«Античный импрессионизм» — это:
традиция позднеантичной живописи
«Ареопагитики» — это труд ...
Григория Нисского
«Голова философа из Эфеса» — это:
скульптура первой половины пятого века, отличающаяся острой духовной экспрессией
«Македонский ренессанс» (IX-X вв.) — время блестящего расцвета ____________________ искусства.
византийского
«Реальная» символика — это:
наиболее распространенное направление символического восприятия литургии
«Тайноводство» — это труд ...
Максима Исповедника о литургической символике
Александрия — это:
крупнейший город Египта, хранитель традиций эллинистического искусства
Анна Комнина дочь императора
Алексея I
Анне Комниной императрица Ирина представляется:
Афиной
Антикизирующее направление в искусстве — это возрождение ____________________ искусства.
античного
Антиохия — это:
центр развития образованности, искусств и ремесел в средние века
Анфимий из Тралл — это:
один из зодчих, построивших собор Святой Софии
Апсида — это:
восточная часть храма в виде полукруглого выступа, где помещается алтарь
Ариография — это:
жития святых и мучеников
Арка Константина — это архитектурное сооружение ...
пятого века, известное своими рельефами
Афины — это:
город, культурный центр раннесредневекового мира
Базилика — это:
тип здания, вытянутый в плане и расчлененный продольными рядами колонн на нечетное число нефов
Базилика в Коджа Калесси — это:
трехнефная базилика в Исаврии с новаторски сооруженным в центре куполом
Базилика Кальб-Лузо — это:
азилика в Северной Сирии, типичная для архитектуры Ближнего Востока
Базилика Св. Димитрия — это базилика ...
пятого века в Фессалониках
Бейрут — это:
культурный центр средневекового мира
Белый, розовый, голубой, золотистый — традиционные цвета прекрасного ____________________, применявшиеся в византийской живописи.
тела
Большая базилика Белого монастыря — это базилика в ...
Египте, напоминающая древнеегипетский храм
Большой дворец императоров — это:
дворец в Константинополе, известный своими мозаичными полами
В XII в. из ____________________ на Русь была привезена икона Владимирской Богоматери.
Византии
В аспиде всегда помещалась фигура:
Богоматери в типе Оранты
В византийской эстетике особую роль играл(-а, -о):
цвет
В искусстве поздневизантийского периода начинает господствовать тип лица святого с ____________________ чертами.
восточными
В качестве определенной реакции на антикизирующее направление и его антитезы продолжает активно существовать и даже получает новые импульсы:
монастырская эстетика аскетизма
В крестово-купольной системе применялся архитектурный элемент — лопатка, который представлял собой ...
вертикальный плоский и узкий выступ на внешней стороне стены здания
В Мистре в ____________________ в поздневизантийское время образовался значительный культурный, художественный и архитектурный центр.
Греции
В нижнем ярусе храма располагались:
апостолы
В основе византийского мировоззрения лежит:
христианство
В период X-XII вв. не разрабатывали новых ____________________ изобразительного искусства.
теорий
В произведениях поздневизантийской архитектуры можно заметить черты, которые напоминают архитектуру раннего Ренессанса:
Италии
В средневизантийский период в строительстве храмов становится преобладающей тенденцией:
уменьшение площади храмов с усилением их вертикальной оси
В центре внимания антикизирующего направления стоят две главные проблемы:
красоты и искусства
В центре внимания христианского мировоззрения в Византии стоял:
человек
Важнейшей чертой византийской идеологии, восходящей к структуре византийского общества и государства, была идея
иерархии
Важным художественно-риторическим приемом выражения женской красоты в антикизирующем направлении византийской эстетики являлось регулярное подчеркивание ____________________ этой красоты.
невыразимости
Василий I — это:
основатель македонской династии в Византии
Василий I (867-886 гг.) в борьбе за упрочение престолонаследия использовал возобновившееся после поражения иконоборчества воспроизведение изображений
святых
Взамен ранее применявшегося живописного решения мозаики комниновского периода культивируют:
графичность
Визант — это:
греческая колония
Византийская кладка представляет собой ...
чередование нескольких рядов хорошо отесанного камня с 4-5 рядами кирпича
Византийский духовный канон — это:
порядок, которому подчинены архитектура и внутреннее пространство культового строения
Византийский стиль живописи — это стиль, ...
