Анатомо-физиологические особенности организма человека, лежащие в основе развития способностей, — это:
задатки
Аспект профессионального отбора, который производится на основе медицинских процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем, является:
медицинским
Аспект профессионального отбора, который учитывает конкретное функциональное состояние человека, является:
физиологическим
Аспект профессионального отбора, направленный на выявление и оценку задатков и способностей человека, его ценностных ориентаций, профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений, является:
психологическим
Аспект профессионального отбора, направленный на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости его конкретных умений и практических профессиональных навыков, называется:
педагогическим
В основе типологического подхода лежит:
доминирование определенной совокупности качеств в общей структуре личности руководителя
В пределах каждого типа профессий Е.А. Климовым выделены их классы по целям:
гностические профессии
изыскательные профессии
преобразующие профессии
Величина, показывающая, отклонение рассматриваемых данных от средней арифметической, называется:
дисперсией
Вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы, — это:
профессия
Влияние силой примера, когда исполнитель отождествляет себя с руководителем или испытывает к нему сильную симпатию и слепо верит в его способности, — это:
харизма
Влияние через привитые культурой ценности — самый распространенный тип власти — ...
традиционная или законная власть
Влияние через разумную веру. Распространяется все больше и становится эффективной благодаря возрастанию сложности технологии и размера организаций — это:
экспертная власть
Вполне определенная и относительно устойчивая, обладающая внутренним единством совокупность принципов, форм, методов и приемов управления (руководства), а также особенностей поведения и взаимоотношений субъекта управления с окружающими в процессе осуществления этой деятельности, — это:
стиль управленческой деятельности (стиль руководства)
Выделяют следующие основные группы признаков уровня профессионализации личности:
качество
надежность
производительность
профессиональное самоопределение
удовлетворенность
Выделяют типы профессиональной пригодности:
абсолютную
относительную
График в форме последовательности столбцов, каждый из которых опирается на один разрядный интервал, а высота его отражает число случаев, или частоту в этом разряде, называется:
гистограммой
Графическое представление результатов многофакторного теста или батареи тестов в виде ломаной кривой, подъемы и спады которой указывают на уровень выраженности у данного испытуемого определенного психического свойства (фактора), — это:
психодиагностический профиль
Группа личностных опросников, разработанных на основе выделения типов личности, — это опросники ...
типологические
Группа опросников, предназначенных для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности или профессиональных предпочтений, — это опросники ...
мотивов
Группа опросников, предназначенных для измерения общих и профессиональных интересов, — это опросники ...
интересов
Группа опросников, предназначенных для измерения ценностей и ценностных ориентаций личности, — это опросники ...
ценностей
Группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых товаров и технологий), — это:
резерв развития
Группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации, — это:
резерв функционирования
Дает численную меру скошенности статистических распределений — ...
коэффициент асимметрии
Данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда — это составляющие __________________ аспекта традиционно общей схемы описания профессии.
производственно-технического
Данные, получаемые путем регистрации любых психических проявлений в жизни конкретного человека, сбор которых осуществляется путем наблюдения за обследуемым в момент тестирования, а также при помощи биографического метода, — это:
L-данные
Данные, получаемые с помощью объективных тестов в строго контролируемых условиях, — это:
T-данные
Данные, получаемые с помощью опросников и других методов самооценок, — это:
Q-данные
Деятельность руководителей трудовых коллективов, состоящая из: постановки проблем, принятия решений, планирования, прогнозирования, снижения трудоемкости обработки управленческой информации, механизации и автоматизации трудоемких процессов и т.п., является:
управленческой
Деятельность, специализированная в соответствии с предметом, средствами и процессом труда, требующая специальных знаний, умений и практических навыков, которые приобретаются в процессе предварительного обучения, называется:
профессиональной трудовой деятельностью
Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методические документы:
дневник наблюдения
карточка наблюдения
протокол наблюдения
Идеальный образ будущего результата деятельности — это:
цель
Известны следующие формы тестов профессиональных достижений:
письменные тесты
тесты действия
устные тесты
Измерительные шкалы, которые являются формой фиксации суждений о наличии или степени выраженности изучаемого признака, называются:
вербальными
Изучением конкретных профессий и профессиональных деятельностей занимается:
профессиология
Информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях — это составляющие __________________ аспекта традиционно общей схемы описания профессии.
санитарно-гигиенического
Используется для оценки типов направленности личности в профориентационной работе — ...
методика В. Смекалы и М. Кучеры
Используется для оценки типов направленности личности в профориентационной работе, а также для получения человеком ориентировочной информации о себе, своих интересах и склонностях, в отношениях с окружающими — ...
