«Панчатантра» — ...
древнейший индийский сборник басен
«Пафос», по Гегелю, — ...
высокое воодушевление художника постижением сущности изображаемой жизни, ее «истины»
«Поэтика» и «Риторика» Феофана Прокоповича датируются:
началом XVIII века
«Риторика» М.В. Ломоносова была написана на:
русском языке
«Романтизм» становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного
классицизму
Аналогом эпопеи по значению в системе жанров литературы нового времени Гегель назвал:
роман
Анафора — ...
повторение начальных слов или словосочетаний в предложениях, стихах или строфах
Английскими романтиками были:
Кольридж, Вордсворт, Байрон, Шелли
Басни пишутся в:
стихах и прозе
Безличное повествование формируется:
как способ достижения максимальной объективированности изображения
Бессоюзное соединение слов или предложений
придает речи известную стремительность
Библиография — ...
указатель литературоведческих работ
В западноевропейских литературах сатира особенно большое развитие получила в эпоху:
Возрождения
В литературных произведениях средством для создания художественных образов является:
язык
В литературоведении XIX века выделяют ____________________ академические(-х) школ(-ы).
четыре
В новое время элегия переживает расцвет в:
XVIII-начале XIX века
В римской литературе славу наиболее острого сатирика приобрел:
Ювенал
В России в XIX веке были известны такие академические школы:
мифологическая, культурно-историческая, психологическая, школа сравнительно-исторического литературоведения
В России первые библиографические работы — списки книг восходят к:
XIII веку
В России первые суждения теоретико- и историко-литературного характера встречаются в:
«Слове о полку Игореве»
В России первые суждения теоретико- и историко-литературного характера встречаются в:
XII веке
Вводные эпизоды — ...
эпизоды, которые непосредственно не связаны с фабульной линией повествования
Вводные эпизоды используются:
для расширения и углубления содержания произведения или для указания на его идейный смысл
Ведущей(-ими) формой(-ами) французского классицизма был(-а, -и):
драматургия
Внутренний мир человека как таковой осваивает(-ют):
лирика
Возрождение в России теоретико-литературной мысли, наметившееся с конца XI века в области стихосложения и художественной речи, происходит:
на базе латинской поэтики и риторики
Возрождение зарождается:
в Италии
Героический пафос — ...
утверждение величия подвига отдельной личности и целого коллектива, огромного значения его для развития народа, нации, человечества
Гипербола — ...
художественное преувеличение
Главное отличие искусства от всех других форм общественного сознания, — ...
эстетическая сущность
Драма — ...
пьеса с преимущественно драматическим типом художественного содержания
Драма с острым конфликтом между самоценным личностным характером персонажа и социальными условиями его жизни, их этологической природой, преобладает в:
XIX-XX веках
Древнейшим литературным эпическим жанром является:
эпическая песня
Завязка — ...
изображение возникающих противоречий, начинающих развитие событий в произведении
Задача библиографии — ...
помочь ориентироваться в огромном количестве теоретико-литературных, историко-литературных и литературно-критических книг и статей
Задача историографии — ...
собирать и изучать материалы, знакомящие с историческим развитием теории и истории литературы и литературной критики
Задача литературной критики — ...
всесторонний анализ литературных явлений и оценка их идейно-художественной значимости для современности
Задача текстологии — ...
определить автора безымянного художественного произведения или научного труда, степень законченности различных редакций
Задачи литературной критики — ...
обогащать историю литературы новым материалом, прояснять тенденции и перспективы литературного развития
Зачинателем поэзии и поэтики классицизма был:
Малерб
Звенья творческого процесса:
художник — произведение — читатель
Инверсия — ...
необычный порядок слов в предложении
Ирония — ...
выражение насмешки, при котором форма ее противоположна внутреннему значению
История литературы ...
исследует процесс литературного развития
История развития литературы
подразделяется на истории отдельных национальных литератур
К вспомогательным дисциплинам литературоведения относят:
историографию, текстологию, библиографию
К изобразительным средствам языка относят:
эпитеты, сравнения, метафоры, метонимии, гиперболы
К лирическим жанрам относят:
сонет, элегию, пастораль
К лиро-эпическим жанрам относят:
басню, балладу
К поэтическим фигурам языка относят:
риторический вопрос, риторические обращения, риторические восклицания, анафору, эпифору, стык, параллелизм, протиположение, умолчание, инверсию, бессоюзное соединение, многосоюзие
Как сложившаяся система модернизм выступает:
с 20-х годов ХХ века
Классицизм сформировался:
во Франции
Композиция — ...
построение художественного произведения
Кульминация — ...
