«Инструмент» психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности, — это:
социальный интеллект
«Комплекс оживления» возникает к концу
1-ого месяца жизни
«Комплекс оживления» знаменует собой появление у младенца потребности в:
общении
Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт, — это метод ...
эксперимента
Активное приспособление к среде — это:
ассимиляция
Актуальный генез, наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, а также развернутые последовательности действий, — это:
микрогенез
Безусловные рефлексы, полученные в наследство от животных предков, бесполезные для ребенка и исчезающие в первые месяцы жизни, называют:
атавистическими
Безусловный рефлекс, проявляющийся в повышенной цепкости новорожденного к палочкам или пальцам, вложенным в его ладони, называют:
обезьяньим
В основе способности ребенка к обобщению лежит:
предметное значение речи
В результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления, возникает:
жизненный план
В случаях, когда столкновение ценностей, вырабатываемых самим подростком, и ценностей его социального окружения приводит к появлению у подростка позиции человека, отвечающего за свою судьбу, — возникает эмоциональная стадия:
автономии
Важное явление, определяющее формирование самосознания подростка, выделенное Эткиндом, — это:
эгоцентризм
Важной характеристикой восприятия ребенка раннего возраста является его:
аффективная окрашенность
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является:
игра
Ведущей деятельностью для младшего школьного возраста является:
учебная деятельность
Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:
предметно-манипулятивная деятельность
Вид деятельности, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития, — это деятельность ...
ведущая
Вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности, — это:
дружба
Внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта своих собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемых как истинное и ценностное, — это:
смысл жизни
Внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя источники развития, — это:
условия развития
Возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни, — это возраст ...
хронологический
Возраст человека, называемый возрастом «социальных потерь», — это:
пожилой
Возраст, характеризующий величину отклонения дыхательных возможностей организма от должного для данного хронологического возраста, — это возраст ...
энергетический
Возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности, — это возраст ...
субъективный
Восприятие глубины у ребенка возникает после
8-ми месяцев жизни
Впервые мотив сотрудничества появляется у ребенка в:
раннем возрасте
Временной интервал между рождением и смертью, субъективное представление будущего — это:
время жизни
Вторым этапом развития самосознания у ребенка является:
называние себя по имени в третьем лице
Выбор подростком для самореализации область деятельности, представляющую наибольшую трудность, — это форма ...
гиперкомпенсации
Выработка личных нравственных принципов, которые могут совпадать, а могут и в чем-то отличаться от норм референтной группы, это уровень развития моральных суждений ...
постконвециональный
Высокая степень эмоционально положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов, — это:
любовь
Высокий уровень речевого развития и памяти ребенка на фоне недостаточного развития восприятия и наглядно-образного мышления называется:
вербализмом
Выявление определенных психологических особенностей и уровней развития соответствующего психического качества или свойства — это:
констатирующий эксперимент
Генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека, — это возраст ...
биологический
Главным приобретением переходного периода между младенчеством и ранним возрастом является:
автономная речь
Грусть или острый испуг, возникающий у младенца при относительно продолжительном отсутствии матери (или человека ее замещающего), называется:
страхом расставания
Действия младенца по вкладыванию одного предмета в другой называют:
соотносящими
Действия ребенка раннего возраста, которые он начинает воспринимать как свои и сопровождает своим именем или местоимением «я» («Вова идет гулять», «Я играю»), Д.Б. Эльконин назвал:
личными
Действия ребенка, при которых одни предметы используются вместо других (например, брусок вместо кровати), называются:
замещающими
Деятельность ребенка, проявляющаяся в том, что он не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними, называется:
предметно-манипулятивной деятельностью
Для подростковой группы-коллектива характерно:
преобладание отношений взаимопомощи и взаимопонимания
Для подростковой группы-кооперации характерны:
групповой индивидуализм, противопоставление себя другим группам
Добровольное, т.е. внутренне принятое, осуществление необходимости, правил, требований и т.д. в границах и формах, определяемых самим субъектом, — это:
ответственность
Единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли, — это половая ...
идентичность
Если в подростковом возрасте детей тянет друг к другу и их общение очень интенсивно, — это называют ...
реакцией группирования
Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, — это:
самопознание
Желание человека повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества — это:
генеративность
Жизненная ситуация человека, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей, — это ситуация ...
депривационная
За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон
эстроген
За пробуждение сексуальных потребностей и половое влечение подростков отвечает гормон
андроген
Зависимость развития психики от предметных действий — это детерминизм ...