методика чешских ученых В. Смекалы и М. Кучеры
Испытуемый по собственной воле обращается к психологу, принимая обязательство быть откровенным и активно участвовать в выработке решения, а консультант берет на себя ответственность оказания помощи испытуемому в решении его жизненных проблем — эта эмпирическая психодиагностическая ситуация называется:
консультацией
К некоторым психологическим особенностям личности кандидатов для профессионально-психологического отбора относят:
выраженную установку на овладение профессиональной деятельностью
зрелость мотивационной сферы и уровня профессионализации и успешности в деятельности
наличие элементарных навыков или опыта профессиональной деятельности
К некоторым психологическим особенностям личности кандидатов для профессионально-психологического отбора относят:
наличие элементарных навыков или опыта профессиональной деятельности
нацеленность на развитие и совершенствование (упражнения и тренировку) психических процессов с целью повышения эффективности профессиональной деятельности
психологическую готовность к овладению или совершенствованию в избранной специальности
К некоторым характеристикам мотивационной сферы специалиста, отражаемым в психограмме, относятся:
мотивы, цели, задачи
потребности, интересы, отношения
профессиональная самооценка
профессиональные притязания
психологические позиции
ценностные ориентации
К некоторым характеристикам мотивационной сферы специалиста, отражаемым в психограмме, относятся:
психические состояния
удовлетворенность человека трудом
эмоции
К психолого-педагогическим качествам руководителя В.М. Шепель относит такое качество, как внешняя привлекательность личности. Это качество называется ...
визуальностью
К психолого-педагогическим качествам руководителя В.М. Шепель относит такое качество, как самоконтроль, самокритичность, самооценка. Это качество называется ...
способностью к психоанализу
К психолого-педагогическим качествам руководителя В.М. Шепель относит такое качество, как умение быстро устанавливать контакт с людьми. Это качество называется ...
коммуникабельностью
К психолого-педагогическим качествам руководителя В.М. Шепель относит такое качество, как умение в совершенстве владеть своим словом, т.е. умение внушать и убеждать. Это качество называется ...
красноречивостью
К психолого-педагогическим качествам руководителя В.М. Шепель относит такое качество, как умение сопереживать, улавливать настроение людей, выявлять их установки и переживания. Это качество называется ...
эмпатией
К психолого-педагогическим качествам руководителя В.М. Шепель относит такое качество, как физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Это качество называется ...
стрессоустойчивостью
К психолого-педагогическим качествам руководителя по В.М. Шепелю относятся:
визуальность
коммуникабельность
красноречивость
способность к психоанализу
стрессоустойчивость
эмпатия
К стандартизированным (формализованным) методам относятся:
анкеты
опросники
проективные техники
психофизиологические процедуры обследования
тесты
К факторам профпригодности относятся:
знания, навыки, требующиеся для данной работы
склонность и желание работать
способности или предрасположенность к работе того или другого типа (физические и психические)
К характеристикам операциональной сферы специалиста, отражаемым в психограмме, относятся:
профессиональная обучаемость
профессиональное мышление
профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста
психологические противопоказания к данной профессии
К характеристикам операциональной сферы специалиста, отражаемым в психограмме, относятся:
профессиональные способности
психологические действия, способы, приемы, умения
психологические знания о труде, о профессии
Качество методики, характеризующее точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов, называется:
надежностью
Качество, отражающее близость друг к другу результатов измерений, выполненных в одинаковых условиях, — это __________________ измерения.
сходство
Качество, отражающее близость друг к другу результатов измерений, выполненных в разных условиях, — это __________________ измерений.
воспроизводимость
Качество, отражающее близость к нулю систематических погрешностей результатов измерения, — это __________________ измерения.
правильность
Качество, отражающее близость результата измерения к истинному значению измеряемой величины, — это __________________ измерения.
точность
Количественная мера “горбатости” симметричного распределения — это:
эксцесс
Комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии, — это:
рабочее место
Комплекс работ, направленных на формулирование концепции измеряемого свойства, на выявление диагностических признаков, по которым можно получить информацию о заданном свойстве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков и называется ...
диагностическим исследованием
Конкретная частная процедура или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве у конкретного контингента испытуемых в определенном классе ситуаций для решения определенных задач, называется:
методикой
Краткая история профессии, ее роли в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии — это составляет __________________ аспект традиционно общей схемы описания профессии.
социально-экономический
Краткое заключение психолога о психическом состоянии индивида, выраженное в терминах современной психологии, — это:
психологический диагноз
Критерий качества теста, который показывает, в какой мере он измеряет то качество (свойство, способность, характеристику и т. п.), для оценки которого он предназначен, называется:
валидностью
Личность, стихийно выдвигающаяся или выдвигаемая группой (коллективом) на роль неофициального руководителя, способная регулировать внутригрупповые межличностные отношения, объединять людей и направлять их деятельность на достижение какой-либо цели, — это:
лидер
Любую реальность, дающую возможность человеку взаимодействовать с предметом труда сообразно его цели, в психологии можно считать:
средством труда
Массовые социологические и демографические опросы, а также проводимые по решению администрации или общественных организаций психологические информационные обследования, классные и домашние работы, выполнение тестовых заданий студентами-психологами при разработке психодиагностических методик — все это эмпирическая психодиагностическая ситуация называемая ...