характеризующийся сочетанием плоских силуэтов с плавной ритмикой линий и благородной гаммой красок
Византийскими мастерами мозаики всегда применялся ____________________ фон.
золотой
Византия — это:
восточная римская империя, наследница греко-римского мира и эллинистического Востока
Византия в ____________________ утратила Константинополь.
XII веке
Византия до конца своего существования оставалась в основном
феодальной монархией
Внутренней основой и целью красоты в Византийском обществе является:
любовь
Во второй половине XI в. среди работ по металлу особое место занимают:
церковные врата
Воспроизведение изображений святых способствовало появлению целого ряда композиций монументальной живописи, основная идея которых
союз христианской церкви и государства
Выдающимся произведением поздневизантийской столичной архитектуры является церковь монастыря Хора, которую турки превратили в мечеть под названием
Кахрие-Джами
Глава Византийской империи носил титул
василевс
Главная тема византийского зодчества
купол
Главное место в строительстве Византии занимало ____________________ строительство.
оборонное
Главным достоинством храма великомученика Георгия в Константинополе является:
красота
Государственным языком Византии был ____________________ язык.
греческий
Григорий Нисский — это:
христианский мыслитель, автор «Ареопагитик»
Дамаск — это:
город, культурный центр в Сирии
Для последнего периода византийской архитектуры характерна насыщенная декоративность фасада Текфур-Серая. Окна второго этажа включены в глухую аркаду, которая представляет собой ...
ряд арок, одинаковых по форме и размерам опирающихся на колонны или столбы
Для ранневизантийской живописи характерно обращение к ____________________ темам.
ретроспективным
Жизнерадостная полихромная декорация летнего зала Влахернского дворца свидетельствует о влиянии на византийское зодчество архитектуры ____________________ стран.
южнославянских
Законченный византийский стиль предполагал строго установленную иерархическую систему расположения сюжетов. По этой системе в куполе всегда помещалось большое поясное изображение
Христа Пантократора
Значительное влияние античного наследия проявилось не только в монументальном творчестве, но и в:
миниатюре
Икона — это:
каноническое живописное изображение Бога, Девы Марии, святых
Иконоборцы — это:
партия при константинопольском дворе, восставшая против изображения Бога и святых в человеческом облике
Иконоборчество — это:
движение против изображения Бога и святых в человеческом облике
Иконографический канон — это порядок написания икон, ...
в соответствии с христианским вероучением
Иконопись — это:
вид церковной живописи
Иконопочитание — это:
движение, выступающее за возможность и необходимость почитания икон
Иконопочитатели — это:
партия при константинопольском дворе, противники иконоборцев
Инкрустация — это:
декоративная техника украшения цветными мраморами, драгоценными металлами и камнями, слоновой костью
Интерьеры наиболее богатых храмов Византийской империи оформлялись мозаиками. Ею украшались чаще всего
стены
Иоанн Дамаскин — это:
защитник икон, написавший первую апологию религиозных изображений, содержавшую подробную теорию образа
Исидор из Милета — это:
один из зодчих, построивших собор Святой Софии
Исихазм — это:
традиция христианской аскезы, основанная на молчании
Искусство Византии второй половины IX-X вв. свидетельствует о том, что при представителях Македонской династии (867-1056 гг.) наступил новый(-ое):
расцвет
Искусство мозаики ни в одном государстве не получило такого последовательного развития, как в:
Византии
К X в. в византийском изобразительном искусстве, окончательно складывается:
иконографический канон
К XIV в. относится наиболее сохранившаяся дворцовая постройка Константинополя — здание, которое турки назвали:
Текфур-Серай
К концу XII века в Византии полностью сформировались основные ____________________ в искусстве — церковно-патристическое, аскетическое, литургическое, искусствоведческое.
направления
Канон Поликлета — идеал ____________________ красоты.