деятельностный
Закон научения, согласно которому если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию, — это закон ...
смежности во времени
Закон научения, согласно которому любой акт, вызывающий в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с ней, так что если она вновь появляется, то более вероятным, чем прежде, становится и появление этого акта, — это закон ...
подкрепления
Закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе, — это закон ...
упражнения
Закон психического развития, согласно которому возрастное развитие имеет сложную организацию во времени, свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы жизни, — это закон ...
сложной организации развития во времени
Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития, — это закон ...
неравномерности возрастного развития
Закон психического развития, согласно которому развитие есть цепь качественных изменений, — это закон ...
метаморфозы
Закон развития, согласно которому история развития индивидуального организма сжато повторяет основные стадии всего ряда предшествующих форм, — это:
биогенетический закон
Закон развития, согласно которому психические функции, возникающие первоначально как формы коллективного поведения, становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека, — это закон ...
развития высших психических функций
Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов — это:
детерминизм
Закономерность возрастного психического развития, обозначающая на каждом отрезке жизненного пути не только рост (приобретения, новые адаптивные возможности), но и упадок, потери, причем в течение жизни происходит изменение их соотношения, — это:
многонаправленность
Закономерность возрастного психического развития, обозначающая отсутствие жесткой предопределенности развития, — это:
вариативность
Закономерность возрастного психического развития, характеризующая психологический механизм возмещения недоразвитых или нарушенных психических структур путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных структур, — это:
компенсаторность
Закономерность возрастного психического развития, характеризующая развитие в направлении от прошлого к будущему, — это:
необратимость
Закономерность возрастного психического развития, характеризующая разновременность развития, — это:
гетерохронность
Закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов, — это:
сензитивность
Законы, закономерности, тенденции изменения психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека в течение его жизни — это предмет психологии ...
возрастной
Замещающие действия у ребенка появляются в:
раннем возрасте
Замирание ребенка и недолгая задержка взгляда на ярком предмете называется:
зрительным сосредоточением
Замыкание интересов на проблемах узкого социального пространства, при котором престарелые люди идентифицируют себя не с членами больших социальных групп, а только с членами малой группы, чаще всего семьи и семейного окружения, — это:
инкорпоризация
Зрительное сосредоточение возникает:
на 3-5-й неделе жизни
Игра дошкольника, в которой игра в роли взрослых дополняется сюжетом деятельности, отражающейся в игре, называется:
сюжетно-ролевой
Игра ребенка, в которой используемые ребенком предметы наделяются не свойственным им игровым смыслом (например, кубик превращается в машину), называется:
режиссерской
Игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и их отношения, называют:
ролевой
Игровая деятельность ребенка формируется на основе
предметно-манипулятивной деятельности
Идеальное "Я" слишком сильно отличается от реального в случае
высокого уровня притязаний и недостаточного осознания своих возможностей
Из компонентов, в структуру учебной деятельности, по Д.Б. Эльконину, входят:
контроль
мотивация
учебная задача
учебные операции
Из перечисленного, гипотетико-дедуктивное мышление основывается на развитии:
комбинаторика
пропозициональные операции
Из перечисленных воздействий, к гормону роста относятся:
воздействует на белковый обмен и электролитный баланс
воздействует на жировой и углеводный обмен
регулирует прирост мышечной ткани
сильнее всего стимулирует рост скелета
Из перечисленных критериев, для диффузной группы характерны:
ни один из данных критериев
Из перечисленных профессиональных типов, среди девушек преобладают:
артистический
конвенциональный
социальный
Из перечисленных профессиональных типов, среди юношей преобладают:
исследовательский
предпринимательский
реалистический
Из перечисленных типов эмоционального реагирования, Х. Ремшмидт в подростковом возрасте отмечает:
идеализм
нападение или отступление
эмоциональная неустойчивость
Из перечисленных факторов, для ассоциации характерны:
общая структура
общая цель
Из перечисленных факторов, для группы-кооперации характерны:
групповая подготовленность в определенной сфере деятельности
единство целей
Из перечисленных, к составляющим «Я-концепции» относятся:
динамическое Я
идеальное Я
реальное Я
фантастическое Я
Изучение личности в разных видах деятельности — это:
метод обобщения независимых характеристик
Изучение развития одного и того же испытуемого длительное время — это:
лонгитюдиальное исследование
Индивидуальное объективное отражение в психике и сознании человека социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе — это:
