Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

 

 __________________ — это аспект исследуемого объекта, угол зрения, относительно которого получено или будет получено новое знание.
Предмет

 __________________ — это внезапное озарение, схватывание элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые гарантируют решение задач.
Инсайт

 __________________ — это совокупность сложных теоретических и практических задач, подлежащих решению.
Проблема

 __________________ не является методом построения и обоснования теоретического знания.
Систематизация

 Абсолютное знание характеризуется исчерпывающим воспроизведением обобщенных представлений об объекте, обеспечивающее
абсолютное совпадение образа с объектом

 Аксиома есть:
недоказуемое положение, принимающееся без доказательства

 Аксиоматические системы построены для:
современной математики и логики

 Алгоритмический подход широко используется:
при описании процессов функционирования систем управления

 Анализ является методом познания при помощи
расчленения или разложения предметов исследования на составные части

 Более высокий и более обобщенный уровень регуляции поведения людей по сравнению с нормами — это уровень ...
ценностей

 Будучи в основном верным отражением действительности относительное знание отличается:
неполнотой совпадения образа с объектом

 В __________________ каталоге карточки расположены по отраслям знаний.
систематическом

 В XVII-ХIХ вв. в развитии науки:
тенденция к дифференциации преобладала над интеграцией

 В качестве исходных положений при гипотетико-дедуктивном построении области знания принимаются:
вместо аксиом гипотезы

 В качестве примера описательной научной теории можно привести:
физиологическую теорию И.П. Павлова

 В конце ХVIII — первой половине ХIХ вв. глобальная научная революция характеризовалась:
переходом к дисциплинарно организованной науке

 В любой теории И. Лакатос выделяет ядро, т.е. основные принципы и ...
«защитные пояса», которыми ядро защищает себя в случае эмпирических затруднений

 В методологию науки термин «научная парадигма» ввел:
Т. Кун

 В научном познании истинность является:
центральным, наиболее сильным регулятивом научной деятельности

 В основе метода открытия научного знания, разработанного философом __________________, лежит индуктивное обобщение данных опыта.
Френсис Бэкон

 В процессе смены парадигм происходит:
борьба убеждений, осуществление и крушение надежд ученых

 В соответствии с идеями В. Оствальда, стремление к индивидуальной работе, уединению, тщательной и всесторонней проработке идей характерно для:
классиков

 В узком смысле доказательства часто используются в:
логике, математике, теоретической физике

 В узком смысле научная проблема характеризуется:
недостаточностью имеющихся средств достижения цели научного познания

 В широком смысле научная проблема преодолевается с помощью:
исследования

 В. Оствальдом выдеелны два типа стилей деятельности ученых:
классики и романтики

 Важнейшей чертой общенаучных подходов является:
принципиальная применимость к исследованию любых явлений и любой сферы действительности

 Важнейшим фактором, под влиянием которого совершается научное открытие, — это:
активная целенаправленная деятельность ученого

 Взаимодействие социальных и экономических условий с наукой рассматривается В экстернализме как:
их прямое, непосредственное воздействие на нее

 Возникновение науки относят к:
VI веку до н.э.

 Выдвижение гипотетического обобщения, из которого дедуктивно выводятся следствия, сопоставляющиеся с эмпирическими данными, характерно для:
гипотетико-дедуктивной модели научного познания

 Гипотеза не должна ...
по возможности противоречить ранее установленным фактам и положениям

 Гипотезой является:
предположение о возможном закономерном порядке, существенной связи между явлениями

 Главным идеологом эмпирических методов был:
Ф. Бэкон

 Главным источником развития науки является:
конкуренция теорий, исследовательских программ

 Глобальные научные революции характеризуются:
коренным преобразованием собственно научных, логических, философских оснований науки

 Глубокое качественное изменение в развитии науки называется:
революцией

 Дедуктивная и индуктивная модели научного познания не предполагают, что ...
в науке может содержаться вероятностное знание