момент наивысшего напряжения в развитии действия
Культурно-историческая школа была подготовлена литературоведением, когда в науке созревали:
идеи историзма
Культурно-историческая школа была подготовлена литературоведением, когда писатели все более осознавали себя
выразителями общественно-исторического сознания
Культурно-историческая школа была подготовлена литературоведением:
30-40-х годов XIX века
Лирика отличается от эпоса и драмы
предметом изображения
Лирические отступления — ...
непосредственное выражение автором эпического произведения его мыслей и чувств
Литература рассматривалась представителями психологической школы как:
продукт душевной деятельности писателя
Литературные роды — ...
эпос, драма, лирика
Литературный метод ...
определяет структуру художественного содержания
Литературоведение — ...
наука о литературе
Литературоведение делится на:
теорию литературы, историю литературы, литературную критику
Литературоведение как единый научный комплекс сформировалось в России:
во второй четверти XIX века
Литота — ...
художественное преуменьшение
Личное повествование:
может быть двух типов
Метафора — ...
троп, основанный на сходстве двух явлений, скрытое сравнение
Метонимия ...
создается путем сближения отличных друг от друга предметов, находящихся в той или иной внешней или внутренней связи между собой
Мифологическая школа ...
опиралась на учение о мифе и мифологии как первооснове умственной, а затем и художественной, поэтической деятельности первобытного, «доисторического человека»
Многосоюзие ...
создает раздельность речи, подчеркивает особую значимость каждого отделенного союзом слова
Монументальная повесть Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» — образец
сатиры
На смену классицизму приходит:
сентиментализм
Назначение завязки — ...
раскрыть возникшее противоречие, подвести читателя к пониманию темы произведения
Назначение экспозиции — ...
мотивировать последующее поведение действующих лиц
Начало литературной басни связывают с именем:
Эзопа
Начало формированию национальной историко-литературной мысли в России положила:
«О древнем, среднем и новом стихотворении российском» работа В.К. Тредиаковского (1755 год)
Небольшое стихотворное произведение, в котором само повествование пронизано лиризмом — ...
баллада
Немецкими романтиками были:
Новалис, Гельдерлин, Гофман
Нравоописательный жанр, заключающий в себе краткое аллегорическое повествование и вытекающее из него поучение — ...
басня
Общекультурный феномен, окончательно сформировавшийся в 70-80-ые годы ХХ века и существующий одновременно с остатками неоавангардизма, — ...
постмодернизм
Одна из самых сложных форм субъектной организации
романное повествование
Организующее формальное начало эпоса — ...
повествование о событиях в жизни персонажей и их поступках
Основоположником и главным теоретиком культурно-исторической школы на Западе стал:
И. Тэн
Основоположником психологической школы в русской филологии был:
А.А. Потебня
Основы новой русской литературы в XVIII веке заложили:
В.К. Тредиаковский, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов
Особый вид духовной и духовно-практической деятельности, специально предназначенный для эстетического освоения действительности, — ...
искусство
Особый подъем романтического пафоса в литературе наблюдается в (во):
конце XVIII века
Параллелизм — ...
развернутое составление двух или нескольких явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях
Пафосом героизма проникнута
«Песня о Роланде»
Пафосом героизма проникнута
«Песня о Сиде»
Пафосом героизма проникнута
«Полтава» поэма А.С. Пушкина
Пафосом героизма проникнута
«Прометей освобожденный» поэма Шелли
Пафосом драматизма проникнута
«Волоколамское шоссе» повесть А. Бека
Пафосом драматизма проникнута
«Персы» пьеса Эсхила
Пафосом драматизма проникнута
«Повесть о разорении Батыем Рязани»
Первый опыт стиховедения в России относится к:
концу XVI века
Первым в России развернутым учением о слове была:
«Риторика» М.В. Ломоносова
Первым крупнейшим представителем мифологической школы в России был:
Ф.И. Буслаев
Первым опытом стиховедения в России стало(-а):
учение Лаврентия Зизания (Тустановского) о стихе
Перифраз — ...
замена собственного имени или названия описательным выражением
По жанровой принадлежности «Война и мир» Л.Н. Толстого — ...
роман-эпопея
По жанровой принадлежности «Всадники» Аристофана — ...
комедия
По жанровой принадлежности «Гамлет» У. Шекспира — ...
трагедия
По жанровой принадлежности «Дон Жуан» Байрона — ...
роман в стихах
По жанровой принадлежности «Дядя Ваня» А.П. Чехова — ...
драма
По жанровой принадлежности «Евгений Онегин» А.С. Пушкина — ...
роман в стихах
По жанровой принадлежности «Егор Булычев и другие» М. Горького — ...
драма
По жанровой принадлежности «Живой труп» Л. Толстого — ...
драма
По жанровой принадлежности «Людмила» Жуковского — ...
баллада
По жанровой принадлежности «Ромео и Джульетта» У. Шекспира — ...