ценностные ориентации
Индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни, — это:
онтогенез
Использование врачами медицинских средств, ускоряющих наступление смерти неизлечимых больных, — это:
активная эвтаназия
Исследование Л.А. Головей о готовности к профессиональному выбору показало, что четкий профессиональный план отсутствует у юношей в:
75%
История индивидуального развития личности — это:
жизненный путь
Источником появления демонстративности в поведении ребенка является:
недостаток внимания взрослых
К концу первого года ребенок может вспомнить где спрятана его игрушка по прошествии:
1-7 секунд
К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости, выражают готовность обсудить его проблемы в семье:
с высокой рефлексией и ответственностью
К подростку относятся так же, как в детстве (им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии), в семье:
отчужденной
Какие реакции младенца сопровождают «комплекс оживления»:
движения рук и ног
улыбка
фиксация взгляда на лице матери
Какие точки созревания подростка, выделил Л.С. Выготский:
органическое
половое
социальное
Качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития, — это:
новообразование развития
Качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур — это:
развитие
Классическое американское направление изучения детства, описывающее количественные показатели достижений ребенка в процессе психического развития, — это:
нормативный подход
Когда ребенок принимает оценки своей референтной группы (семьи, класса, религиозной общины), тогда достигается уровень развития моральных суждений
конвенциональный
Комплекс нарушений, включающий дефекты познания, прогрессирующую потерю памяти и изменения личности, которые часто связываются со старческим возрастом, — это:
деменция
Комплексная наука о детях, включающая педагогику, психологию, физиологию и т.д., — это:
педология
Краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий, — это:
тестирование
Кризис 7-ми лет, по Л.И. Божович, это период рождения ...
социального «я» ребенка
Кризис, наступающий в подростковом возрасте и подразумевающий биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций, — это кризис ...
пубертатный
Л.И. Божович связывает кризис подросткового возраста с возникновением в этот период нового уровня
самосознания
Л.С. Выготский рассматривал как "ключ ко всей проблеме психологического развития подростка" проблему
интересов
Лепет появляется у ребенка в(-о):
втором полугодии
Методический принцип, согласно которому человек есть то, что делает из него окружение, среда, — это принцип ...
бихевиоризма
Механизм сбалансированности интеллектуальных приобретений и потерь в старости — это:
компенсация
Морфологические изменения, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата, — это:
созревание
Мотивационно-аффективная либидозная привязанность к родителям противоположного пола для девочек — это комплекс ...
Электры
Мотивационно-аффективная либидозная привязанность к родителям противоположного пола для мальчиков — это:
комплекс Эдипа
Мышление ребенка в раннем возрасте называют:
наглядно-действенным
На основе результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе у юноши формируется:
самооценка
Наиболее благоприятное положение в системе личных взаимоотношений со сверстниками занимают юноши и девушки, имеющие уровень самооценки
средний
Наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных, творческих способностей личности, — это:
зрелость
Направление исследований умирания и смерти — это:
танатология
Направленность полового влечения и форм его реализации — это:
психосексуальная ориентация
Наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека — это:
акмеология
Наука о старении, старости и долголетии человека — это:
геронтология
Негативная сторона идентичности в зрелости, по Э. Эриксону, — это:
застой
Негативная сторона идентичности в молодости, по Э. Эриксону, — это:
изоляция
Негативная сторона идентичности в старости, по Э. Эриксону, — это:
отчаяние
Недовольство своей наружностью, представление о своем физическом недостатке, как правило, не соответствующие действительности, сопровождающиеся непреодолимым желанием исправить свою внешность, — это синдром ...
дисморфофобии
Некритичное принятие ценностей семьи, общества, религиозной группы — это идентичность ...
предопределенная
Неожиданный феномен старости и долгожительства — это:
творчество
Неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации, — это:
эгоцентризм
Новообразование как результат реорганизации Я-концепции стариков — это:
чувство личностного благополучия
Новообразованием критической фазы подросткового возраста, ярким свидетельством того, что отрочество началось, является:
чувство взрослости
Нормальный, не обусловленный заболеваниями процесс геронтогенза — это:
естественное старение
Нормативно одобряемый образец поведения — это:
социальная роль
Образ желанной и осознаваемой как возможной своей будущей жизни при условии достижения определенных целей — это:
жизненная перспектива
Образно-ролевая игра дошкольника сменяется игрой
сюжетно-ролевой
Обусловленность поведения психической деятельностью, совершающейся объективно подобно рефлексу, — это детерминизм ...
