«99% того, что написано по так называемой теории научения, просто неприменимо к развивающемуся человеческому существу», — указывал:
А. Маслоу
«Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание», — писал:
Н.И. Пирогов
«Всякий психический факт — это и кусок реальной действительности, и отражение действительности, не либо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в том и заключается своеобразие психического, что оно является и реальной стороной бытия, и его отражением — единством реального и идеального», — писал ...
С.Л. Рубинштейн
«Изучение процессов переработки информации становится все более распространенным и престижным, однако оно пока еще не связано с такой теорией человеческой природы, которая могла бы найти себе применение за пределами лаборатории», — писал теоретик когнитивной психологии
У. Найссер
«Нельзя вопрошать о природе человека, не спрашивая, что он из себя может сделать сам, но и нельзя вопрошать, что человек может из себя сотворить, не возвращаясь к вопросу, из какого источника вырастают его силы и способности, его культура» — полагал:
Г. Рот
«Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. ... Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания психологии людей — с другой» — писал:
С.Л. Рубинштейн
«Только человек — поскольку он личность — может возвыситься над собой как живым существом и, исходя из одного центра как бы по ту сторону пространственно-временного мира, сделать предметом своего познания все, в том числе и себя самого». Такую мысль высказал:
М. Шелер
Автор труда «Россия и Европа»
Н. Данилевский
Автором работы «Конец идеологии» является:
Д. Белл
Автором труда «Восстание масс» является:
Х. Ортега-и-Гассет
Анатомо-физиологические особенности, создающие возможности для развития способностей, — это:
задатки
Бихевиоризм как науку о поведении обосновал:
Дж. Уотсон
В 1893 г. американский психолог О. Хризман предложил называть всестороннее исследование закономерностей возрастного развития:
педологией
В антропологической педагогике заслуга в рассмотрении проблемы взросления как проблемы отношения к телу принадлежит:
М. Лангефельду
В классификации методов психологии отсутствует метод __________________ психологии.
преобразующей
В когнитивную сферу включают:
восприятие, память, воображение
В перечень видов психологической практики не входит:
психологическое исследование
В понятие культуры не включается:
специфика распространения на Земле различных рас
В психосоциальную сферу входят:
свойства личности
В физическую сферу входят:
размеры и форма органов
В характеристиках культурного кода отсутствует:
ограниченность функционирования в пространстве и времени
Ведущей деятельностью младшего школьника является:
учение
Веская причина, образованная совместным влиянием нескольких простых причин, называется:
фактором
Внешние условия развития не включают:
психические свойства
Внутренними противоречиями являются противоречия между
потребностями и возможностями
Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от уровня
развития
Впервые научно обосновал необходимость учета возрастных особенностей в учебно-воспитательной работе
Я.А. Коменский
Всеохватывающее знание, стремление к целостности называется:
универсализмом
Вторую фазу развития личности в социальной группе А.В. Петровский назвал:
индивидуализацией
Выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, называется:
дедукцией
Выделение психологии из философии, оформление психологии как самостоятельной науки произошло в:
середине XIX века
Г. Крайг не выделяет __________________ сферу развития.
этническую
Герменевтика — метод, представляющий собой ...
истолкование
Главной категорией, которую И.М. Сеченов положил в основу создаваемой им психологии, явилось понятие:
рефлекса
Главной проблемой и объяснительным принципом в гештальтпсихологии стала __________________ психологических структур.
целостность
Гносеология — это раздел философии, учение о ...
познании
Группы тренинга основаны:
К. Левиным
Гуманистическая психология как совокупность теоретических воззрений на человека и как психотерапевтическая практика возникла в(-о):
второй половине XX в
Движущие силы человеческого поведения, активность его устремлений составляют:
потребности, интересы, идеалы
Деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире называется:
активностью
Дидактика — область педагогики, разрабатывающая теоретические основы
обучения
Длительность существования индивида с момента его рождения называется __________________ возрастом.