 Для выявления воздействия тех или иных факторов на исследуемый процесс без установления точной количественной зависимости между ними предпринимается:
качественный эксперимент

 Для наук, непосредственно опирающихся на опыт, большое значение имеют методы
индукции

 Для современной науки характерным является:
переход от предметной к проблемной ориентации

 Доказательство в широком смысле понимается как любая процедура установления истинности какого-либо суждения при помощи
логических рассуждений

 Документ, содержащий уточненную формулировку темы, общие и частные задачи, степень комплексности работы, этапы работы, исполнителей, форму представления результатов, смету расходов, называется:
рабочим планом

 Доминирующей в ХХ в. становится тенденция к:
синтезу наук

 Если изучаемый объект не доступен для прямого вмешательства, то исследователи прибегают к:
методу моделирования

 Естествознание возникло:
примерно в V веке до н.э. в Древней Греции

 Законы ...
входят в состав научных теорий

 Зарождение социального института науки включает:
формирование системы ценностей и норм науки, установление соответствия между этой системой и нормативно-ценностной системой общества в целом

 Значение воображения в научном творчестве заключается в том, что оно
позволяет расшатывать привычные ассоциации и стимулирует появление новых идей

 Идеи евроцентризма были свойственны философии
Гегеля

 Из перечисленного, компонентом научной деятельности не является:
тема исследования

 Из перечисленного, чертой(-ами) высокоодаренной личности не является(-ются):
боязнь критики
инерция мышления

 Измерение является процессом определения:
численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном

 Изучение истории вопроса и истории его исследования необходимо, так как:
страхует от дублирования ранее выполненных работ и от повторения ошибок

 Инерция мышления — это:
стремление действовать в соответствии с прошлым опытом и знаниями, с использованием стандартных методов

 Инструменты, установки, материально-технические приборы, специально-научный и естественный языки относятся к:
средствам научной деятельности

 Интернализм сводит роль внешних факторов к:
созданию благоприятных или неблагоприятных условий развития науки

 Интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации называется:
научная идея

 Исследовательская программа, по мнению И. Лакатоса, может быть:
прогрессирующей и регрессирующей

 Исторический метод познания предполагает:
исследование возникновения, формирования и развития объекта

 К __________________ теории относятся «Начала» Евклида.
дедуктивной

 К конструктивной научной теории относится:
теория поля Д. Максвелла

 К методу построения и исследования теоретического объекта относится:
абстрагирование

 К основным требованием к новой информации, созданной исследователем, помимо перечисленных: 1) достоверность, 2) доказательность, 3) полнота — относится также требование:
новизны

 Когда теоретический рост исследовательской программы предвосхищает рост эмпирический, т.е. она с успехом предсказывает новые факты, программа является:
прогрессирующей

 Краткое изложение первичных документов или их части с основными фактическими сведениями и выводами называется:
реферированием

 Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить содержащий общие представления о действительности и процессе познания
философский уровень

 Круг допустимого, приемлемого, возможного поведения в рамках данного социального института очерчивают:
нормы

 Лидером интерналистского направления в науке является:
А. Койре

 Логические позитивисты делят осмысленные высказывания на:
аналитические и синтетические

 М. Полани называл неявным знание, которое
нельзя полностью выразить в языке, т.е. вербализовать

 Математический аппарат используют:
математизированные научные теории

 Метод научного познания, где степень вероятности умозаключения зависит от количества сходных признаков у сравниваемых моделей, называется:
аналогия

 Метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего, к эмпирическим обобщениям называется:
индукция

 Метод перехода от общих суждений к частным называется:
дедукция

 Методами(-ом) обработки и систематизации знаний являются(-ется):
индукция и дедукция

 Методологической основой __________________ является абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники.
антисциентизма

 Методологию науки можно определить как:
философское учение о системе социально апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного познания

 Методологию отличает от философской теории познания
акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания

 Механизмом внешнего контроля за поведением и действиями людей в рамках социального института является:
набор позитивных и негативных санкций

 Мировоззренческой позицией, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности, является:
сциентизм