естественнонаучный психологический
Общение ребенка раннего возраста в основном ориентировано на общение с(-о):
близкими взрослыми
Одна из прямых причин старческого слабоумия — это:
болезнь Альцгеймера
Одним из первых механизмов памяти младенца является:
узнавание
Онтогенез как последовательность относительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрезков — это __________________ развития.
периодизация
Основным внутренним рычагом саморегуляции является:
самооценка
Особенность личности ребенка, проявляющаяся в повышенной потребности в успехе и внимании к себе окружающих, называется:
демонстративностью
Особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, — это возрастные ...
кризисы
Осознание юноши себя в качестве члена общества и конкретизация в новой общественно значимой позиции — это:
самоопределение
Острая борьба мотивов (делать ли, что надо или, что хочется), после чего происходит создание намерения и, наконец, его исполнение — это:
волевой акт
Отказ врачей от мер, способствующих поддержанию жизни неизлечимых больных, — это:
пассивная эвтаназия
Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений подростка о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе, — это:
«Я-концепция»
Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, — это:
дружба
Отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти (по Э. Эриксону) — это:
мудрость
Пассивное приспособление к среде — это:
аккомодация
Патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде, — это:
психопатия
Первичная самооценка ребенка имеет характер
защитный
Первичная самооценка ребенка появляется в:
раннем возрасте
Первые функциональные действия у ребенка появляются:
после 10-ти месяцев
Первый признак наступления пубертатного периода — это:
ускорение роста
Первый симптом болезни Альцгеймера — это:
забывание
Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа
Ст. Холла
Первым признаком зарождающегося самосознания у ребенка является:
узнавание себя в зеркале
Период онтогенеза от 10-11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности, образует:
подростковый возраст
Период онтогенеза, переход от юности к зрелости — это:
молодость
Период старения и старости — это:
геронтогенез
Пищевое сосредоточение возникает у ребенка при:
прикосновении к углам губ
По данным Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью подростков становится:
интимно-личностное общение
По мнению Л.И. Божович, свое выражение более широкий жизненный опыт юноши, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, находит в:
убеждении
По отношению к подростку господствует принцип вседозволенности, родители позволяют манипулировать собой в семье:
с попустительским отношением
Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в гипертрофированном стремлении к самостоятельности действий и решений, называется:
своеволием
Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в жестком проявлении им власти над окружающими его взрослыми, диктате своих желаний, называется:
деспотизмом
Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в изменении позитивного отношения к правилам поведения, вещам, занятиям на негативное, а также проявление этого негативного отношения в действиях ребенка называется ...
обесцениванием
Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в негативной реакции не на само действие, которое он отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого, называют:
негативизмом
Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в нетерпимом отношении к другим детям, стремлении ограничить их права в семье, называется:
ревностью
Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в систематических конфликтах со взрослыми в течение длительного времени, называют:
протестом-бунтом
Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в том, что он настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам сказал об этом взрослым и требует, чтобы с его мнением считались, называется ...
упрямством
Поведение 3-летнего ребенка, направленное не против конкретного взрослого, а против всей системы, сложившейся в раннем детстве, принятых в семье норм воспитания, называется:
строптивостью
Поведение ребенка, ориентированное на непосредственно воспринимаемую ситуацию, называется:
полевым
Подросток находится в положении личности, принадлежащей двум культурам, т.е. личности
маргинальной
Подросток не усваивает позитивных форм общения, опирается на такие способы воздействия на других, как агрессия и нигилизм, в семье
с попустительским стилем отношения
Подросток обнаруживает неспособность (упорное нежелание) строить планы на будущее и избегает взросления при:
размывании времени
Подросток становится носителем диктаторского стиля во взаимодействии с людьми или демонстрирует униженную неадектатную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенной в себе личности, в семье
авторитарной
Подросток, который инфантилен по своим социальным реакциям и которому сверстники дают прозвища"маменькин сынок" и "детский сад", вырос в семье
гиперопекающей
Подросток, который является достаточно прогнозируемым и способен соответствовать общественным ожиданиям в сфере общения, вырос в семье с:
благополучными отношениями
Позитивная сторона идентичности в зрелости, по Э. Эриксону, — это:
производительность
Позитивная сторона идентичности в молодости, по Э. Эриксону, — это:
интимность
Позитивная сторона идентичности в старости, по Э. Эриксону, — это:
интегративность
Познавательному развитию ребенка способствует:
разнообразие впечатлений
Познание своего Я не только в настоящем, но и в будущем и определение своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов в юношеском возрасте называется:
самосознанием
Понимание хода жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года, — это:
жизненный цикл
Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано:
Руссо
Понятие, отражающее особые межличностные отношения, отличающиеся своей предельной сокровенностью, глубокой привязанностью и преданностью, полнотой духовного, эмоционального и физического общения, — это:
интимность
Последнее критическое событие в жизни человека — это:
смерть
Последствия клинической смерти, установленные Р. Моуди, — это:
изменение образа жизни
исчезновение страха смерти
переоценка ценностей
Появление «комплекса оживления» означает:
окончание периода новорожденности
Преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения — это метод ...