хронологическим
Для изучения взаимодействия человека и общества психолого-педагогическая антропология использует метод
сравнительно-исторический
Для обозначения временных характеристик индивидуального развития используется:
возраст
Душевные явления, согласно христианской антропологии, разделяются на три разряда
мысли, чувства, желания
Житейские знания о психологии человека приобретаются путем
непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения
Идея естественного эксперимента принадлежит:
А.Ф. Лазурскому
Из перечисленного, биологический фактор включает в себя:
врожденные качества
наследственность
Из перечисленного, в подростковом возрасте чаще, чем в младшем школьном, проявляются:
замкнутость
упрямство
эгоизм
Из перечисленного, в понятие «среда» входят:
географические условия
общение со сверстниками
семья
Из перечисленного, в юношеском возрасте формируются:
жизненное самоопределение
мировоззрение
убеждения
Из перечисленного, восприятие младшего школьника отличается:
неустойчивость
эмоциональность
Из перечисленного, для гуманитарной парадигмы характерны:
качественные описания
субъективность
Из перечисленного, для естественнонаучной парадигмы характерны:
общезначимость
объективность
проверямость
Из перечисленного, к нормативным возрастным факторам можно отнести:
половое созревание
поступление в школу
старение
Из перечисленного, к нормативным историческим факторам можно отнести:
война
экономический подъем
эпидемия
Из перечисленного, к основным разделам материальной культуры относятся:
материальная, производственно-техническая культура
социально-политическая культура
физическая культура
Из перечисленного, массовое сознание отличается:
консервативность
противоречивость
стереотипность
Из перечисленного, методами описательной психологии являются:
интроспекция
самоотчет
эмпатическое слушание
Из перечисленного, основными видами деятельности школьников являются:
игра
труд
учение
Из перечисленного, основными разделами духовной культуры являются:
общение
познавательная деятельность
проективная деятельность
ценностно-ориентационная деятельность
Из перечисленного, основными элементами стиля являются:
внешний облик
манера поведения
специфический словарь
Из перечисленного, от родителей к детям генетическим путем передаются:
задатки прямохождения
задатки речи
Из перечисленного, познавательный потенциал личности определяется:
знания о внешнем мире
знания о себе
объем информации
Из перечисленного, практическая психология ориентирована на:
воздействие на психику
работа с сознанием
Из перечисленного, системный подход требует исследовать объект как:
взаимная связь элементов
система
структурированная целостность
Из перечисленного, старшеклассники больше всего ценят:
находчивость
проницательность
чувствительность к проблемам
Из перечисленного, типичными признаками человека массы являются:
преобладание чувств
утрата личной ответственности
Из перечисленного, характерными чертами личности младшего школьника являются:
внушаемость
доверчивость
подражательность
Из перечисленного, ценностный потенциал личности определяется:
идеалы
убеждения
Из перечисленного, элиту по сравнению с массами характеризует:
активность
ответственность
продуктивность
Из перечисленных видов деятельности, основаниями для выделения культурных типов, по Н.Я. Данилевскому, являются:
культурная
политическая
социально-экономическая
Из перечисленных критериев, типология культур может строиться:
диахронность
синхронность
Из перечисленных культурных типов, по способу самоорганизации культуры к глобальным относятся:
дописьменный
письменный
экранный
Избранный, изысканный круг людей называется:
элитой
Именно культура является содержанием
воспитания
Индивидуально-психологические особенности, от которых зависит успешность выполнения деятельности, определяют как:
способности
Интегральным способом бытия субъективности выступает:
сознание
Интегративный способ бытия человека, проявляющийся в способности человека осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относиться к ним и делать их предметом практического преобразования, называется:
сознанием
Исследование процессов воспитания должно вестись с точки зрения основных феноменов человеческого существования (работа, власть, игра, смерть, любовь), полагал один из сторонников синтетической тенденции в педагогической антропологии:
Е. Финк
Исторически первой проекцией психологической реальности человека, предметом научной психологии выступило
сознание
К внутреннему миру человека не относятся:
физиологические процессы
К культурным формам самоотчета не относятся:
рисунки
К методам опроса не относится:
эсперимент
К основным видам эксперимента не относится:
естественнонаучный
К специфическим свойствам человека как родового существа не относится:
потребность
К.Д. Ушинский отметил: «Он первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но и глубочайший вопрос человеческого духа — “вопрос жизни”», говоря о:
Н.И. Пирогове
Категорический императив: поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку как к цели и никогда — только как к средству — принадлежит:
И. Канту
Качественно своеобразная ступень индивидуального развития, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания, называется __________________ возрастом.
