
сензитивные периоды развития

 Вырабатываются различные двигательные и некоторые речевые стереотипы в возрасте
3-4 лет

 Выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции ____________________ речь.
эгоцентрическая

 Говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленных языком в:
развернутом типе речи

 Голосовой аппарат состоит из следующих основных систем:
гортани
органов дыхания
полости рта и носа

 Голосовые реакции наблюдаются:
уже у новорожденных

 Графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений, — это ____________________ речь.
письменная

 Две эластичные мышцы, которые приводятся в колебательное движение током воздуха, выходящего из дыхательного горла, — это:
голосовые связки

 Диагностика речевых нарушений должна включать:
изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков
исследование особенностей психического развития, психического состояния, поведения
обследование анатомического строения артикуляторного аппарата
сбор кратких анамнестических данных

 Длительное состояние, имеющее выраженный ситуационный характер, проявляющийся во внешнем поведении, — это:
эмоции

 Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Ребенок должен:
быть психически и соматически здоровым
иметь нормальные умственные способности
иметь нормальный слух и зрение
иметь полноценное речевое окружение
обладать достаточной психической активностью
обладать потребностью в речевом общении

 Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, среди прочих определенных условий необходимы следующие:
ребенок должен быть психически и соматически здоровым
ребенок должен иметь нормальные умственные способности
ребенок должен иметь нормальный слух и зрение
ребенок должен иметь полноценное речевое окружение
ребенок должен обладать достаточной психической активностью

 Ж. Пиаже полагал, что эгоцентрическая речь — ...
это рудиментарная, пережиточная форма речи, перерастающая из внутренней во внешнюю

 Зарождаются в лимбической системе, и нейронная основа сопровождающих их звуков находится здесь же, — ...
эмоции

 Звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны, относятся к ____________________ системе периферических органов речи.
генераторной

 Значительный вклад в решение вопроса о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития, внес
Л.С. Выготский

 И.П. Павлов обозначил специальные особенности ВНД человека, существенно отличающие его от животных с помощью понятия
второй сигнальной системы

 

 Известны следующие виды афазий:
акустико-мнестическая
афферентная моторная афазия
динамическая
оптико-менстичекая
сенсорная
эфферентная моторная афазия

 Изучение речи как акустического явления производится различными науками:
акустикой
инструментальной фонетикой
психологией
физиологией

 Исторически сложившееся средство общения — это:
язык

 К концу третьего года жизни словарный запас ребенка достигает:
500-700 слов

 К периферическим системам, обеспечивающим речь, относятся:
голосовой аппарат
органы слуха

 Количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности — это ____________________ речи.
содержательность

 Концепция коммуникативной природы сознания была выдвинута впервые
П.В. Симоновым

 Координация слухового восприятия и понимания речи другого человека, контроль собственной речи — это функция ...
ядра слухового анализатора устной речи

 Легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма относятся к ____________________ системе периферических органов речи.
энергетической

 Метод, позволяющий на время «выключать» любое полушарие и исследовать изолированную работу оставшегося, называется:
методом Вада

 Метод, с помощью которого удалось установить, что симметричные слуховые каналы функционально изолированы и работают с разной успешностью, получил название:
дихотомический метод

 Метод, сущность которого заключается в одновременном предъявлении различных акустических сигналов в правое и левое ухо и последующем сравнении эффектов восприятия, называется:
«дихотомическим прослушиванием»

 Механизм, определяющий фонемную структуру голоса, называется:
артикуляцией

 Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства, — это:
речь

 Нарушение звукопроизношения и гнусавость речи при врожденных расщелинах верхней губы, твердого и мягкого неба — это:
открытая ринолалия

 Нарушение звукопроизношения из-за недостаточной иннервации речевых органов, сопровождающееся неточностью и ограниченностью объема движений артикуляторов, — это:
«стертая» дизартрия

 Нарушение звукопроизношения, возникающее либо из-за анатомических дефектов артикуляторного аппарата, либо из-за функциональных нарушений в речедвигательной и в речеслуховой системах, либо в результате неблагополучных социально-психологических условий, — это:
дислалия

 Нарушение речи, возникающие при локальных нарушениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных видов речевой деятельности, — это:
афазия

 Наряду с акустическими существуют следующие характеристики звучащей речи:
грамматические изменения речи
колебания
незавершенность элементов речи
неоправданные повторения элементов речи
оговорки
ошибки
паузы
речевые иллюзии
самокоррекции
семантические изменения речи
темп

 Неспособность понимать речь и говорить при удалении височной речевой зоны называется ____________________ афазией.
общей

 Носоглотка, череп, гортань и грудная клетка относятся к ____________________ системе периферических органов речи.
резонаторной

 О личностных особенностях автора, его коммуникативности, экстравертированности-интровертированности, положительной или отрицательной мотивации свидетельствует:
показатель объема речевой продукции

 Обеспечивает осуществление контактов между людьми функция
сообщения

 Область задних отделов первой височной извилины, являющаяся основным центром речи, — это:
центр речи Вернике

 Общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух — с другой, называется:
устной речью

 Определить с помощью традиционных методов контент-анализа и интент-анализа речевой продукции можно содержательные характеристики ____________________ речи.
письменной

 Основной исходный вид устной речи, протекающий в форме разговора, называется ____________________ речью.
диалогической

 Основными органами, обеспечивающими артикуляцию, являются:
губы
мягкое нёбо
язык

 Относится к высшим интеллектуальным достижениям человека, дающим ему возможность получать любую речевую информацию вне зависимости от времени и пространства, а зачастую и от вида языковых знаков — ...
чтение

 Относится к пассивным видам речи, где ведущую роль играет зрительный анализатор — ...
чтение

 Отношение количества глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий) к общему количеству всех слов — это:
коэффициент глагольности (коэффициент агрессивности)

 Оценку реакции слушателя на произнесенные слова обеспечивает:
зрительное восприятие

 Первая концепция, относящаяся к проблеме функциональной специализации полушарий, предполагающая изначальное равенство полушарий в отношении всех функций, в том числе и речевой, называется концепцией
эквипотенциальности

 Первая концепция, относящаяся к проблеме функциональной специализации полушарий, предполагающая, что специализация полушарий существует уже с момента рождения, называется концепцией
прогрессивной латерализации

 По А.Н. Леонтьеву дошкольный этап становления речи у детей охватывает период:
до 7-и лет

 По А.Н. Леонтьеву подготовительный этап становления речи у детей охватывает период:
до одного года

 По А.Н. Леонтьеву преддошкольный этап первоначального овладения языком охватывает период:
до 3-х лет

 По А.Н. Леонтьеву школьный этап становления речи у детей охватывает период:
от 7 до 17 лет

 Поведенческим критерием овладения языком является способность ребенка к осознанной
произвольной регуляции речевой деятельности

 Превращение слова в интегратор второго порядка, или в «сигнал сигналов», происходит:
в конце второго года жизни

 Представляет собой отношение общего количества слов, не несущих семантической нагрузки, к общему количеству слов в предложении — это:
коэффициент эмболии

 Преимущество правого полушария в восприятии эмоций в пении и речи формируется к:
7-8 годам

 При поражениях передних отделов речевых зон страдает ____________________ функция речи.
программирующая

 Процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта — это:
память

 Процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях — это:
мышление

 Процесс преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь, называется:
интериоризацией

 Психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций — ...
Л.С. Выготский

 Рассчитывается по формуле соотношения общего количества служебных слов (союзов и предлогов) и общего количества предложений — ...
коэффициент логической связности

 Резонаторная система, относящаяся к периферическим органам речи, включает в себя:
гортань
грудную клетку
носоглотку
череп

 Результатом спектрального звукового анализа является:
спектрограмма

 Речь говорящего человека — это:
активная форма речи

 Речь слушающего человека выступает в ____________________ форме.
пассивной

 Речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление — это ____________________ речь.
эгоцентрическая

 Речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции, называется:
внутренней

 Речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим, называется:
эгоцентрической

 Речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют, называется:
монологической

 Рядом с отделами двигательной области, контролирующими функцию мышц лица, языка, нёба и глотки, то есть мускулатуру, участвующую в артикуляции, расположен:
центр речи Брока

 С развитием речи у ребенка усложняется интегративная деятельность мозга: появляются условные рефлексы на отношения величин, весов, расстояний, окраски предметов. Это происходит в возрасте ...
в возрасте 2-3 лет

 Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение, — это ____________________ речи.
действенность

 Связующим звеном между языком и речью выступает значение:
слова

 Связь между двумя психическими элементами, возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого, — это:
ассоциация

 Сензитивный период освоения речи, который охватывает довольно длительный период онтогенеза — это:
все дошкольное детство

 Синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения — это ____________________ речи.
понятность

 Система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации — это:
речь

 Система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли — это:
внешняя речь

 Система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл, — это:
язык

 Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на группы:
периферические
центральные

 Совокупность значений амплитуд всех частотных составляющих, образующих данный звук, — это:
спектр звука

 Совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков, — это:
речь

 Совокупность элементов речи фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски — это:
интонация

 Согласно Т.Н. Ушаковой, в механизме внутренней речи существует динамический уровень, соответствующий по своим временным и содержательным характеристикам продуцируемой внешней речи, — это ____________________ уровень в строении внутренней речи.
третий

 Согласно Т.Н. Ушаковой, уровень в строении внутренней речи, связанный с механизмами действия и владения отдельными словами, обозначающими события и явления внешнего мира, является ____________________ уровнем.
первым

 Согласно Т.Н. Ушаковой, уровень, который соотносится с образованием множественных связей между базовыми элементами и материализованной лексикой языка, так называемой «вербальной сетью», является ____________________ уровнем в строении внутренней речи.
вторым

 Согласно Т.Н. Ушаковой, уровень, реализующий так называемую номинативную функцию языка и речи и служащий в онтогенезе основой для дальнейшего развития механизмов внутренней речи, — это ____________________ уровень в строении внутренней речи.
первый