античной
Капитель — это:
архитектурная деталь храма, поддерживающая колонну
Катакомбы — это:
подземные архитектурные сооружения позднеримского периода
Книжная миниатюра — это:
вид средневековой живописи
Константинополь — это:
столица Византийской империи
Константинополь был взят в:
1453 году
Константинополь пал под натиском
турок
Консульский диптих — это:
скрепленные попарно и украшенные пластинки из слоновой кости, изготовленные в честь вступления консула в должность
Крестово-купольный тип здания — это:
квадратное в плане здание на четырех массивных внутренних столбах, поддерживающих купол, находящийся в центре
Мавзолей — это:
культовая постройка, предназначенная для погребения
Максим Исповедник — это:
автор «Тайноводства», разработал иной аспект литургической символики
Мериамлык — это:
небольшая базилика в Киликии
Миметическое изображение — это:
подражательное изображение
Михаил Пселл был выразителем ____________________ веяний в византийской философии.
рационалистических
Многие искусные художественные приемы в трактате Николая Месарита имеют цели:
богословские
Много внимания уделялось в послеиконоборческой Византии
физической красоте человека
Мозаика — это вид ____________________ искусства.
монументального
Мозаика — это вид ...
монументальной живописи
Мозаичные циклы XI-XII веков в монастыре Дафни (около Афин) относятся ко времени династии Комнинов, которую основал:
Алексей I
Монофизитство — это:
ересь, сторонники которой считали, что, описывая неописуемое — Божественное, живописец соединяет несоединимое
На стенах трансепта изображались сцены:
из жизни Христа и Марии
Наибольшего могущества Византийская империя достигла при императоре
Алексее I
Начиная с ____________________, с новой силой вспыхивает в Византии интерес к описаниям произведений архитектуры.
Фотия
Неонианский баптистерий — это:
баптистерий православных центрической постройки, известный своей мозаикой
Несторианство — это:
ересь, сторонники которой считали, что, изображая только человека Христа, будто бы разделяют в нем две природы — Божественную и человеческую
Неф — это:
вытянутая в плане часть храма, расчлененная продольными рядами колонн
Никейский собор 787 г. — это Вселенский собор ...
христианской церкви, отменивший запрет на изображение Бога и святых в человеческом облике
Никейский собор состоялся в:
787 году
Никея — это:
греческий город, оказавший влияние на византийское искусство
Никита Акоминат — византийский ____________________ XII в.
писатель
Николай Месарит, известный византийский мыслитель, автор трактата об
искусстве
Новые тенденции в отношении к искусству хорошо отражены в ____________________ церкви Св. Апостолов в Константинополе Николая Месарита.
экфрасисе
Обелиск Феодосия — это:
архитектурное сооружение в честь императора Феодосия, установленное на ипподроме в Константинополе
Одним из основных достижений Византийской архитектуры является формирование четырех основных типов культовых зданий
крестово-купольные
Одной из первых построек после освобождения Константинополя от крестоносцев была гробница династии
Палеологов
Основателем новой династии в Византии был:
Василий I
Отличительной особенностью кладки Текфур-Серая, по которой сразу можно определить поздневизантийскую кладку является:
включение камня в кладку арок
Патриарх Никифор — это:
константинопольский патриарх, внесший существенный вклад в защиту религиозного изобразительного искусства и разработку теории образа
Патриарх Фотий — это:
константинопольский патриарх, покровитель искусств
Период второй половины IX-XII вв. можно считать временем расцвета ____________________ сознания в Византии.
эстетического
Период иконоборчества соответствует следующим годам:
726-843 годам
По своей выразительности и эмоциональной насыщенности выделяется икона «Григорий ____________________».
Чудотворец
По третьей светоносной системе символом жизни являлся ____________________ цвет.
красный
Последний расцвет византийское искусство переживает в XIII-XIV вв., в период правления династии
Палеологов
При сооружении храма св. Софии в Константинополе использовался опыт
Пантеона
Принципиальное и в какой-то мере демонстративное противостояние антикизирующего и монастырского направлений — характерная черта культуры и искусства ____________________ X-XIV вв.
Византии
Прницип аллегорезы в средневековой Византии выступал одной из главных форм
мышления
Проблема изобразимости — это одна из проблем ...
рассматриваемых теорией образа
Проблема описуемости — это:
одна из проблем, рассматриваемых теорией образа
Прокопий — это:
византийский писатель, современник постройки храма Св. Софии
Процветавшее в Византии искусство садов представляет собой вид ____________________ искусства.