принудительным обследованием
Метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью, называется:
тестом
Метод исследования психологических особенностей человека в условиях специально организованного экспериментального процесса — это __________________ эксперимент.
формирующий
Метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым (респондентам) — это:
опрос
Метод, который выражается в форме словесного отчета, раскрывающего некоторые субъективные стороны изучаемого явления, называется:
самонаблюдением
Метод, который заключается в том, что претендента на вакантную должность ставят в определенную ситуацию и предлагают решить сложную управленческую задачу, называется:
имитационным
Метод, осуществляемый на основе изучения документальных источников на кандидата, а также результатов профессионально-психологического отбора, называется:
прогностическим
Метод, при котором делается заключение на основе качественных и количественных параметров результатов трудовой деятельности в организации за определенный период времени, а также дается эмпирическая оценка возможности оказывать влияние на результаты работы возглавляемого подразделения и организации, называется:
практическим
Методика, которая оценивает личность руководителя в деятельности, в конкретной управленческой ситуации, называется:
методикой ситуационно-комплексной оценки управленческого персонала
Методика, которая предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова, — это:
«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)
Методика, позволяющая выявить основные мотивы выбора профессии обследуемого, — это:
тест «Мотивы выбора профессии»
Методика, предназначенная для оценки сильных сторон руководителя и его ограничений — это:
методика М. Вудкока и Д. Френсиса
Методики, основанные на феномене проекции, предназначенные для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу, — это:
проективные техники
Методы практической психодиагностики, выделяемые по адресату тестового материала:
бессознательные
сознательные
Методы практической психодиагностики, выделяемые по критерию наличия тестовых норм:
имеющие тестовые нормы
не имеющие тестовых норм
Методы практической психодиагностики, выделяемые по типу применяемых в методике тестовых задач:
действенные
опросные
продуктивные
утверждающие
физиологические
Методы практической психодиагностики, выделяемые по форме представления тестового материала:
бланковые
сенсорные
технические
Методы практической психодиагностики, выделяемые по характеру данных, используемых для психодиагностических выводов:
объективные
субъективные
Методы практической психодиагностики, разделяемые по внутренней структуре:
многомерные
мономерные
Мышление, которое ориентируется на известное или подходящее решение проблемы, является:
конвергентным
Мышление, которое проявляется, когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения проблемы, является:
дивергентным
Наблюдение, осуществляемое в естественных для наблюдаемых людей условиях жизнедеятельности, называется:
полевым
Направлены на выявление определенных групп качеств, которые как профессионально важные определяют успешность выполнения конкретного вида деятельности, — ...
тесты способностей
Нахождение члена трудового коллектива в потоке оперативных деловых сообщений, сведений, как прицельно адресованных ему, так и общезначимых, которые важно замечать, — это содержание __________________ части профессиональной среды.
информационной
Некоторая предметная область — набор взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, выделяемых самим субъектом и как бы противостоящих ему в труде, называется:
предметом труда
Некоторые деловые качества руководителя по Л.Д. Кудряшовой — это:
желание предоставить подчиненным свободу творчества и эксперимента
способность действовать с некоторым риском, не ожидая указаний свыше
умение контролировать подчиненных
Некоторые деловые качества руководителя по Л.Д. Кудряшовой — это:
способность оперативно принимать правильные решения, быстро переключая внимание с одного объекта на другой
стремление советоваться с подчиненными при решении важных для коллектива вопросов
умение распределять задания в соответствии с возможностями исполнителей
Некоторые личностные качества руководителя по Л.Д. Кудряшовой — это:
способность заражать энергией и мобилизовать подчиненных словом и личным примером
способность чутко относиться к подчиненным
тактичная требовательность
умение создать спокойную дружественную обстановку в коллективе, поддерживать сознательную дисциплину среди подчиненных
Некоторые личностные качества руководителя по Л.Д. Кудряшовой:
моральная устойчивость, честность и принципиальность
способность объективно оценивать людей, правильно воспринимать критику
умение выражать свою мысль четко и доступно
умение ставить общественные интересы выше личных
чувство юмора
эмоциональная сдержанность
Необходимая для общества и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, позволяющая ему получить взамен затраченного труда необходимые средства существования и возможности развития, называется:
специальностью
Область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека (группы людей), — это:
психодиагностика
Обобщенный показатель положения уровня центра распределения однородных переменных — это:
средняя арифметическая
Обследуемый самостоятельно принимает решение о поступлении в вуз, техникум, курсы и т.п., а решение о его дальнейшей судьбе, после выполнения им психодиагностических заданий, зависит от других лиц — эта эмпирическая психодиагностическая ситуация называется:
отбором
Один из критериев оценки системы качеств руководителя включает в себя: высокую степень интеллигентности, внимательность, гибкость, доступность, авторитетность, тактичность, коммуникабельность, организаторские склонности, нервно-психическую и эмоциональную устойчивость, моторные характеристики. Этот критерий — ...
