____________________ — балдахин на четырех колоннах, под которым помещался стол для священной жертвы.
Киворий
____________________ — в античном храме — средняя часть антаблемента между архитравом и карнизом.
Фриз
____________________ — верхняя горизонтальная часть сооружения, лежащая на колоннах, элемент архитектурного ордера.
Антаблемент
____________________ — вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает из фона более или на половину объема, и иногда лишь прикасаясь к фону или отделяясь от него в деталях.
Горельеф
____________________ — внутренний дворик, окруженный колоннадой, характерен для местного италийского типа дома с атриумом, обычно украшался фонтаном, статуями, цветниками.
Перистиль
____________________ — ворота, имеющие входы не на две, а на четыре стороны.
Тетрапилоны
____________________ — городская вилла, предназначенная для отдыха и развлечений.
Villa peurbana
____________________ — длинное крытое сооружение, в котором одну из стен заменяют колонны или столбы.
Галерея
____________________ — круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом и окруженная вдоль стен колоннами.
Ротонда
____________________ — массивный подсвечник, рассчитанный на несколько свечей или ламп.
Канделябр
____________________ — наружная сторона здания, богаче других декорированная архитектурными членениями и скульптурными деталями, на которой находится центральный вход.
Фасад
____________________ — оседлый, сильно эллинизированный народ, населявший в античную эпоху южную часть Таманского полуострова, прилегающее к ней Черноморское побережье и низовье Кубани.
Синды
____________________ — основной тип раннехристианского культового здания — продольно вытянутый храм, восходит к эллинистическим и римским зданиям подобного типа, а также зданиям светского характера.
Базилика
____________________ — подпорное сооружение, на котором возводилось здание.
Субструкдия
____________________ — полукупол, перекрывавший апсиду (нишу стены), под которым были расположены места для священнослужителей и епископское место.
Конхой
____________________ — поперечная часть зала храма (поперечный неф), от продольных нефов он отделялся триумфальной аркой.
Трансепт
____________________ — представлял собой как бы соединение полукружий двух театров и предназначался для различных зрелищ — травли зверей, гладиаторских боев и др., — был всецело римским изобретением и достиг наиболее полного развития в императорскую эпоху в амфитеатре Флавиев — Колизее (80 г.).
Амфитеатр
____________________ — прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами на пять продольных галерей — нефов.
Пятинефная базилика
____________________ — распространенный в скульптуре образ облаченного в тогу римлянина, занятого выполнением своих государственных обязанностей.
Тогатус
____________________ — ряд арок, опирающихся на столбы или колонны. Часто используется при устройстве открытых галерей вдоль стены здания.
Аркада
____________________ — сельская вилла, имеющая хозяйственный или промышленный характер.
Villa rustica
____________________ — стенка, надстроенная над карнизом, венчающим сооружение, предназначенная для рельефа или надписи.
Аттик
____________________ — тайные подземные кладбища христиан.
Катакомбы
____________________ — тип храма наиболее характерный для храмов Древнего Рима, соединял в себе все элементы греческого периптера с композиционными принципами этрусских храмов.
Псевдопериптер
____________________ — центр деловой и общественной жизни Древнего Рима. Эта площадь с расположенными на ней храмами и общественными зданиями представляла собой комплекс, созданный по принципу свободной, живописной планировки.
Римский форум
____________________ — это древнегреческие скульптурные украшения над верхними и боковыми углами фронтона в древнегреческих и древнеримских храмах.
Акротерии
____________________ — это подножие скульптуры или колонны, а также нижняя часть стены или столба.
Цоколь
____________________ — это украшения из мрамора или терракоты, обычно помещавшиеся по краям кровли вдоль продольных сторон античных храмов и домов.
Антефиксы
____________________ — это фронтон — скульптура или скульптурно исполненный орнаментальный мотив над углами фронтонов зданий, построенных в античных ордерах.
Акротерий
____________________ (черная земля) особая техника гончарного искусства: глина прокапчивалась, приобретая при этом черный цвет.
Буккеронеро
____________________ капитель колонн — самая богатая и нарядная, представляет собой дальнейшее развитие ионической и коринфской капителей.
Композитная
____________________ мозаика — мозаичное украшение на выступе в стене восточной части храма. Обычно полукруглой формы, перекрытой циркульным сводом.
Апсидная
____________________ ордер — один из архитектурных ордеров, разновидность дорического, возник в Древнем Риме на рубеже 1 в. до н.э. и 1 в н.э., имеет гладкий фриз и колонны.
Тосканский
____________________ ордер — один из трех греческих архитектурных ордеров, отличается легкостью пропорций и богатым декором всех частей.