трагедия
По жанровой принадлежности «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира — ...
комедия
По жанровой принадлежности «Сын артиллериста» К. Симонова — ...
баллада
Повесть Дж. Свифта «Путешествие Гулливера» — образец
сатиры
Постромантическая художественная система XIX-XX веков — ...
реализм
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» по своему пафосу
романтико-трагическая
Предмет анализа в литературно-критических работах — ...
отдельное произведение, творчество писателя в целом, ряд произведений различных писателей
Предмет героического пафоса в литературе — ...
героика самой действительности
Представителем английского сентиментализма был:
Ричардсон
Представителем английского сентиментализма был:
Стерн
Представителем Возрождения в Англии был:
Шекспир
Представителем Возрождения в Испании был:
Сервантес
Представителем Возрождения в Италии был:
Боккаччо
Представителем Возрождения в Италии был:
Данте
Представителем Возрождения в Италии был:
Петрарка
Представителем классицизма во Франции был:
Корнель
Представителем классицизма во Франции был:
Малерб
Представителем модернизма был:
А. Жид
Представителем модернизма был:
Дж. Джойс
Представителем модернизма был:
Ж.П. Сартр
Представителем модернизма был:
М. Пруст
Представителем модернизма был:
С. Беккет
Представителем модернизма был:
Т.С. Элиот
Представителем модернизма был:
Ф. Кафка
Представителем модернизма был:
Э. Ионеско
Представителем модернизма был:
Э. Паунд
Представителем натурализма во Франции был:
А. Доде
Представителем натурализма во Франции был:
Г. Мопассан
Представителем натурализма во Франции был:
Ж.К. Гюисманс
Представителем натурализма во Франции был:
Золя
Представителем натурализма во Франции был:
Л. Энник
Представителем натурализма во Франции был:
Э. де Гонкур
Представителем неоромантизма в России был:
А. Грин
Представителем неоромантизма в России был:
М. Горький (раннее творчество)
Представителем постмодернизма был:
А. Роб-Грийе
Представителем постмодернизма был:
Х.-Л. Борхес
Представителем реализма был:
А. Твардовский
Представителем реализма был:
М. Шолохов
Представителем реализма в Англии был:
Теккерей
Представителем реализма в Англии был:
Ч. Диккенс
Представителем реализма в Германии был:
Т. Манн
Представителем реализма в России был:
И.А. Гончаров
Представителем реализма в России был:
И.С. Тургенев
Представителем реализма в России был:
Л.Н. Толстой
Представителем реализма в России был:
Н.В. Гоголь
Представителем реализма в России был:
Салтыков-Щедрин
Представителем реализма в России был:
Ф.М. Достоевский
Представителем реализма во Франции был:
Р. Роллан
Представителем реализма во Франции был:
Стендаль
Представителем реализма во Франции был:
Флобер
Представителем романтизма был:
А. Шамиссо
Представителем романтизма в Америке был:
Готорн
Представителем романтизма в Америке был:
Мелвилл
Представителем романтизма в Америке был:
Э. По
Представителем романтизма в Англии был:
Байрон
Представителем романтизма в Англии был:
В. Скотт
Представителем романтизма в Англии был:
Вордсвордт
Представителем романтизма в Англии был:
Дж. Китс
Представителем романтизма в Англии был:
Кольридж
Представителем романтизма в Англии был:
Р. Саути
Представителем романтизма в Англии был:
Шелли
Представителем романтизма в Германии был:
Гейне
Представителем романтизма в Германии был:
Гофман
Представителем романтизма в Германии был:
Новалис
Представителем романтизма в Германии был:
Тик
Представителем романтизма в России был:
В. Жуковский
Представителем романтизма во Франции был:
А. Дюма-отец
Представителем романтизма во Франции был:
А. Мюссе
Представителем романтизма во Франции был:
Б. Констан
Представителем романтизма во Франции был:
В. Гюго
Представителем романтизма во Франции был:
Виньи
Представителем романтизма во Франции был:
П. Мериме
Представителем романтизма во Франции был:
Ш.О. Сент-Бев
Представителем романтизма во Франции был:
Шатобриан
Представителем романтизма во Франции был:
Э. Сю
Представителем романтизма во Франции был:
Э.П. Сенанкур
Представителем сентиментализма в России был:
Карамзин
Представителем французского сентиментализма был:
Руссо
Пример трагизма в лирике — ...
«На поле Куликовом» цикл стихотворений А. Блока
Принцип трех единств: единство
действия, времени и места
Пролог — ...
своеобразное вступление к основному сюжетному развитию
Противоположение — ...