личностные качества и потенциальные возможности
Один из критериев оценки системы качеств руководителя включает в себя: интерес к профессиональным проблемам и творческому труду, стремление к расширению кругозора, ориентация на перспективу, успех и достижения, готовность к социальным конфликтам в интересах работников и дела, к обоснованному риску. Этот критерий называется:
мотивацией труда
Один из критериев оценки системы качеств руководителя включает в себя: образовательный и возрастной цензы, стаж работы, уровень профессиональной подготовленности, самостоятельность в принятии решений и умение их реализовать, умение вести переговоры, аргументировать свою позицию, отстаивать ее и др. Этот критерий называется:
профессионализмом и компетентностью
Один из основных принципов профессиографического исследования, учитывающий объединение конкретных профессий в определенные профессиональные группы по К.К. Платонову, называется принципом
типизации
Один из уровней специальных способностей управленцев, определяемый тем, что для выполнения работы человеку необходимо присутствие физического предмета объекта задачи, называется:
конкретно-чувственным
Один из уровней специальных способностей управленцев, состоящий в том, что работник может оперировать не только простыми, но и сложными понятиями, реагировать на нарушение системы управления, принимать участие в ее настройке и регулировке, называется:
уровнем умозрительно-конкретной способности восприятия предметов
Один из уровней специальных способностей управленцев, состоящий в том, что работник может работать на основе воображаемой картины физического предмета, называется:
образно-конкретным
Один из уровней специальных способностей управленцев, состоящий в том, что работники способны к моделированию без связи и привязки к конкретному предмету, а также планировать свою работу до 5 лет, называется:
уровнем абстрактного моделирования
Описание особенностей и структуры профессиональной деятельности, ее возможных действий, операций, приемов, а также основных требований к психологическим и физиологическим характеристикам специалиста называется:
профессиограммой
Описание профессий и дифференцирующих их специальностей с точки зрения требований, предъявляемых ими к человеку, называется:
профессиографией
Основные виды стилей руководства:
авторитарный
демократический
либеральный
Основными компонентами профессиональной среды являются:
информационный
социально-контактный
Основными компонентами трудограммы являются:
описание деятельности, действий, приемов, умений, способов
описание средств труда
описание условий труда
права и обязанности представителя данной профессии
характеристика негативных сторон профессии, как психологических
Основными компонентами трудограммы являются:
описание предмета труда в данной профессии
описание предназначения профессии
перечень необходимых профессиональных знаний
распространенность профессии
Основными компонентами трудограммы являются:
описание форм совместной и групповой деятельности, преобладающих в данной профессии
перечень возможных уровней профессионализма и квалификационных разрядов в данной профессии, категорий и их оплаты
характеристика позитивного влияния данной профессии на человека
характеристика продукта труда
Основными структурными компонентами пригодности человека к работе являются:
гражданские качества
знания, навыки, опыт
общая дееспособность
профессионально-трудовая направленность личности
От того, считает ли исполнитель, что руководитель может удовлетворить или не удовлетворить его активную потребность, а также от ситуации зависит
эффективность какого-то типа власти
Отбор, предназначенный для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности, называется __________________ профессиональным отбором.
психологическим
Отображение трудовых функций в нормативных актах, устных предписаниях, адресованных исполнителю той или иной работы, — это:
должностные обязанности
Отражение процентной доли индивидов в диапазоне ранговых градаций от 1 до 100 — это:
процентиль
Официальное должностное лицо государственной или общественной организации, наделенное правами и полномочиями по принятию управленческих решений, несущее персональную ответственность за положение дел в организации и в подчиненном трудовом коллективе, — это:
руководитель
Переживание человеком нужды в условиях и средствах своего существования и развития как члена общества и как организма называется:
потребностью
По В.Д. Парыгину лидер, который постоянно проявляет свои качества лидера, — это __________________ тип лидера.