синтетического
Равенна — это:
город в Италии, культурный центр Средневековья
Ротонда Св. Георгия — это:
архитектурное сооружение в Фессалониках, перестроенное из римского здания
С X века в Византии происходит новое обращение к:
Античности
С победой иконопочитания в IX в. практически завершилось активное формирование основного ____________________ направления византийской эстетики.
церковно-патристического
Садовые ансамбли выполняли ____________________ функцию.
эстетическую
Самой знаменитой постройкой ____________________ стал храм Святой Софии в Константинополе.
Алексея I
Самым блестящим средневековым городом Европы был:
Константинополь
Саркофаг — это:
архитектурное сооружение с местом для погребения
Символическое восприятие литургии — это:
система символической трактовки всех элементов литургии
Символом трансцендентного мира в византийской культуре воспринимался ____________________ цвет.
голубой
Сияние, блеск — обязательные для византийца атрибуты ____________________, восходящие к античным стереотипам.
красоты
Смальта — это:
сплав стекла и минеральных красок для выкладывания мозаики
Со времен античности ____________________ цвет имел значение чистоты и святости, а также являлся символом божественного света.
белый
Со второй половины IX в. антикизирующее направление в византийском искусстве занимает ____________________ место.
заметное
Соразмерность, гармонию, меру, ритм в качестве ____________________ красоты человека ценят практически все византийские писатели светского направления.
основных признаков
Спиритуализм — это:
максимальная одухотворенность художественного произведения, характеризующаяся уменьшением значения реалистических подробностей
Став патриархом в 858 г., Фотий приказал покрыть ____________________ с изображениями святых золотой зал дворца, Палатинскую (Дворцовую) часовню, а также начать мозаичные работы в соборе Св. Софии.
мозаиками
Статуя императора из Барлетты — это:
бронзовая скульптура, яркий образец официального направления в искусстве
Теория образа — это:
теория в византийском искусстве, трактующая образ как символ, знак
Трансепт — это:
поперечный неф, расположенный в восточной части храма и выступающий с обоих сторон
Трапезунд — это:
город, культурный центр раннего средневнековья
Третьим носителем света в византийских мозаиках и иконах были краски. Важнейший в византийской культуре цвет ____________________; цвет божественного и императорского достоинства.
пурпурный
Феодор Студит — это византийский ...
мыслитель, углубил теорию образа, приводя дополнительную аргументацию
Фессалоники — это:
греческий город, культурный центр Средиземноморья
Филипп Монотроп был византийским
отшельником
Фреска — это техника живописи ...
красками по сырой штукатурке
Фреска — это:
роспись красками по сырой штукатурке
Храм Св. Апостолов восхваляется Николаем Месаритом, прежде всего, как творение рук человеческих, созданное по специальным художественным законам, близким к тем, которые позже в Европе будут называть законами «____________________ искусств».
изящных
Храм Св. Апостолов, восхваляемый Николаем Месаритом был построен в:
Константинополе
Храм Святой Софии — это:
знаменитый христианский храм в Константинополе
Храм, описанный Николаем Месаритом, воспринимается им как некое целостное произведение архитектурно-живописного искусства, созданное по законам
красоты
Художник представляется Николаю Месариту
мудрецом
Цвет ____________________ символизировал юность, цветение, противостоял в изображениях небесным и «царственным» цветам.
зеленый
Церковь великомученика Георгия в Константинополе сооружена:
Константином IX
Церковь монастыря Хора (XIII-XIV вв.), построена:
Федором Метохитом
Церковь Панагия Ахеропоитос — это трехнефная базилика ...
пятого века в Фессалониках
Церковь Парагоритисса в Арте в Греции конца XIII в. можно назвать произведением своеобразного
византийского барокко
Церковь Санта Костанца — это:
храм центрического типа в Риме
Церковь Симеона Столпника — это:
памятник архитектуры в Калат-Семан близ Антиохии
ЦерковьСан-Витале в Ревенне относится к ____________________ типу сооружений.
центрическому
Экфрасис Николая Месарита написан по законам ____________________ жанра.
энкономиастического
Эллинизм — это:
культурная традиция, сформировавшаяся в эпоху расцвета эллинистических государств
Эль-Багауат — это:
мавзолей купольной архитектуры в Ливийской пустыне
Эфес — это:
эллинистический центр, где процветал стиль «античного импрессионизма»
Юстиниан — это:
византийский император