одна из фигур, представляющая собой такое словосочетание, в котором раскрытие противоречий между явлениями или внутри одного явлении обычно осуществляется при помощи ряда антонимических слов и выражений
Процесс интенсивного освоения русской литературой новых поэтических форм и новых понятий о литературе начинается в:
XVIII веке
Психологическая школа сложилась в:
70-80-е годы XIX века
Работа В.К. Тредиаковского «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» была написана в:
конце XVIII века
Развитие действия — ...
дает представление о возможных путях решения проблемы в произведении
Развязка — ...
разрешает изображаемый конфликт или подводит к пониманию тех или иных возможностей его разрешения
Расположите элемента сюжеты в правильной последовательности
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка действия
Расцвет романа в его собственном единстве содержания и формы происходит в:
XIX веке
Расцвет русской сатиры приходится на:
XIX век
Реформаторами стихосложения в России были:
поэты
Ритм — ...
регулярный повтор однотипных речевых явлений
Риторический вопрос ...
ставится для того, чтобы привлечь внимание
Риторическое восклицание ...
ставится для того, чтобы привлечь внимание
Риторическое обращение ...
ставится для того, чтобы привлечь внимание
Роман-эпопея — ...
особая разновидность романа, в котором судьба личности изображается в теснейшей связи с судьбой народа, страны, общества в критические периоды их бытия
Романтизм как литературное течение зародился в:
Германии
Романтизм как целостная художественная система сложился:
на рубеже XVIII-XIX веков
Романтизм сформировался:
в Германии
Русскими романтиками были:
Жуковский, молодой Пушкин
С особой силой в древнегреческой литературе сатирический пафос выражен во многих комедиях:
Аристофана
С романтической абсолютизацией личной самоценности человека связан:
модернизм
Самый значительный представитель культурно-исторической школы в русском литературоведении — ...
А.Н. Пыпин
Сарказм — ...
злая или горькая ирония
Сатира исторически возникает ____________________, чем героика, трагизм, драматизм.
позднее
Свою задачу представители психологической школы видели в:
психологическом анализе либеральных героев и личном самих авторов
Сентиментальный пафос в русской литературе особенно проявляется:
во второй половине XVIII века
Сентиментальным пафосом проникнута
повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза»
Синекдоха ...
основана на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между этими явлениями
Содержательное назначение кульминации — ...
наибольшее заострение проблемы произведения
Сонет возник ...
в итальянской поэзии раннего Возрождения
Сонет имеет:
твердую стихотворную форму из 14 строк
Сравнение — ...
уподобление одного явления другому при помощи слов «как», «словно», «будто», «это», «похож» и т.д
Стилистическое учение М.В. Ломоносова основано на:
учении Макария, изложенного в его «Риторике» (1617-1619)
Стилистическое учение М.В. Ломоносова разработано в:
XVIII веке
Стиль определяет:
структуру художественной формы
Стих — ...
особо трансформированная структура речи, которая отличается от прозаической отчетливо выделенным ритмом
Сторонники психологической школы опирались на:
психологию как точную науку
Существенной чертой реализма эпохи Возрождения является:
грандиозный диапазон художественного изображения жизни
Сущность характера или ситуации раскрывается не через внешнее противопоставление сущности явлению, истинного содержания характера его обыденному состоянию и поведению, в:
новелле
Сюжет — ...
система событий в произведении
Теорию трех стилей подробно разработал и описал:
М.В. Ломоносов
Теория литературы изучает социальную природу ...
специфику, закономерности развития и общественную роль художественной литературы
Теория литературы устанавливает принципы
рассмотрения и оценки литературного материала
Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» по своему пафосу
трагическая
Тропы — ...
слова, употребляемые в переносном значении
Умолчание — ...
пропуск в речи отдельных слов, а иногда и целых словосочетаний
Учение, лежащее в основе мифологической школы, было основано
братьями Вильгельмом и Якобом Гримм
Учение, лежащее в основе мифологической школы, было основано в:
20-30 годы XIX века
Французскими романтиками были:
Шатобриан, Гюго
Человек остается жертвой непознаваемых враждебных сил, формирующих его судьбу, для:
модернистов
Эзоп — ...
древнегреческий баснописец
Экспозиция — ...
изображение бывших до возникновения конфликтов условий формирования действующих лиц и сложившихся в этих условиях черт их характеров
Элегия — ...
небольшое стихотворное лирическое произведение с преимущественно героическим содержанием
Элегия возникла в:
VII веке до н.э.
Элементы сюжета — ...
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка действия
Эпилог — ...
изображение окончательных следствий, вытекающих из показанных в произведении событий
Эпитет — ...
художественное определение, отмечающее существенную, для определенного контекста, черту в изображаемом явлении
Эпифора — ...
повторение заключительных слов или сочетаний в предложениях или строфах
Яркое выражение сентиментализм получает в середине XVIII ...
в Англии