универсальный
По В.Д. Парыгину лидер, который является организатором уже заданной программы, — это:
лидер-исполнитель
По В.Д. Парыгину лидер, предлагающий программу поведения, — это:
лидер-вдохновитель
По В.Д. Парыгину существуют следующие основания для классификации типов руководителей:
содержание деятельности
стиль руководства
характер деятельности руководителя как лидера
По В.М. Шепелю в профессиограмме руководителя второй блок качеств руководителя включает следующие конкретные качества:
идейно-нравственные
научно-профессиональные
организационные
психофизические
По В.М. Шепелю в профессиограмме руководителя первый блок качеств руководителя включает следующие общие качества:
достаточный опыт
незаурядный интеллект
фундаментальные знания
По К.К. Платонову, один из основных принципов профессиографического исследования, предполагающий изучение тенденций и перспектив развития данной профессии, называется принципом:
перспективности
По Л.В. Фаткину фактор, определяющий приспособление своего поведения под ролевые ожидания других участников социального контакта, — это:
способность к интеграции социальных функций (ролей)
По Л.В. Фаткину фактор, определяющий роль и место личности в динамике межличностных взаимодействий в малых социальных группах, ее социометрический статус и позицию в функциональной структуре деловых отношений, — это:
адаптационная мобильность
По М. Вудкоку и Д. Френсису план развития качеств и свойств руководителя в ходе организованного обучения и самосовершенствования включает такие качества как:
высокая способность влиять на окружающих
изобретательность и способность к инновациям
навык решать проблемы
По М. Вудкоку и Д. Френсису план развития качеств и свойств руководителя в ходе организованного обучения и самосовершенствования включает такие качества как:
знание современных управленческих подходов
способность руководить
способность формировать и развивать эффективные рабочие группы
умение обучать и развивать подчиненных
По М. Вудкоку и Д. Френсису план развития качеств и свойств руководителя в ходе организованного обучения и самосовершенствования включает такие качества как:
разумные личные ценности
способность управлять собой
упор на постоянный личный рост
четкие личные цели
По предмету труда (по А.Н. Леонтьеву) все профессии подразделяются на:
артономические
биономические
сигномические
социономические
техномические
По признаку основных орудий труда в рамках каждого класса профессий выделяют четыре отдела:
профессии машинного труда
профессии ручного труда
профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда
профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем
По содержанию тесты могут быть выделены в несколько групп:
групповые тесты
личностные тесты
тесты достижений
тесты интеллекта
тесты способностей
По стилю руководства В.Д. Парыгин выделяет следующие типы руководителей:
авторитарный
демократический
смешанный
По условиям труда профессии можно разделить на группы:
работа в необычных условиях
работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей, большие материальные ценности
работа в условиях, близких к бытовым
работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду
По форме проведения тесты могут быть:
групповыми
индивидуальными
По характеру действий испытуемых тесты могут быть:
вербальными
невербальными (образными)
предметными
По характеру деятельности В.Д. Парыгин определяет следующие типы:
ситуативный
универсальный
По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемому, тесты могут быть:
аппаратурными
бланковыми
компьютерными
Поведение, для которого характерно как отсутствие стремления к сотрудничеству, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей, является:
стилем уклонения (избегания)
Поведение, для которого характерно стремление навязать свою точку зрения, свои ценности, добиться удовлетворения своих амбиций, интересов, намерений за счет другого, называется:
стилем конкуренции
Поведение, которое заключается в сосредоточении внимания на удовлетворении скрытых нужд и урегулировании разногласий за счет некоторых уступок сопернику в обмен на его уступки, на условиях выгодных обеим сторонам, называется:
стилем компромисса
Поведение, которое характерно для руководителей, приносящих свои интересы в жертву ради достижения еще большей выгоды от уступки другому человеку (особенно если это вышестоящий руководитель), является ...
стилем приспособления
Поведение, характерное для руководителей, нацеленных на поиск вариантов решений, удовлетворяющих интересы конфликтующих сторон
стиль сотрудничества (партнерства)
Правила личной и общественной безопасности; средства наглядности, рекламы; идеи, выраженные в той или иной форме; устав учреждения — это __________________ составляющие профессиональной среды субъекта труда.
информационные
Предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста, контроля за процессом умственного развития в период школьного обучения
школьный тест умственного развития (ШТУР)
Предназначены для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов
тесты интеллекта
Предназначены для оценки устойчивых и индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки, — ...
личностные тесты
Предназначены для того, чтобы оценить в какой степени испытуемый владеет конкретными знаниями и навыками в определенном виде деятельности, в той или иной сфере познания
тесты достижений
Предполагает создание некоторых искусственных (экспериментальных) условий и направлен на выявление причинно-следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменными — ...
эксперимент
Представляет собой настроенность личности на осуществление той или иной деятельности (действия) или на торможение собственной активности — ...