наблюдения
Представление о себе в настоящем времени — это:
реальное Я
Презрительное, враждебное неприятие ролей, ценимых в семье и ближайшем окружении подростка, попытки найти идентичность, прямо противоположную той, которую предпочитают для своего ребенка ближние, наблюдается у подростка с:
негативной идентичностью
При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, при уменьшении внимания со стороны взрослых возникает реакция
оппозиции
Принцип развития, согласно которому все, что растет и развивается, имеет общий план, исходя из которого развиваются отдельные части, причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития, — это принцип ...
эпигенетический
Принцип развития, согласно которому на каждом новом витке все психические процессы становятся, с одной стороны, более дифференцированными, а с другой — более интегрированными, специфичными, — это принцип ...
генетической спирали
Процесс адаптации к социальной среде, по Ж. Пиаже, — это:
социализация
Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления — это:
научение
Процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п., — это:
рост
Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а также организация формирования знаний, умений, навыков — это:
обучение
Проявлением интеллектуальной неготовности к школе является:
вербализм
Проявлением личностной неготовности ребенка к школе является:
«уход от реальности»
демонстративность
тревожность
Психическое развитие как смена умственных структур — это теория ...
Ж. Пиаже
Психическое состояние в ответ на дефицит или отсутствие упорядоченной и осмысленной информации для познания — это депривация ...
когнитивная
Психическое состояние ограниченной возможности для реализации человеком своей роли в обществе — это депривация ...
социальная
Психическое состояние субъекта, возникшее в результате невозможности удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени, — это:
депривация
Психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи, а также переживание неудачи — это:
фрустрация
Психическое состояние человека, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, познавательных возможностей и общей пассивностью поведения, — это:
депрессия
Психическое состояние, вызванное избытком биогенных аминов в мозгу, — это:
эйфория
Психическое состояние, вызванное недостатком биогенных аминов в мозгу, — это:
депрессия
Психическое состояние, обусловленное «обедненной» средой, т.е. средой, характеризующейся недостаточным количеством, ограниченной изменчивостью или однообразным качеством раздражителей органов чуств, — это депривация ...
сенсорная
Психическое состояние, характеризующееся недостаточной возможностью для установления интимного отношения к какому-либо лицу, — это депривация ...
эмоциональная
Психологическая готовность детей к школе включает готовность
личностную и интеллектуальную
Психологический фактор долголетия жизни и познавательной деятельности — это:
интеллектуальная активность
оптимистические установки
правильная организация повседневной жизни
продуктивное общение
Психологическим содержанием кризиса 3-х лет является:
изменение системы отношений со взрослыми и выделение своего «я»
Психологическое совладание с собственным телесным и сексуальным созреванием — это важная задача для ...
подростка
Психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека — это возраст ...
психологический
Развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биологическую эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком, — это:
филогенез
Развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурном, часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем, — это:
антропогенез
Раздел возрастной психологии, изучающий психологические вопросы старения, старости и долголетия, — это:
геронтопсихология
Распад как ослабление субординации иерархически высшими уровнями низших уровней динамической функциональной структуры личности — это:
деградация личности
Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития — это:
зона ближайшего развития
Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния, — это:
анаболизм
Реакция на цвет у ребенка появляется:
в 3-4 месяца жизни
Реакция организма, направленная вовне, на окружающую среду, с целью ее изменения, — это:
катаболизм
Ребенок может схватить предмет
в 5-6-ти месяцев жизни
Ребенок начинает узнавать себя в зеркале после
2-х лет жизни
Ребенок начинает улыбаться знакомым людям после
3-4-х месяцев жизни
Режиссерская игра появляется у ребенка в:
раннем возрасте
Резкое развитие одних органов может быть не согласовано с изменениями других и говорит о развитии организма подростка как:
гетерохронном
Речевой слух и гуление появляются у ребенка в(-о):
первом полугодии
Самоубийство как акт, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания, — это:
суицид
Свойство мудрости, выделенное П. Балтесом, — это:
высокий уровень знаний, суждений, советов
наличие ума и добродетели
способность к решению смысложизненных вопросов
широта, глубина и сбалансированность знаний
Сексуальная энергия в психоанализе — это:
либидо
Сжатая форма действия, по Ж. Пиаже, — это:
мысль
Сжимание пальцев ног новорожденного, вызванное нажатием пальцев на подошву стопы ребенка, является рефлексом, который называется:
безусловным
Ситуация, в которой резко обостряется самопознание, — это ситуация ...
