Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

 

 «Античный импрессионизм» — это:
традиция позднеантичной живописи

 «Ареопагитики» — это труд ...
Григория Нисского

 «Голова философа из Эфеса» — это:
скульптура первой половины пятого века, отличающаяся острой духовной экспрессией

 «Македонский ренессанс» (IX-X вв.) — время блестящего расцвета ____________________ искусства.
византийского

 «Реальная» символика — это:
наиболее распространенное направление символического восприятия литургии

 «Тайноводство» — это труд ...
Максима Исповедника о литургической символике

 Александрия — это:
крупнейший город Египта, хранитель традиций эллинистического искусства

 Анна Комнина дочь императора
Алексея I

 Анне Комниной императрица Ирина представляется:
Афиной

 Антикизирующее направление в искусстве — это возрождение ____________________ искусства.
античного

 Антиохия — это:
центр развития образованности, искусств и ремесел в средние века

 Анфимий из Тралл — это:
один из зодчих, построивших собор Святой Софии

 Апсида — это:
восточная часть храма в виде полукруглого выступа, где помещается алтарь

 Ариография — это:
жития святых и мучеников

 Арка Константина — это архитектурное сооружение ...
пятого века, известное своими рельефами

 Афины — это:
город, культурный центр раннесредневекового мира

 Базилика — это:
тип здания, вытянутый в плане и расчлененный продольными рядами колонн на нечетное число нефов

 Базилика в Коджа Калесси — это:
трехнефная базилика в Исаврии с новаторски сооруженным в центре куполом

 Базилика Кальб-Лузо — это:
азилика в Северной Сирии, типичная для архитектуры Ближнего Востока

 Базилика Св. Димитрия — это базилика ...
пятого века в Фессалониках

 Бейрут — это:
культурный центр средневекового мира

 Белый, розовый, голубой, золотистый — традиционные цвета прекрасного ____________________, применявшиеся в византийской живописи.
тела

 Большая базилика Белого монастыря — это базилика в ...
Египте, напоминающая древнеегипетский храм

 Большой дворец императоров — это:
дворец в Константинополе, известный своими мозаичными полами

 В XII в. из ____________________ на Русь была привезена икона Владимирской Богоматери.
Византии

 В аспиде всегда помещалась фигура:
Богоматери в типе Оранты

 В византийской эстетике особую роль играл(-а, -о):
цвет

 В искусстве поздневизантийского периода начинает господствовать тип лица святого с ____________________ чертами.
восточными

 В качестве определенной реакции на антикизирующее направление и его антитезы продолжает активно существовать и даже получает новые импульсы:
монастырская эстетика аскетизма

 В крестово-купольной системе применялся архитектурный элемент — лопатка, который представлял собой ...
вертикальный плоский и узкий выступ на внешней стороне стены здания

 В Мистре в ____________________ в поздневизантийское время образовался значительный культурный, художественный и архитектурный центр.
Греции

 В нижнем ярусе храма располагались:
апостолы

 В основе византийского мировоззрения лежит:
христианство

 В период X-XII вв. не разрабатывали новых ____________________ изобразительного искусства.
теорий

 В произведениях поздневизантийской архитектуры можно заметить черты, которые напоминают архитектуру раннего Ренессанса:
Италии

 В средневизантийский период в строительстве храмов становится преобладающей тенденцией:
уменьшение площади храмов с усилением их вертикальной оси

 В центре внимания антикизирующего направления стоят две главные проблемы:
красоты и искусства

 В центре внимания христианского мировоззрения в Византии стоял:
человек

 Важнейшей чертой византийской идеологии, восходящей к структуре византийского общества и государства, была идея
иерархии

 Важным художественно-риторическим приемом выражения женской красоты в антикизирующем направлении византийской эстетики являлось регулярное подчеркивание ____________________ этой красоты.
невыразимости

 Василий I — это:
основатель македонской династии в Византии

 Василий I (867-886 гг.) в борьбе за упрочение престолонаследия использовал возобновившееся после поражения иконоборчества воспроизведение изображений
святых

 Взамен ранее применявшегося живописного решения мозаики комниновского периода культивируют:
графичность

 Визант — это:
греческая колония

 Византийская кладка представляет собой ...
чередование нескольких рядов хорошо отесанного камня с 4-5 рядами кирпича

 Византийский духовный канон — это:
порядок, которому подчинены архитектура и внутреннее пространство культового строения