установка
Прежде чем начать процедуры формирования резерва, следует:
определить степень насыщенности резерва по каждой должности или группе одинаковых должностей
определить степень обеспеченности резервом номенклатурных должностей
спрогнозировать изменение структуры аппарата
усовершенствовать продвижение работников по службе
Преобразование определенных свойств и качеств в известные, легко поддающиеся интерпретации и обработке единицы, называемые числами — это:
измерение
При разработке сценария и технологии обследования психолог-диагност должен соблюдать ряд профессионально-этических принципов:
благополучие респондента
компетентность
ответственность
принцип соблюдения тайны
этическая и юридическая правомочность психологического исследования
При разработке сценария и технологии обследования психолог-диагност должен соблюдать ряд профессионально-этических принципов:
принцип комплексной диагностики
принцип научной обоснованности
принцип ненанесения ущерба
принцип объективности выводов
принцип эффективности предлагаемых рекомендаций
Приемы оценки индивидуальных психологических различий и определение их с точки зрения нормы в конкретных жизненных ситуациях деятельности осуществляют:
методы психодиагностики
Принуждение, вознаграждение, компетенция, пример и традиции — это:
основные типы власти
Принципы диагностирования и заключения, методы и методики психодиагностики, дифференциальная психометрика, нормативные требования к разработке, адаптации и использованию методик — все это составляет предмет ...
психодиагностики
Принципы профессиологии, сформулированные К.К. Платоновым следующие:
дифференциация
комплексность и целенаправленность
личностный подход
надежность
перспективность и реальность
социальная активность
типизация
Принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и требования по отношению к различным параметрам проявлений психической активности человека в психологии называются:
нормой
Профдиагностическая методика, направленная на определение склонности человека к той или иной сфере деятельности, — это:
методика Л.А. Йовайши
Профессии, направленные на работу с неживыми, техническими объектами труда, — это профессии типа ...
“Человек — Техника”
Профессии, связанные с обучением, развитием, воспитанием, обслуживанием, руководством и контролем за деятельностью людей, — это профессии типа ...
“Человек — Человек”
Профессии, труд в которых направлен на растительные и животные организмы, микроорганизмы и условия их существования, — это профессии типа ...
“Человек — Природа”
Профессиограмма должна иметь следующую структуру:
возможность повышения квалификации
объем знаний, умений и навыков специалиста
перечень моральных стимулов труда
профессиональные вредности
психофизиологические требования и противопоказания к профессии
точный адрес
учебные заведения, готовящие по этой специальности
Профессиональная пригодность к профессиям такого типа, где требуются специальные способности, называется:
абсолютной
Профессиональная пригодность к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека, называется:
относительной
Профессионально-важные качества руководителя можно понимать как:
совокупность психических, психофизиологических свойств человека, определяющих способы решения функциональных управленческих задач
Профессиональные качества по Л.Д. Кудряшовой — это:
знания, связанные с организацией технологий
профессиональные знания, умения, навыки
стремление повышать свою квалификацию
умение эффективно пользоваться информацией
Процедура, определяющая обязанности и характер выполняемых функций, а также тип нанимаемых людей, описанный в терминах способностей, знаний и умений, профессионально-важных качеств, — это:
анализ работы
Процесс взаимного влияния людей друг на друга в ходе общения; сопряжение взаимных воздействий различных субъектов на объект их деятельности — это:
взаимодействие
Процесс подбора профессий, профессиональных сфер и специальностей к конкретному человеку, его индивидуально-психологическим особенностям — это:
профессиональный подбор
Процесс применения уже готовой, разработанной системы методов, результатом которого являются сведения о психических свойствах конкретного испытуемого, о степени его профессиональной пригодности — это __________________ обследование.
психодиагностическое
Психологическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних ценностей и побуждений человека, — это:
направленность личности
Различают следующие виды консультаций:
консультация по проблемам семьи и брака
консультирование руководителей по проблемам стиля руководства и общения
психологическая консультация обучаемых (в школе, вузе)
психологическая профессиональная консультация
Реальное место каждого человека в структуре своего трудового сообщества, включенность его в другие группы и группировки, уровень защищенности его в сообществе от различного рода посягательств — это один из компонентов ...
социально-контактной части среды
Результат всесторонней оценки психических функций, степени выраженности у данного человека комплекса определенных психологических свойств, качеств, признаков — это:
психологический диагноз
Результат психодиагностического обследования, выраженный в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории, — это:
психологический диагноз
Руководителей трудовых коллективов целесообразно оценивать по следующим общим критериям:
личные качества (организаторские способности)
профессиональная компетентность (знание дела)
степень владения демократическими методами коллективной работы
управленческая деятельность
С использованием классических методик психодиагностики происходит сбор:
Т-данных
С помощью ОТУС среди динамических особенностей выделяются следующие наиболее важные:
скорость мышления
способность к длительной напряженной работе
умение быстро включаться в новую деятельность
С помощью ОТУС среди личностных особенностей выделяются следующие:
деловая направленность
доминантность
настойчивость
сдержанность
стремление брать ответственность на себя
уверенность в себе
умение не терять самообладание в экстремальной ситуации
умение убеждать
Самая высокая точка кривой распределения — это:
мода
Свойство выборочной совокупности (выборки) представлять собой характеристики генеральной совокупности — это:
репрезентативность
Свойство методик, состоящее в том, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей, называется:
стандартизированностью
Синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней, — это:
способности
Система психологических качеств и черт, определяющих потенциальную возможность человека овладеть и успешно заниматься той или иной профессиональной деятельностью, — это:
психограмма
Снятие ограничений и увеличение возможностей человека (или группы) как субъекта труда при достижении целей в определенных обстоятельствах — это функция ...