пограничная
Складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной, — это:
социальная ситуация развития
Склонность приписывать себе положительные качества личности при игнорировании неблагоприятных — это защитный механизм ...
пожилых
Сложное психологическое образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной, произвольной сфер ребенка и обеспечивающее эффективность его обучения в школе, называют:
психологической готовностью к школе
Слуховое сосредоточение появляется:
на 2-3-й неделе жизни
Слуховое сосредоточение проявляется в замирании ребенка, вызванном
резким звуком
Смысловая ориентировочная основа поступка ребенка возникает в:
младшем школьном возрасте
Совмещение жизненных целей и перспектив друзей при сохранении индивидуальности и особенности каждого, которое возможно только на основе относительно стабильного образа «Я», называется подлинной
интимностью
Совокупность понимаемых ребенком слов называется:
пассивным словарем
Совокупность произносимых ребенком слов называется:
активным словарем
Согласованное и зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе — это:
Я-концепция
Соотнесение своих индивидуальных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества — это:
жизненная стратегия
Сохранение во взрослом состоянии человека черт характера, свойственных детям и подросткам, — это:
инфантилизм
Социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин, называются социальными
половыми ролями
Сочетание таких личностных особенностей ребенка, как демонстративность и тревожность, приводят к:
«уходу от реальности»
Специфика социальной ситуации развития младенца заключается в полной зависимости от:
взрослого человека
Способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности — это метод ...
биографический
Способность понимать самого себя, свои собственные действия и состояния — это:
рефлексия
Способность ребенка подчинить одно свое желание другому и на этой основе сделать выбор называется способностью соподчинять:
соподчинять мотивы
Среди особенностей поведения ребенка 3-х лет, признаками кризиса 3-х лет являются следующие:
негативизм
обесценивание
протест-бунт
строптивость
Стадия приспособления к мысли о смерти, по Э. Кюблер-Росс, когда человек испытывает зависть и обиду к окружающим, чувство крушения планов и надежд, — это:
гнев
Стадия приспособления к мысли о смерти, по Э. Кюблер-Росс, когда человек осуществляет поиск различных способов продлить жизнь, — это:
торг
Стадия приспособления к мысли о смерти, по Э. Кюблер-Росс, когда человек отказывается принять смерть, ищет обнадеживающие мнения и диагнозы, — это:
отрицание
Стадия приспособления к мысли о смерти, по Э. Кюблер-Росс, когда человек ощущает безнадежность, горечь от разлуки с родными и близкими, — это:
депрессия
Стадия приспособления к мысли о смерти, по Э. Кюблер-Росс, когда человек смиряется со своей судьбой и спокойно ждет развязки, — это:
принятие
Столкновение ролевых позиций — это:
ролевые конфликты
Страх потери собственной идентичности подростка обусловливает:
уход от близких взаимоотношений
Страх расставания обостряется между
15 и 18-ю месяцами жизни
Страх расставания появляется у ребенка между
7 и 11-ю месяцами жизни
Стремление высвободиться из-под опеки взрослых можно определить как:
реакцию эмансипации
Стремление ребенка получить не только эмоциональную поддержку от взрослого, но и «втянуть» его в свои игры, в совместные действия называется:
мотивом сотрудничества
Стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей — это:
самоактуализация
Ступень развития субъекта человеческих общностей подростка В.И. Слободчиков назвал ступенью
персонализации
Субъективное чувство непрерывной самотождественности — это:
идентичность
Сюжетно-ролевая игра дошкольника сменяется игрой
с правилами
Такая функция памяти, как воспроизведение, появляется у ребенка после
8-ми месяцев жизни
Теория детского развития, согласно которой, начиная с момента рождения, через строго определенные промежутки времени, в определенном возрасте у детей появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг друга, — это теория ...