 Моделью является:
система, замещающая в познавательных процессах оригинал и находящаяся с ним в отношении сходства

 

 Мотивы, составляющие внутреннюю мотивацию ученого, ...
выражают ориентацию на науку как процесс познания

 Наблюдение относится к:
научному факту

 Назначение методологии науки — ...
выявить и осмыслить движущие силы, предпосылки, закономерности роста и функционирования научного знания и познавательной деятельности

 Наука имеет следующие цели:
описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых законов

 Наука кибернетика возникла в:
XX веке

 Наука является сферой деятельности, функцией которой является:
выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности

 Наука, изучающая построение новых действий в новой ситуации, называется:
эвристикой

 Научная честность ученого состоит в том, что ...
ученый может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты

 Научное сообщество признает в настоящее время, что ...
в науке в единстве и взаимосвязи действуют как внешние, так и внутренние факторы

 Научной картиной мира является:
целостная система представлений об общих свойствах и законах природы

 Начиная с ХVII в., идеалом классического естествознания является(-ются):
построение абсолютно истинной картины природы, выявляющей механические причины явлений

 Не действующий на органы чувств человека вторичный образ предмета или явления называется:
представлением

 Не являются главными компонентами основания науки
познавательные

 Не являются особенностями научного наблюдения:
результативность и надежность метода

 Негативные санкции к тем ученым, которые допускают отклонения от принятых в науке норм, выражаются в:
игнорировании коллегами того, что делает этот ученый

 Неклассическая наука конца ХIХ — середины ХХ вв. характеризуется:
пониманием относительной истинности теорий и картины природы

 Необходимые для целостного познания объекта знания, используемые из различных областей, применяются в:
системном подходе

 Новые научные истины, согласно М. Планку, побеждают:
в результате того, что противники их постепенно вымирают

 Общенаучные подходы ...
не указывают на специфику конкретных исследовательских средств

 Общественная поддержка науки включает:
получение наукой финансовых и интеллектуальных ресурсов

 Объектом научного исследования называется:
материальная или идеальная система, подвергаемая изучению

 Одной из целей применения методологического знания в познавательной деятельности является:
развитие мыслительных способностей специалистов

 Организованный процесс умственного труда, непосредственно направленный на производство новых знаний, называется:
научным исследованием

 Ориентация на принесение пользы обществу, на полное раскрытие своих способностей и на достижение вненаучных целей относится к мотивации
внешней

 Основная позитивная санкция — это:
признание коллег

 Основное отличие экстернализма от интернализма заключается в:
том, какие факторы рассматриваются причиной развития науки

 Основными компонентам научного познания в современной методологии являются:
исходная эмпирическая и теоретическая основы

 Особенность, позволяющая ученому опереться на чувственные представления, относится к методу
мысленного эксперимента

 Осуществляющееся логическим путем познание называется:
дискурсивным

 Ответственность ученого перед __________________ — есть профессиональная ответственность.
научным сообществом

 Отклонение ученого от принятых в науке норм включает:
фальсификацию результатов эксперимента, приписывание себе чужих достижений

 Открытия И. Ньютона, А. Эйнштейна, Ч. Дарвина являются:
экстраординарными

 Открытия, в которых в ходе поиска исследователь руководствуется определенными намерениями, целями, установками, называются:
преднамеренными

 Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами характерно для:
относительного знания

 Первичным элементарным познавательным процессом на эмпирическом уровне познания является:
наблюдение

 Передача невербализованных традиций происходит на уровне
непосредственной демонстрации образцов

 Перестройка научных традиций, стиля мышления происходит в ходе
научных революций

 Перестройка оснований научной дисциплины начинается с:
накопления фактов, которые не находят объяснения в рамках ранее сложившейся картины мира

 Периодический закон химических элементов, открытый Д.И. Менделеевым, относится к __________________ открытиям.
преднамеренным

 По мнению К. Поппера, критериями научного статуса теории являются её:
фальсифицируемость, опровержимость