 Византийский стиль живописи — это стиль, ...
характеризующийся сочетанием плоских силуэтов с плавной ритмикой линий и благородной гаммой красок

 Византийскими мастерами мозаики всегда применялся ____________________ фон.
золотой

 Византия — это:
восточная римская империя, наследница греко-римского мира и эллинистического Востока

 Византия в ____________________ утратила Константинополь.
XII веке

 Византия до конца своего существования оставалась в основном
феодальной монархией

 Внутренней основой и целью красоты в Византийском обществе является:
любовь

 Во второй половине XI в. среди работ по металлу особое место занимают:
церковные врата

 Воспроизведение изображений святых способствовало появлению целого ряда композиций монументальной живописи, основная идея которых
союз христианской церкви и государства

 Выдающимся произведением поздневизантийской столичной архитектуры является церковь монастыря Хора, которую турки превратили в мечеть под названием
Кахрие-Джами

 Глава Византийской империи носил титул
василевс

 Главная тема византийского зодчества
купол

 Главное место в строительстве Византии занимало ____________________ строительство.
оборонное

 Главным достоинством храма великомученика Георгия в Константинополе является:
красота

 Государственным языком Византии был ____________________ язык.
греческий

 Григорий Нисский — это:
христианский мыслитель, автор «Ареопагитик»

 Дамаск — это:
город, культурный центр в Сирии

 Для последнего периода византийской архитектуры характерна насыщенная декоративность фасада Текфур-Серая. Окна второго этажа включены в глухую аркаду, которая представляет собой ...
ряд арок, одинаковых по форме и размерам опирающихся на колонны или столбы

 Для ранневизантийской живописи характерно обращение к ____________________ темам.
ретроспективным

 Жизнерадостная полихромная декорация летнего зала Влахернского дворца свидетельствует о влиянии на византийское зодчество архитектуры ____________________ стран.
южнославянских

 Законченный византийский стиль предполагал строго установленную иерархическую систему расположения сюжетов. По этой системе в куполе всегда помещалось большое поясное изображение
Христа Пантократора

 Значительное влияние античного наследия проявилось не только в монументальном творчестве, но и в:
миниатюре

 Икона — это:
каноническое живописное изображение Бога, Девы Марии, святых

 Иконоборцы — это:
партия при константинопольском дворе, восставшая против изображения Бога и святых в человеческом облике

 Иконоборчество — это:
движение против изображения Бога и святых в человеческом облике

 Иконографический канон — это порядок написания икон, ...
в соответствии с христианским вероучением

 Иконопись — это:
вид церковной живописи

 Иконопочитание — это:
движение, выступающее за возможность и необходимость почитания икон

 Иконопочитатели — это:
партия при константинопольском дворе, противники иконоборцев

 Инкрустация — это:
декоративная техника украшения цветными мраморами, драгоценными металлами и камнями, слоновой костью

 Интерьеры наиболее богатых храмов Византийской империи оформлялись мозаиками. Ею украшались чаще всего
стены

 Иоанн Дамаскин — это:
защитник икон, написавший первую апологию религиозных изображений, содержавшую подробную теорию образа

 Исидор из Милета — это:
один из зодчих, построивших собор Святой Софии

 Исихазм — это:
традиция христианской аскезы, основанная на молчании

 Искусство Византии второй половины IX-X вв. свидетельствует о том, что при представителях Македонской династии (867-1056 гг.) наступил новый(-ое):
расцвет

 Искусство мозаики ни в одном государстве не получило такого последовательного развития, как в:
Византии

 К X в. в византийском изобразительном искусстве, окончательно складывается:
иконографический канон

 К XIV в. относится наиболее сохранившаяся дворцовая постройка Константинополя — здание, которое турки назвали:
Текфур-Серай

 К концу XII века в Византии полностью сформировались основные ____________________ в искусстве — церковно-патристическое, аскетическое, литургическое, искусствоведческое.
направления

 Канон Поликлета — идеал ____________________ красоты.
античной

 Капитель — это:
архитектурная деталь храма, поддерживающая колонну

 Катакомбы — это:
подземные архитектурные сооружения позднеримского периода

 Книжная миниатюра — это:
вид средневековой живописи

 Константинополь — это:
столица Византийской империи

 Константинополь был взят в:
1453 году

 Константинополь пал под натиском
турок

 Консульский диптих — это:
скрепленные попарно и украшенные пластинки из слоновой кости, изготовленные в честь вступления консула в должность