средства труда
Совокупность знаний, убеждений и взглядов человека на природу и общество, происходящие в нем события, называется:
мировоззрением
Совокупность психических, психофизиологических свойств человека, определяющих способы решения функциональных управленческих задач, — это:
профессионально-важные качества руководителя
Совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной профессии, называется профессиональной
пригодностью
Совокупность типичных и относительно устойчивых приемов воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного выполнения управленческих функций — это:
индивидуальный стиль управления
Согласно типологии руководителей, в основном ориентируется на решение профессиональной задачи оптимальным способом и в срок, не смотря на проблемы человека, считает, что для решения управленческой задачи основой является профессиональная подготовка — ...
руководитель-диктатор
Согласно типологии руководителей, заботится больше всего о состоянии межличностных отношений в рабочей группе, слабо учитывая потенциальные возможности работников, в связи с чем не всегда наилучшим образом выполняет задачу — ...
руководитель-демократ
Согласно типологии руководителей, мало внимания уделяет решению задачи и мало интересуется потребностями и возможностями человека, в руководстве группой придерживается анархического стиля, считая, что работа в одиночку значительно эффективнее коллективных действий, — ...
руководитель-пессимист
Согласно типологии руководителей, основной задачей своей деятельности считает улаживание отношений внутри группы, умеет "гасить" острые моменты в отношениях между людьми, считает, что согласованность действий членов рабочей группы является основным условием решения задач управления — ...
руководитель-манипулятор
Согласно типологии руководителей, сочетает в себе все качества руководителя творческой группы, дает возможность каждому работнику проявить инициативу и творчество, решая управленческие задачи самым рациональным путем, — ...
руководитель-организатор
Содержательная сторона профессиограммы специалиста включает:
объем и состав специальной подготовки
свойства и характеристики, отражающие нравственную, профессиональную и познавательную направленность личности
содержание подготовки по избранной специальности
требования к профессиональной подготовке
Способность влиять на других таким образом, чтобы они работали на достижение целей; необходимо для эффективного управления — ...
лидерство
Способность отдельных заданий теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно "максимального" и "минимального" результата теста, называется:
дискриминативностью
Среда, где осуществляется деятельность специалистов, характеризующаяся санитарно-гигиеническими, психофизиологическими, педагогическими, психологическими, социально-психологическими и культурными факторами, — это:
профессиональная среда
Среди психодиагностических средств, представляющих собой то, с помощью чего осуществляется психодиагностическая деятельность, различают:
средства измерения и оценки, а также изменения состояния элементов объекта психодиагностики
средства описания психодиагностического процесса и построения психодиагностического заключения
средства психодиагностического описания объекта практической деятельности психолога
Средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик, — это:
норма теста
Стиль руководства, который характеризуется высокой степенью доверия руководителя к своим сотрудникам, проявляется в делегировании руководителем части своих обязанностей и полномочий подчиненным, в четком распределении функциональных обязанностей между руководителями подразделений, называется:
демократическим
Стиль руководства, который характеризуется высокой степенью концентрации у руководителя всех управленческих функций, называется:
авторитарным
Стиль руководства, который характеризуется, как правило, сравнительно более низкой требовательностью руководителя к своим подчиненным, нерегулярностью контроля их деятельности, называется:
либеральным
Стиль руководства, при котором руководитель рассматривает подчиненных как своих партнеров, стремится к тому, чтобы они проявляли больше инициативы, самостоятельности, не дожидаясь указаний руководителя, при выработке решения прислушивается к мнению коллег и заранее демонстрирует согласие на проведение в жизнь коллективно принятого решения, — это __________________ стиль руководства.
объединяющий
Стиль руководства, при котором руководитель рассматривает членов возглавляемого коллектива, в качестве консультантов, способствующих выработке наиболее рациональных вариантов решений, — это __________________ стиль руководства.
консультативный
Стиль руководства, при котором руководитель, принимает решение единолично, но разъясняет подчиненным его значение, объясняет и убеждает их в том, что выполнение данного решения предлагаемым способом более всего соответствует интересам как организации или подразделения в целом, так и каждого сотрудника в отдельности, — это __________________ стиль руководства.