психологическим
Клиент-центрированная психотерапия разработана:
К. Роджерсом
Книга «Закат Европы» была написана:
О. Шпенглером
Комплекс наук, изучающих становление человека в образовании; включает совокупность знаний, обеспечивающих педагогическую деятельность (медико-биологических, психологических, философско-социологических, педагогических и др.), называется:
педагогической антропологией
Комплекс наук, изучающих становление человека в процессе воспитания, обучения и развития, определяется как антропология
психолого-педагогическая
Комплексное лечебное психологическое воздействие на человека при психических, нервных и других заболеваниях получило название:
клинической психотерапии
Конкретно-чувственный образ, воплощающий эстетическое отношение человека к действительности, называется:
художественным образом
Конкретным, видимым в реальности способом существования психического в человеке является его:
субъективность
Культура воспроизводства человеческого рода входит в __________________ культуру.
материальную
Культура обеспечивает сохранение
человеческого опыта
Логотерапия разработана:
В. Франклом
Макросистема экологической среды развития не включает:
сотрудников родителей
Мгновенное и четкое научение или понимание — это:
инсайт
Микросистема экологической среды развития не включает:
географические условия
Мысль о том, что «воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке силы и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти...» принадлежит:
К.Д. Ушинскому
Мышление подростка по сравнению с младшим школьником становится более
абстрактным, критическим и творческим
Н.Я. Данилевский не признавал существование:
единой линии в развитии человечества
Наиболее полно категория деятельности в психологии разработана:
А.Н. Леонтьевым
Направленность сознания, мышления на какой-либо предмет называют:
интенцией
Наряду с глобальными субъектами в мировой культуре действуют локальные субъекты, или
субъекты субкультур
Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности определяется как:
психология
Наука о наиболее общих закономерностях развития культуры, принципах ее функционирования называется:
культурологией
Наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания, называется:
экологией
Наука, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности, — это:
педагогика
Научная дисциплина, изучающая происхождение человека и его рас, изменчивость строения тела человека во времени и территориально, называется:
антропологией
Научная психология отражает психическую реальность в:
понятиях
Не считаются общими противоречия между
желанием учиться и недостаточными способностями
Необходимая, существенная, повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира определяется как:
закон
Неодинаковый темп развития в разных возрастных периодах называется:
неравномерностью развития
Несовпадение во времени отдельных фаз, стадий развития различных функций называется:
гетерохронностью развития
Носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект, называется:
субъектом
Носителями житейской психологии являются:
конкретные люди
Нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма и человеческой личности называется:
потребностью
Образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы называется:
ментальностью
Общая ценностная основа культуры, форма нормативно-оценочной ориентированности в поведении и духовной жизни людей называется:
моралью
Общественное сознание масс (социальных групп) конкретного общества, отражающее условия их повседневной жизни, потребности, интересы, идеи, социальные чувства определяется как:
массовое сознание
Общечеловеческая потребность в ориентации на высшие ценности называется:
духовностью
Объектом житейской психологии являются:
конкретные люди
Ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков, называется:
группой
Онтология — это раздел философии, учение о ...