созревания
Теория развития детской психики и детской личности, согласно которой стадии детского развития соответствуют стадиям перемещения зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность, — это теория ...
психоаналитическая
Теория развития, согласно которой происходит чередование анаболизма и катаболизма, повторяющееся на каждом новом витке развития, сопровождающемся образованием нового качества, — это теория развития согласно ...
А. Валлону
Теория развития, согласно которой психическое развитие является результатом конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни, — это теория ...
конвергенции двух факторов
Теория развития, согласно которой развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию, — это теория ...
развития морального сознания Л. Колберга
Теория развития, согласно которой развитие представляет собой сумму обучений, растянутую на большие временные дистанции, — это теория ...
научения
Теория развития, согласно которой развитие представляет собой эволюцию, управляемую потребностью в равновесии, — это теория ...
развития интеллекта, по Ж. Пиаже
Теория развития, согласно которой ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет вкратце главные этапы истории всего человеческого рода, — это теория ...
рекапитуляции
Теория развития, согласно которой эволюция живой природы происходит в строго определенном направлении, подчиняясь принципу изначальной целесообразности в природе, — это:
ортогенез
Тип поведения в зрелом возрасте, когда личность активно организует течение событий, — это:
функционально-действенный
Тип поведения в зрелом возрасте, когда личность находится в зависимости от событий и обстоятельств своей жизни, — это:
стихийно-обыденный
Тип поведения в зрелом возрасте, когда личность пассивно относится к времени своей жизни, — это:
созерцательно-пролонгированный
Тип поведения в зрелом возрасте, когда личность пролонгированно осуществляет организацию времени, — это:
созидательно-преобразующий
Тип приспособления к старости, по Д. Бромлей, когда имеет место стремление к самообеспеченности, отказ от помощи, прямолинейность в суждениях и поступках, — это отношение ...
оборонительное
Тип приспособления к старости, по Д. Бромлей, когда старый человек адекватно воспринимает новую социальную ситуацию, — это отношение ...
конструктивное
Тип приспособления к старости, по Д. Бромлей, который означает неактивность, чувство одиночества и ненужности, ожидание смерти как избавления от страданий, — это отношение ...
самовраждебности
Тип приспособления к старости, по Д. Бромлей, который предполагает агрессивность, подозрительность, взрывчатость стариков, приписывание своих неудач другим, — это отношение ...
враждебное
Тип старика, по Ф. Гизе, отрицающий у себя какие-либо признаки старости и дряхлости, — это:
старик-негативист
Тип старика, по Ф. Гизе, признающий наступление старости, но к этому признанию приходящий через внешние влияния и путем наблюдения окружающей действительности, — это:
старик-экстравертированный
Тип старости, по И. Кону, когда моральное удовлетворение и заполнение жизни дает забота о здоровье, — это:
«мужской» тип старения
Тип старости, по И. Кону, когда приложение сил старика находится в семье, в домашней работе, — это:
«женский» тип старения
Тип старости, по И. Кону, когда человек продолжает участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т.д., — это:
активная, творческая старость
Тип старости, по И. Кону, когда энергия стареющего человека направлена на устройство собственной жизни, — это:
старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью
Тип стрика, по Ф. Гизе, остро переживающий процесс постарения, — это:
старик-интровертированный
То, каким субъект желал бы стать, если бы оказалось возможным, — это:
фантастическое Я
То, каким субъект намерен стать, — это:
динамическое Я
То, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы, — это:
идеальное Я
То, что индивид осознает свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление и преемственность, называется потребностью в:
смысле жизни
Третьим этапом развития самосознания ребенка является:
называние себя по имени в первом лице
У девушек жизненное и профессиональное самоопределение между собой ...
не связаны
У первобытных народов переход от детства к взрослому состоянию осуществляется довольно резко, часто через ритуалы
инициации
У подростка превалируют нигилистические реакции, ажиотированная агрессия или неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения в семье
отчужденной
У подростков, избегающих вовлеченности, отмечается:
размывание способности к продуктивной работе
У ребенка раннего возраста способность соподчинять мотивы
не сформирована
У юношей выявлена взаимосвязь между самооценкой и оценкой сверстников своего пола — чем выше самооценка, тем в большинстве случаев оценка сверстников
выше
У юношей жизненное и профессиональное самоопределение между собой ...