убеждающий
Структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, — это:
анкета
Такой стиль руководства, который в данной ситуации дает наилучший результат, называется:
адаптивным
Тест, который относится к категории психодиагностических тестов общих умственных способностей (IQ), — это:
краткий ориентировочный тест (КОТ)
Тест, который оценивает степень удовлетворенности основных потребностей человека, — это:
тест «Удовлетворенность жизненными обстоятельствами»
Тест, который предназначен для изучения познавательных интересов испытуемого в связи с задачами профориентации, — это:
тест профессиональной ориентации «Карта интересов»
Тест, предназначенный для выявления качеств, наиболее важных для успешного осуществления профессиональной управленческой деятельности, — ...
общий тест управленческих способностей (ОТУС)
Тесты мотивации, темперамента, характера, эмоционального склада относятся к:
личностным тестам
Тесты способностей, направленные на выявление особенностей человека, позволяющих ему успешно работать с разнообразным оборудованием, называются:
техническими
Тесты способностей, различаемые по видам деятельности:
профессионализированные
технические
Тесты способностей, различаемые по видам психических функций:
моторные
сенсорные
Тесты, которые направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и пр., называются:
моторными
Тесты, позволяющие оценивать способности, необходимые для конкретных видов деятельности или отдельных профессий (художественные, артистические, математические и др.), называются:
профессионализированными
Тесты, предназначеные для изучения и оценки характеристик восприятия: остроты слуха и зрения, различительной светочувствительности, цветоразличения, дифференциальной высоты, тембра и громкости звуков, называются:
сенсорными
Технологическая научная дисциплина, содержащая научное обоснование и описание определенных методов измерения психических свойств, в частности методов конструирования психологических тестов, — это:
психометрия
Тип личности, который выбирает из социального и физического окружения такие цели и задачи, ценности которых обусловлены обычаями и обществом, — это __________________ тип.
конвенциональный
Тип личности, который выбирает из физического и социального окружения цели, задачи и ценности, которые являются для него объективными, — это __________________ тип.
реалистический
Тип личности, который занимается решением проблем окружающего мира, скорее, с помощью идей, слов и символов, чем посредством физических и социальных навыков, — это __________________ тип.
интеллектуальный
Тип личности, который избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить активность, энергию, энтузиазм, импульсивность, склонность к риску, черты доминантности, — это __________________ тип.
предприимчивый
Тип личности, который при общении с окружающими использует свои чувства и эмоции, интуицию и воображение для создания художественных образов и продуктов творчества, — это __________________ тип.
артистический
Тип личности, который ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют ему установить контакт с окружающим миром, — это __________________ тип.
социальный
Традиционно общая схема описания профессии подразумевает следующие аспекты:
производственно-технический
психофизический
санитарно-гигиенический
социально-экономический
Требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности — это составляющие __________________ аспекта традиционно общей схемы описания профессии.
психофизический
Удовлетворенность трудом зависит от следующих факторов:
уровня притязаний личности
уровня развития мотивационной сферы и ее состава
условий профессиональной деятельности, которые могут соответствовать или не соответствовать требованиям человека
Устойчивые качества (группы качеств) формируются у человека
всю жизнь, составляя его жизненный и профессиональный опыт
Устойчивые качества личности в деятельности руководителя подразделяют на большие группы:
общепсихологические
профессионально значимые
Учреждения, организации, группы (например — класс учеников, студенческий курс) и их представители, с которыми человеку реально приходится взаимодействовать, — это один из компонентов ...
социально-контактной части среды
Форма вопросов, на которые в анкете даются заранее сформулированные варианты ответов, — это __________________ вопросы.
закрытые
Форма фиксации и способ упорядочения совокупности признаков изучаемых психологических явлений или процессов в определенную числовую систему — это:
измерительные шкалы
Характеристика деятельности, призванная обеспечить подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров, — это:
диагностическая профессиограмма
Художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей — это психологические требования профессий типа ...
“Человек — Художественный образ”
Целенаправленное, систематическое восприятие исследуемого объекта называется:
наблюдением
Центральное значение переменной; результат, находящийся в середине последовательности показателей, если их расположить в порядке возрастания или убывания, делящее выборку на две равные по количеству вариантов части, — это:
медиана
Часть функционально-производственного пространства, приспособленная для выполнения работником производственного задания или исполнения должностных обязанностей, — это:
рабочее место
Шкала, упорядочивающая, классифицирующая и оценивающая признаки по их выраженности, по сравнению с определенным интервалом (эталоном) по принципу "больше на определенное количество единиц — меньше на определенное количество единиц", — это:
шкала интервалов
Эффективна только при условии, что она подкрепляется отличной системой контроля, которая, как правило, требует больших затрат — ...
власть, основанная на принуждении
Являются исторически наиболее ранними методиками психодиагностики
тесты интеллекта