 Крестово-купольный тип здания — это:
квадратное в плане здание на четырех массивных внутренних столбах, поддерживающих купол, находящийся в центре

 Мавзолей — это:
культовая постройка, предназначенная для погребения

 Максим Исповедник — это:
автор «Тайноводства», разработал иной аспект литургической символики

 Мериамлык — это:
небольшая базилика в Киликии

 Миметическое изображение — это:
подражательное изображение

 Михаил Пселл был выразителем ____________________ веяний в византийской философии.
рационалистических

 Многие искусные художественные приемы в трактате Николая Месарита имеют цели:
богословские

 Много внимания уделялось в послеиконоборческой Византии
физической красоте человека

 Мозаика — это вид ____________________ искусства.
монументального

 Мозаика — это вид ...
монументальной живописи

 Мозаичные циклы XI-XII веков в монастыре Дафни (около Афин) относятся ко времени династии Комнинов, которую основал:
Алексей I

 Монофизитство — это:
ересь, сторонники которой считали, что, описывая неописуемое — Божественное, живописец соединяет несоединимое

 На стенах трансепта изображались сцены:
из жизни Христа и Марии

 Наибольшего могущества Византийская империя достигла при императоре
Алексее I

 Начиная с ____________________, с новой силой вспыхивает в Византии интерес к описаниям произведений архитектуры.
Фотия

 Неонианский баптистерий — это:
баптистерий православных центрической постройки, известный своей мозаикой

 Несторианство — это:
ересь, сторонники которой считали, что, изображая только человека Христа, будто бы разделяют в нем две природы — Божественную и человеческую

 Неф — это:
вытянутая в плане часть храма, расчлененная продольными рядами колонн

 Никейский собор 787 г. — это Вселенский собор ...
христианской церкви, отменивший запрет на изображение Бога и святых в человеческом облике

 Никейский собор состоялся в:
787 году

 Никея — это:
греческий город, оказавший влияние на византийское искусство

 Никита Акоминат — византийский ____________________ XII в.
писатель

 Николай Месарит, известный византийский мыслитель, автор трактата об
искусстве

 Новые тенденции в отношении к искусству хорошо отражены в ____________________ церкви Св. Апостолов в Константинополе Николая Месарита.
экфрасисе

 Обелиск Феодосия — это:
архитектурное сооружение в честь императора Феодосия, установленное на ипподроме в Константинополе

 Одним из основных достижений Византийской архитектуры является формирование четырех основных типов культовых зданий
крестово-купольные

 Одной из первых построек после освобождения Константинополя от крестоносцев была гробница династии
Палеологов

 Основателем новой династии в Византии был:
Василий I

 Отличительной особенностью кладки Текфур-Серая, по которой сразу можно определить поздневизантийскую кладку является:
включение камня в кладку арок

 Патриарх Никифор — это:
константинопольский патриарх, внесший существенный вклад в защиту религиозного изобразительного искусства и разработку теории образа

 Патриарх Фотий — это:
константинопольский патриарх, покровитель искусств

 Период второй половины IX-XII вв. можно считать временем расцвета ____________________ сознания в Византии.
эстетического

 Период иконоборчества соответствует следующим годам:
726-843 годам

 По своей выразительности и эмоциональной насыщенности выделяется икона «Григорий ____________________».
Чудотворец

 По третьей светоносной системе символом жизни являлся ____________________ цвет.
красный

 Последний расцвет византийское искусство переживает в XIII-XIV вв., в период правления династии
Палеологов

 При сооружении храма св. Софии в Константинополе использовался опыт
Пантеона

 Принципиальное и в какой-то мере демонстративное противостояние антикизирующего и монастырского направлений — характерная черта культуры и искусства ____________________ X-XIV вв.
Византии

 Прницип аллегорезы в средневековой Византии выступал одной из главных форм
мышления

 Проблема изобразимости — это одна из проблем ...
рассматриваемых теорией образа

 Проблема описуемости — это:
одна из проблем, рассматриваемых теорией образа

 Прокопий — это:
византийский писатель, современник постройки храма Св. Софии

 Процветавшее в Византии искусство садов представляет собой вид ____________________ искусства.
синтетического

 Равенна — это:
город в Италии, культурный центр Средневековья

 Ротонда Св. Георгия — это:
архитектурное сооружение в Фессалониках, перестроенное из римского здания