Ионический
____________________ перекрывалась плоским кассетированным потолком; нередко также потолок отсутствовал и стропила перекрытий оставались открытыми.
Базилика
____________________ стиль помпейских стенных росписей представляет собой подражание кладке стены из цветного мрамора.
Инкрустационный
____________________ украшения — архитектурные украшения, выполненные из твердой гипсовой штукатурки, выполненные в технике стукко, известной со времен Древнего Египта.
Стукковые
Архитектурные сооружения Этрурии, имеющие вид гробниц — это:
тумулусы
Атрий — прямоугольный дворец ____________________ храма, в центре которого помещался фонтан для омовения.
внутри
Бюст императора Каракаллы в неаполитанском Национальном музее — вершина римского портретного
реализма
В ____________________ сохранились руины целостного городского комплекса — Тимгада, заложенного Траяном на скрещении торговых путей.
Северной Африке (Алжир)
В крыше италийского дома в Этрурии имелось прямоугольное отверстие — ____________________, через которое освещался дом.
комплювиум
В отличие от римской бетоннокирпичной архитектуры архитектура ____________________ — каменная. Здания состоят из крупных тесаных блоков, сложенных насухо.
Баальбека
В римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие:
идеи могущества римского государства
В скульптурном рельефе ____________________ резче, чем в портрете, выявляются черты упадка.
III века
Ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство с конца ...
I века до н.э.
Внутреннее оформление погребальной камеры в гробницах Этрурии часто являлось воспроизведением архитектуры
жилищ
Внутреннее помещение храма — это:
целла
Восприятие зрителем раннехристианского храма основано на ____________________ его внешнего и внутреннего вида.
резком контрасте
Древнейшим местным типом римского храма был ____________________ храм.
круглый в плане
Женские портреты ____________________ отличаются большей мягкостью, нежели мужские.
III века
Инкаустика — техника ____________________ красок, в смешанной технике восковых красок с темперой и одной темперой.
восковых
Искусство дорийской Италии занимает период
3 тысячелетие до н.э. — 3 в. до н.э.
Искусство Римской империи занимает период
конец I века до н.э. — V век н.э.
Искусство Римской республики занимает период
3 тысячелетие до н.э. — 3 в. до н.э.
К наиболее известным римским раннехристианским храмам принадлежит ____________________ трехнефная базилика Санта Мария Маджоре (святой Марии Великой).
трехнефная
Ко времени расцвета ____________________ искусства (3 в. н.э.) относится найденный близ Мозоля рельеф с изображением группы крестьян-виноделов.
галло-германского
Композиционные принципы этрусского храма нашли впоследствии свое развитие в архитектуре ____________________ храмов.
римских
Наиболее выдающимися памятниками архитектуры времени ____________________ были арка Септимия Севера и термы Каракаллы.
Северов
Нартекс — вытянутый в ширину притвор храма, закрытое помещение, своеобразное преддверие храма, предназначенное для:
готовых к посвящению и для кающихся
Непременной принадлежностью римской виллы был большой водоем — ...
писцина
Неф — удлиненная часть зала храма, разделенная в продольном направлении рядами
колонн
Одно из отличий римского театра от греческого заключается в:
наличии сцены
Периптер — древнегреческий храм, считался жилищем божества, статуя которого помещалась в:
целле
Последним монументальным произведением римской архитектуры является:
базилика Максенция
Пропилея — пропилон — ____________________, образованный портиками и колоннадами, расположенными симметрично.
парадный проход или проезд
Раннехристианская базилика состояла из нескольких пространственных частей, расположенных
по единой пространственной оси
Расцвет этрусского искусства приходится на:
VI — начало V веков до н.э.
Римское искусство ____________________ развивается уже в условиях господства христианской религии.
IV-V веков
Своеобразной чертой ____________________ стиля являются изображения ландшафтов.
архитектурного
Соответственно отверстию в крыше, в полу италийского дома в Этрурии помещался бассейн — ____________________, куда стекала дождевая вода.
имплювиум
Статуя Капитолийской волчицы — произведение 6 в. до н. э., принадлежащее искусству
Этрурии
Строительство христианских храмов могло начаться только:
с первой половины IV века н.э.
Форма периптерального храма, окруженного со всех сторон ____________________, открывала наилучшие возможности для его целостного восприятия снаружи.
колоннами
Христианский храм — место собрания
христианской общины
Центр городского дома (внутренний закрытый дворик) — это:
атриум
Центрический тип постройки означает ее более гармонический характер в сравнении с динамическим решением ____________________ церквей.
базиликальных
Черты римской скульптуры ____________________ ясно выражены в статуе «Доброго пастыря» из Латеранского музея в Риме.
II века
Этрусский храм строился по принципу
фронтальной композиции