бытии
Определение: «Педагогическая антропология — такое научное раскрытие воспитательной реальности, которое исходит из субъекта воспитания» — принадлежит:
Й. Дерболаву
Определил не только методологическую основу антропологической педагогики, но и предпринял попытку подвести под эту основу воспитательное содержание:
Х. Плеснер
Основателем метода психодрамы является:
Я. Морено
Основателем понимающей психологии является:
В. Дильтей
Основными элементами сознания, имеющими как физиологическую, так и психическую природу, В. Вундт полагал:
ощущения, представления и чувства
Основу житейской психологии составляет:
совместная деятельность, общение
Осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности — своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения определяется как:
самосознание
Отдельный представитель человеческого рода — это:
индивид
Отражение действительности в художественных образах называется:
искусством
Педагогический принцип, заключающийся в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании его индивидуальности и условий жизни, — это:
индивидуальный подход
Первую фазу развития личности в социальной группе А.В. Петровский назвал:
адаптацией
Первыми объектами культуры были:
орудия труда
Передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей называется:
наследственностью
Период детства понимается М. Лангефельдом как:
целостный образ человека
Период, в котором развивающийся организм бывает особенно чувствительным к определенного рода воздействиям окружающей действительности, называется:
сензитивным периодом
По мнению П. Сорокина, на современном этапе наблюдается процесс дезинтеграции __________________ культуры.
«сенситивной»
Понятие «социально-политическая культура» не включает:
общение
Понятие материальной культуры не включает:
произведения искусства
Понятие физической культуры не включает:
биологические отношения полов
Предметом педагогической антропологии является формирование воспитуемого согласно его возможностям, одаренности, глубинному содержанию личности. Такова трактовка ...
Г. Ноля
Преднамеренное, систематическое, целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения называется:
наблюдением
Производство культурных ценностей, рассчитанное на массовое потребление, определяется как:
массовая культура
Процесс наблюдения за действиями собственной психики с целью выявления законов, ею управляющих, в науке называют:
интроспекцией
Процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества, — это:
образование
Процесс увеличения размера, функциональных возможностей или сложности органа или организма до точки оптимальной зрелости называется:
ростом
Процесс, состоящий из последовательности генетически запрограммированных изменений внешнего вида организма, его организации и функции, называется:
созреванием
Психологическая антропология изучает человека как существо
биосоциальное
Психологическое учение, в центре которого находятся бессознательные психические процессы, — это:
психоанализ
Работа «Антропология и педагогика» принадлежит:
П.Ф. Лесгафту
Развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества называют:
социализацией
Разработал личностно-ориентированную психотерапию, получившую название «клиент-центрированной терапии»
К. Роджерс
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется:
средой
Родовая способность человека, проявляющаюся в обращении сознания на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности, называется:
рефлексией
Руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающие из установленных наукой закономерностей, — это:
принцип
Ряд таких широко используемых понятий, как «временная перспектива», «квазипотребность», «целевая структура», «уровень притязаний», «поиск успеха и стремление избежать неудачи» и др. ввел в психологический оборот
К. Левин
Самостоятельной наукой, признанной как реальное научное человековедение, антропология стала благодаря:
Ч. Дарвину
Сведение богатого духовного опыта человека, многогранной духовной жизни, осмысленного внутреннего мира субъекта к его отдельным сторонам и предпосылкам называют:
редукционизмом
Следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с другими людьми, называется:
цивилизацией
Сложный, многогранный процесс взаимодействия, включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека, называется:
общением
Совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности и ее образование, понимается как:
обучение
Совокупность образцов и ценностных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований, называется:
парадигмой
Совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека
мотивация
Совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов — это:
культура
Совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов), влияющих на стиль жизни и мышление социальных групп, называется:
субкультурой
Согласно основным идеям когнитивной психологии, решающую роль в поведении человека имеют:
знания
Создал и разработал психоанализ:
З. Фрейд
Создателем гештальттерапии был:
Ф. Перлз
Создателем структурной психологии является:
Э. Титченер
Специфические свойства психики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития, называются:
возрастными психологическими особенностями
Способ познания какой-либо реальности называется:
методом
Способ познания, отвечающий конкретным задачам исследования, содержащий описание объекта, процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных, называется:
методикой
Способ, образ жизни и действий, основанный на определенных закономерностях, называется:
стилем
Способность анализировать и обобщать явления внешнего и внутреннего мира называется:
разумом
Способность человека к созданию нового во всех сферах жизни называется:
креативностью
Средства своего «воспитательного влияния» новая педагогика, по Н.И. Пирогову и К.Д. Ушинскому, должна была «черпать» из:
природы человека
Сталкивающиеся в конфликте противоположные начала называются:
противоречиями
Становление человека как биологического вида и социального существа есть __________________ развития.