 По мнению К. Поппера, хорошая научная теория:
является некоторым запрещением, т.е. запрещает определенные события

 По мнению логических позитивистов:
единственно возможным знанием является лишь научное знание

 По мнению Т. Куна, нормальная наука:
проверяет и уточняет факты, ищет новые, уже предсказанные теорией

 Повысить активность наблюдения можно при помощи
измерения объекта, его свойств, отношений

 Под актуальностью темы исследования понимается:
острота потребности науки и практики в новом знании

 Под заблуждением понимают:
иллюзорное отражение мира

 Под интернализмом понимают такую концепцию развития науки, в которой
главное значение придается внутренним факторам развития науки

 Под методологией понимают:
систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе

 Под научным направлением понимается:
наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования

 Под научным обзором понимают текст, ...
содержащий синтезированную информацию сводного характера по какому-либо вопросу, извлеченную из специально отобранных для этой цели документов

 Под парадигмой подразумеваются:
признанные всеми научные достижения, которые дают модель постановки и решения проблем научному сообществу

 Под принципом научной теории принимается:
абстрактное определение идеи

 Под стилем мышления понимают:
совокупность познавательных форм объяснения действительности

 Под целью научного исследования понимается:
всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления

 Под экстернализмом понимают такую концепцию развития науки, которая:
ведущую роль отводит внешним факторам

 Познавательными идеалами не являются:
разложение и сравнение

 Познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления, является задачей
фундаментальной науки

 Понятие отражает:
существенные необходимые признаки предмета или явления

 Постепенное развитие процесса познания называется:
эволюцией

 Предложением, фиксирующим __________________ является научный факт.
эмпирическое знание

 Предметом методологии науки является:
общие закономерности и тенденции научного познания по производству научных знаний, взятые в их историческом развитии и рассмотренные в исторически изменяющемся социокультурном контексте

 Преднамеренные новации возникают:
как результат целенаправленных действий

 Представленная с помощью гипотетических допущений теоретическая модель существенных связей реальности — это:
идеализированный объект

 При переносе знания с модели на прототип, по сути дела, используется:
аналогия

 Примером метода __________________ является периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
классификации

 Проблема взаимоотношения науки и нравственности ставит вопрос о:
возможности использования научных открытий во вред всему человечеству

 Проверенным практикой результатом познания действительности является:
знание

 Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию происходит в процессе
познания

 Процесс создания нового, выходящего за пределы известного, называется:
творчеством

 Проявление универсальности этических проблем науки состоит в том, что они
возникают в различных сферах научного познания

 Р. Декарт был сторонником
дедукции и интуиции

 Работа Т. Куна, в которой он совершил крутой поворот в подходе к изучению науки, называется:
«Структура научных революций»

 Разработка научной гипотезы на основе изучения физической, химической и других сущностей исследуемого объекта осуществляется посредством
гипотетического метода

 Реальные объекты лишаются некоторых присущих им свойств и наделяются гипотетическими свойствами в результате
идеализации

 Регрессирующая программа
не может предсказать новые эмпирические факты и дает им запоздалые объяснения

 Результатом обсуждения этических проблем науки является:
установление факторов, влияющих на развитие науки, отдельных научных направлений

 Романтикам, по типологии В. Оствальда, присущи(-а):
склонность к коллективной деятельности, популяризация своих идей

 Сжатое изложение самого существенного в данном материале называется:
конспектом

 Символические обобщения, концептуальные модели, ценностные установки, образцы решений конкретных задач входят в понятие:
дисциплинарной матрицы

 Синтез является методом
исследования, состоящий в соединении, воспроизведении связей отдельных частей, элементов сложного явления и постижении целого в единстве

 Системные исследования опираются:
не на одну научную дисциплину, а используют знания различных областей

 Системы неживой природы относятся к теории
жестких систем

 Скачки, революционные переходы в науке позволяют совершать __________________ открытия.
экстраординарные

 Случайными открытиями являются те, ...
в которых результат не выступал в качестве первоначальной цели исследования