 С X века в Византии происходит новое обращение к:
Античности

 С победой иконопочитания в IX в. практически завершилось активное формирование основного ____________________ направления византийской эстетики.
церковно-патристического

 Садовые ансамбли выполняли ____________________ функцию.
эстетическую

 Самой знаменитой постройкой ____________________ стал храм Святой Софии в Константинополе.
Алексея I

 Самым блестящим средневековым городом Европы был:
Константинополь

 Саркофаг — это:
архитектурное сооружение с местом для погребения

 Символическое восприятие литургии — это:
система символической трактовки всех элементов литургии

 Символом трансцендентного мира в византийской культуре воспринимался ____________________ цвет.
голубой

 Сияние, блеск — обязательные для византийца атрибуты ____________________, восходящие к античным стереотипам.
красоты

 Смальта — это:
сплав стекла и минеральных красок для выкладывания мозаики

 Со времен античности ____________________ цвет имел значение чистоты и святости, а также являлся символом божественного света.
белый

 Со второй половины IX в. антикизирующее направление в византийском искусстве занимает ____________________ место.
заметное

 Соразмерность, гармонию, меру, ритм в качестве ____________________ красоты человека ценят практически все византийские писатели светского направления.
основных признаков

 Спиритуализм — это:
максимальная одухотворенность художественного произведения, характеризующаяся уменьшением значения реалистических подробностей

 Став патриархом в 858 г., Фотий приказал покрыть ____________________ с изображениями святых золотой зал дворца, Палатинскую (Дворцовую) часовню, а также начать мозаичные работы в соборе Св. Софии.
мозаиками

 Статуя императора из Барлетты — это:
бронзовая скульптура, яркий образец официального направления в искусстве

 Теория образа — это:
теория в византийском искусстве, трактующая образ как символ, знак

 Трансепт — это:
поперечный неф, расположенный в восточной части храма и выступающий с обоих сторон

 Трапезунд — это:
город, культурный центр раннего средневнековья

 Третьим носителем света в византийских мозаиках и иконах были краски. Важнейший в византийской культуре цвет ____________________; цвет божественного и императорского достоинства.
пурпурный

 Феодор Студит — это византийский ...
мыслитель, углубил теорию образа, приводя дополнительную аргументацию

 Фессалоники — это:
греческий город, культурный центр Средиземноморья

 Филипп Монотроп был византийским
отшельником

 Фреска — это техника живописи ...
красками по сырой штукатурке

 Фреска — это:
роспись красками по сырой штукатурке

 Храм Св. Апостолов восхваляется Николаем Месаритом, прежде всего, как творение рук человеческих, созданное по специальным художественным законам, близким к тем, которые позже в Европе будут называть законами «____________________ искусств».
изящных

 Храм Св. Апостолов, восхваляемый Николаем Месаритом был построен в:
Константинополе

 Храм Святой Софии — это:
знаменитый христианский храм в Константинополе

 Храм, описанный Николаем Месаритом, воспринимается им как некое целостное произведение архитектурно-живописного искусства, созданное по законам
красоты

 Художник представляется Николаю Месариту
мудрецом

 Цвет ____________________ символизировал юность, цветение, противостоял в изображениях небесным и «царственным» цветам.
зеленый

 Церковь великомученика Георгия в Константинополе сооружена:
Константином IX

 Церковь монастыря Хора (XIII-XIV вв.), построена:
Федором Метохитом

 Церковь Панагия Ахеропоитос — это трехнефная базилика ...
пятого века в Фессалониках

 Церковь Парагоритисса в Арте в Греции конца XIII в. можно назвать произведением своеобразного
византийского барокко

 Церковь Санта Костанца — это:
храм центрического типа в Риме

 Церковь Симеона Столпника — это:
памятник архитектуры в Калат-Семан близ Антиохии

 ЦерковьСан-Витале в Ревенне относится к ____________________ типу сооружений.
центрическому

 Экфрасис Николая Месарита написан по законам ____________________ жанра.
энкономиастического

 Эллинизм — это:
культурная традиция, сформировавшаяся в эпоху расцвета эллинистических государств

 Эль-Багауат — это:
мавзолей купольной архитектуры в Ливийской пустыне

 Эфес — это:
эллинистический центр, где процветал стиль «античного импрессионизма»

 Юстиниан — это:
византийский император