тесно связаны
Удлинение тела стимулируется в основном гормоном роста, который называется:
соматотропином
Уменьшение или увеличение вероятности того, что определенный акт поведения повторится снова, — это:
подкрепление
Умственные действия, осуществляемые, в отличие от конкретных операций, не с предметными представлениями, а с отвлеченными понятиями, — это:
пропозициональные операции
Уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, — это:
жизненный стиль
Условное символическое поколение — это:
возрастная когорта
Условные рефлексы у ребенка возникают к концу
первого месяца жизни
Установите правильную последовательность кризисов развития, по В.И. Слободчикову:
1) новорожденности
2) раннего детства
3) отрочества
4) молодости
5) зрелости
Установите правильную последовательность периодов онтогенеза, по Д.Б. Эльконину:
1) раннее детство
2) детство
3) отрочество
Установите правильную последовательность периодов развития интеллекта, по Ж. Пиаже:
1) сенсомоторные структуры
2) структуры конкретных операций
3) структуры формальных операций
Установите правильную последовательность стадий приспособления к мысли о смерти, по Э. Кюблер-Росс:
1) отрицание
2) гнев
3) торг
4) депрессия
5) принятие
Установите правильную последовательность ступеней развития, по К. Бюлеру:
1) инстинкт
2) дрессура
3) интеллект
Установите правильную последовательность фаз детского развития, по З. Фрейду:
1) оральная
2) анальная
3) фаллическая
4) латентная
5) генитальная
Установите правильную последовательность фаз развития, по Р. Сирсу:
1) рудиментарное поведение
2) вторичные (социализированные) мотивационные системы
3) вторичные мотивационные системы
Утрата интеллектуальных и социальных стимулов, изоляция и перемена в социальном статусе, связанные с выходом на пенсию, — это установка ...
самообесценивания
Уход от близких взаимоотношений, размывание времени, размывание способности к продуктивной работе, негативная идентичность — это четыре основных типа развития неадекватной ...
идентификации
Фаза развития ребенка, которая характеризуется тем, что либидо не фиксировано, — это фаза ...
латентная
Факторы, которые определяют поступательное движение развития человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития — это:
движущие силы развития
Физическое и психологическое чувство разобщенности и социальной изоляции личности — это:
одиночество
Форма осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимание внутреннего мира других людей — это:
рефлексия
Формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности — это:
интериоризация
Фундаментальная переориентация мышления с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей, лежащих за непосредственной данностью, именуется переходом к мышлению
гипотетико-дедуктивному
Функциональные действия ребенка имеют:
подражательный характер
Функция движения, направленная на внешний мир, — это функция ...
кинетическая
Функция движения, связанная с выражением эмоций, — это функция ...
тоническая
Характеристика речи ребенка раннего возраста, заключающаяся в его способности обозначать одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними, называется:
предметным значением речи
Хронологические границы юности наиболее часто определяются в психологии годами (возрастом):
15-23
Целенаправленное ограничение себя в еде, доходящее до степени голодания, обусловленное стремлением к похуданию, — это нервная ...
анорексия
Целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки определенных качеств, умений — это:
формирующий эксперимент
Ценностные ориентации подростка направлены на проникновение в ценности всего многообразия реальной действительности предметного мира (образно-знаковых систем, природы, социального пространства) в семье
с высокой рефлексией и ответственностью
Центральное место в половом созревании подростка занимает регуляция
гормональная
Цепь одинаковых, повторяющихся действий младенца Жан Пиаже назвал:
круговыми
Четвертым этапом развития самосознания ребенка является:
появление первичной самооценки
Число, получаемое в итоге математической обработки результатов выполнения испытуемым тестовых заданий, — это:
умственный возраст
Чрезмерное покровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей приводят к:
дезориентации
Э. Эриксон, создавший возрастную периодизацию жизненного цикла человека, в качестве основного новообразования подросткового возраста определил:
идентичность
Эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам являются характерными чертами поведения личности
маргинальной
Эмоционально подчеркнутые состояния ощущений (по Л.С. Выготскому) — это ощущения новорожденного, которые ...
недифференцированы от эмоций
Явление, названное Л.С. Выготским обобщением переживаний, возникает в:
младшем школьном возрасте
Яркие эмоциональные реакции, возникающие у ребенка раннего возраста при фрустрации и сопровождаемые криком, плачем, битьем ногами или руками называют:
аффективными вспышками