результат
Статья «Вопросы жизни» написана:
Н.И. Пироговым
Сформулировал принцип единства сознания и деятельности, ставший основополагающим для советской психологии
С.Л. Рубинштейн
Термин «антропология» для обозначения особой автономной области знаний, новой науки о человеке был предложен:
И. Кантом
Термин «педагогическая антропология» впервые употребил
Н.И. Пирогов
Третью фазу развития личности в социальной группе А.В. Петровский назвал:
интеграцией
Труд «Педагогическое человековедение», где обосновывалась мысль о создании педагогической антропологии, которая должна представлять собой синтез различных подходов к человеку и служить в качестве теории педагогической деятельности, написан
Г. Нолем
Универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении, — это:
развитие
Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни, является предметом исследования
гуманистической психологии
Ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте называется:
акселерацией
Установите последовательность различных исторических периодов по продолжительности детства, начиная от наименьшей:
1) первобытное общество
2) античность
3) средневековье
4) современность
Установите правильную последовательность видов знания по уровням, начиная с низшего:
1) знание-опознание
2) знание-воспоминание
3) знание-понимание
4) знание-оценка
5) знание-убеждение
Установите правильную последовательность субъектов социальной деятельности по количеству людей, начиная от наименьшего:
1) индивид
2) контактная группа
3) общественная организация
4) этнос
5) страна
6) человечество
Учение о природе, условиях развития и становления субъективности, внутреннего мира человека в образовании и культуре называется:
психологической антропологией
Учение о сущности человека, его происхождении и смысле жизни, о закономерностях бытия можно определить как:
философская антропология
Учение о том, что все вещи состоят из самостоятельных элементов и что все совершающееся основывается на перемещении, соединении этих элементов, называют:
атомизмом
Учение о целостном человеке, его происхождении и его назначении в мире и вечности есть:
христианская антропология
Учение, согласно которому поведение есть сумма приспособительных реакций, называется:
бихевиоризмом
Фактором психического развития не является:
потребность
Философию существования иначе еще называют:
экзистенциализмом
Фундаментальный способ бытия человека в мире, состоящий в осознанном и целенаправленном преобразовании и мира, и себя в этом мире, определяют как:
деятельность
Функция педагогических антропологий сводится к способу окраски научных данных, касающихся педагогического процесса, в антропологические цвета — такой вывод делает в своем учении
Й. Дерболав
Характеристика социально-исторического значения для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности обозначается как:
ценность
Характерной особенностью развития является:
переход количественных изменений в качественные
Характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества называются:
возрастными особенностями
Целенаправленное развитие человека называется:
воспитанием
Центральной экзистенциальной категорией антропологической педагогики является категория
встречи
Часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты, называется:
духовной культурой
Часть общей системы культуры, включающая сферу материальной деятельности и ее результаты, — это:
материальная культура
Часть общей системы культуры, включающая художественное творчество и его результаты, называется:
художественной культурой
Человек — это:
высшая ступень развития организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры
Человек как уникальная, самобытная личность реализуется в свободной, творческой деятельности, проявляется в самоопределении, самосовершенствовании. Речь идет об
индивидуальности
Человек как уникальная, самобытная личность; реализуется в свободной, творческой деятельности, проявляется в самоопределении, самосовершенствовании — это:
индивидуальность
Человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя, — это:
личность
Эмпатическое слушание обосновал:
К. Роджерс
Явление, постигаемое в чувственном опыте, называют:
феноменом
Ядро психоанализа как нового психологического направления составило учение о:
бессознательном