 Совершаемые в рамках и на основе существующих теорий, с помощью известных средств, приемов, процедур исследования, открытия называются:
парадигмальными

 Совокупность приемов и операций, регулирующих действия с изучаемыми объектами, называется:
методом научного познания

 Совокупность ценностей и вытекающих из них норм, на которые опирается наука как социальный институт, называется:
этосом науки

 Современники недооценили труды Г. Менделя из-за
их чрезвычайной новизны, оригинальности

 Согласно И. Лакатосу, развитие науки представляет собой ...
конкуренцию научно-исследовательских программ

 Согласно концепции Т. Куна, в рамках нормальной науки ученый:
работает в жестких традициях, не открывая ничего принципиально нового

 Созданная в процессе исследования новая научно-техническая информация называется:
продуктом исследования

 Соотношение индивидуальной и коллективной, профессиональной и социальной ответственности связано с:
переходом к программно-целевому принципу организации научных исследований

 Социальный институт науки зародился в:
ХVI-ХVII веках

 Социальный институт с точки зрения внутреннего устройства выступает как:
система норм и ценностей

 Специфической особенностью научного познания не является:
объяснение всего круга явлений для анализа которого используется само познание

 Сторонники сциентизма ...
преувеличивают значение научного знания в решении социальных проблем

 Суть популярной (перечисленной) индукции заключается в:
выводе на основании наблюдения фактов, не противоречащие индуктивному обобщению

 Существуют следующие типы воображения:
логическое, критическое, творческое

 Сферой упорядоченных отношений между людьми, устойчивой организации их деятельности является:
социальный институт

 Сциентизм в качестве осознанной ориентации утвердился в западной культуре в:
конце XIX века

 Т. Кун связывает кризисные явления в развитии науки с:
появлением новых данных, которые в рамках принятой парадигмы выглядят аномалиями

 Такие науки, как статистика и социология, возникли в:
IX веке

 Теория эквивалентности относится к типу
аксиоматической теории

 Требующие теоретического объяснения зафиксированные в данной теории факты относятся к:
исходной эмпирической основе

 Умозаключение — форма мышления, в результате которой
выводится новое суждение

 Универсализм — характерная черта многих выдающихся ученых, которая проявляется как:
глубина проникновения в различные сферы деятельности и способность к различным видам творчества

 Упорядоченность отношений в социальном институте достигается путем
нормативно-ценностного регулирования межличностных взаимодействий

 Установление между науками внутренних связей, создание обобщенных междисциплинарных подходов и концепций характерно для:
интеграции наук

 Утверждения научной теории непосредственно относятся к:
идеализированным объектам

 Форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения, называется:
суждение

 Форма организации, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, называется:
теория

 Формализация обеспечивает возможность исследования
реальных объектов и их свойств

 Формой научного знания не является:
анализ

 Функционирование и развитие науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами изучает отрасль науки, которая называется:
науковедением

 Характерной чертой воображения является:
соединение и преобразование различных представлений в целую картину новых образов

 Целью прикладной науки является:
применение результатов фундаментальных наук для решения как познавательных, так и социально-практических проблем

 Четвертая глобальная научная революция, в ходе которой рождается новая постнеоклассическая наука, началась в (на):
последнюю треть ХХ века

 Читательские каталоги, носящие справочно-рекомендательный характер, бывают:
алфавитными, систематическими, алфавитно-предметными

 Широко применять мысленные эксперименты в ходе построения теории впервые стал:
Галилей

 Эвристическая деятельность человека — это:
интеллектуальная, направленная на поиск новых решений задач

 Экспериментальное исследование имеет следующую основную цель — ...
получение принципиально новой информации

 Эмпирическое познание — это познание, обеспечивающее ...
непосредственную связь человека с окружающей действительностью

 Эстраординарные открытия
не выводятся логическим путем из существующих представлений

 Эффективность деятельности научного работника оценивают:
числом публикаций, новизной разработок, цитируемостью его работ