 Способ регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, непосредственно регистрируются сенсорными системами, — это:
первая сигнальная система

 Способ регуляции поведения человека в окружающем мире, свойства которого воспринимаются и познаются человеком посредством знаковой системы языка, называется:
второй сигнальной системой

 Способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы — это:
иррадиация

 Среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке достаточно для понимания
сокращенное речевое высказывание

 Стилистические особенности языка узкой социальной или профессиональной группы людей — это:
жаргон

 Теория речевого развития, разработанная Н. Хомским, подчеркивающая роль специфических задатков к усвоению речи в ее основных атрибутах, которые имеются в организме и мозге человека с рождения, — это:
нативистская теория

 Теория усвоения языка утверждающая, что развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию, называется:
когнитивной теорией

 Теория, в которой одним из важных исходных положений является то, что первые высказывания детей обычно относятся к тому, что они уже понимают, называется:
когнитивной

 Теория, утверждающая, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека, называется:
теорией научения

 Точность воспроизведения речи, т.е. степень соответствия акустической формы речевого сигнала его акустическому образу, сформированному в процессе обучения, оценивает:
слуховая обратная связь

 У большинства людей речевые структуры локализованы в:
левом полушарии

 У детей, особенно в дошкольном возрасте, значительно большую роль, чем у взрослых в речевых процессах играет:
правое полушарие

 У ребенка появляются элементы настоящего речевого общения
после 6 месяцев жизни

 Уровень, состоящий из быстро сменяющихся активаций отдельных узлов «вербальной сети», так что каждому произносимому человеком слову предшествует активация соответствующей структуры внутренней речи, переходящая путем перекодирования в команды артикуляционным органам, — это ____________________ уровень в строении внутренней речи.
третий

 Условные рефлексы на словесные раздражители у ребенка появляются:
во второй половине первого года жизни

 Феномен, возникающий на начальных этапах выработки условного рефлекса, когда требуемая реакция вызывается не только подкрепляемым стимулом, но и другими, более или менее близкими к нему, — это:
генерализация условного рефлекса

 Форма интеллектуализированной речи, которая рано или поздно, в конечном счете, превращается в мысль — это:
речевое мышление

 Формирование понятий — интеграторов третьего порядка, когда ребенок понимает такие слова, как «игрушка», «цветы», «животные», происходит:
между третьим и четвертым годами жизни

 Функция речи, которая выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию, называется:
программирующей

 Функция речи, которая заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов, является функцией
сообщения

 Функция речи, которая заключается в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия, называется функцией
обозначения

 Функция речи, которая заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или формироватьт у них определенную точку зрения на что-либо, называется функцией
воздействия

 Функция речи, которая заключается в том, что с помощью речи человек выражает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе, называется функцией
выражения

 Функция речи, обеспечивающая общение между людьми с помощью языка, называется:
коммуникативной

 Характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому), — это:
предикативность

 Центр речи, расположенный рядом с отделами двигательной области, контролирующими функцию мышц лица, языка, нёба и глотки, то есть мускулатуру, участвующую в артикуляции, является:
моторным центром речи

 Частота речевого спектра, которая возникает в результате колебания голосовых связок и зависит от их физических свойств, — это:
основной тон голоса

 Частоты речевого спектра, которые усиливаются за счет резонирующей системы надгортанных полостей, называются(-ется):
форманты

 Чаще всего выделяют следующие периоды речи у ребенка:
изучение речи как целенаправленная деятельность
период первоначального овладение языком
период подготовки словесной речи
период развития в процессе речевой практики

 Экспериментально доказано, что с общим повышением речедвигательной активности связана ____________________ форма речедвигательных потенциалов.
тоническая

 Экспериментально доказано, что со скрытым проговариванием слов про себя связана ____________________ форма речедвигательных потенциалов.
фазическая

 Эмоции зарождаются в:
лимбической системе

 Эмоциональная насыщенность речи, богатство языковых средств, их разнообразие — это ____________________ речи.
выразительность

 Этап становления речи у детей, во время которого происходит подготовка к овладению речью, которая заключается в том, что с момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции, способствующие развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного, называется:
подготовительным

 Этап становления речи у детей, когда происходит сознательное усвоение речи, овладение звуковым анализом, усвоение грамматических правил построения высказываний, при этом ведущая роль принадлежит новому виду речи — письменной речи, называется:
школьным

 Этап становления речи у детей, когда у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях, т.е. иными словами, формируется фонематическое восприятие, называется:
дошкольным

 Этап становления речи у детей, который начинается с появлением у ребенка первых слов, когда у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих, он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова, при этом путая звуки, переставляя их местами, искажая, опуская, называется:
преддошкольным

 Явление, называемое физиологическим косноязычием, обусловлено:
недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата

 Является одним из самых сильных в речевой психодиагностике, свидетельствует об особенностях вербального интеллекта или о резком изменении эмоционального состояния — ...
коэффициент словарного разнообразия