Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

 

 «Великим недоразумением» спор между славянофилами и западниками объявил:
Ф. Достоевский

 «Веховцы», говоря о духовном возрождении русской интеллигенции, призывали ее вернуться к объективным основам русской культуры, представленной именами:
Вл. Соловьева
Ф. Достоевского

 «Вспомни, что Бог...поставил не священника владеть людьми и не многих правителей, но одного Моисея, как царя поставил над ними; и священствовать ему не повелел, Аарону, брату его, повелел священствовать, в людское устроение не мешаться; когда же Аарон стал заведовать людским устроением, то от Бога людей отвел: смотри, как священникам не подобает брать на себя царские дела!». Так писал А. Курбскому
Иван Грозный

 «Государство без грозы, что конь без узды», — утверждал политический мыслитель XVI века
Иван Пересветов

 «Житие Феодосия Печерского», написанное монахом Нестором, является классическим памятником древнерусской
агиографической литературы

 «За всем смотрите...На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод...сторожевую охрану сами снаряжайте, и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте; а оружия снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись, из-за ленности внезапно ведь человек погибает», — так наставлял своих сыновей древнерусский политический деятель
Владимир Мономах

 «Истинный царь — лишь природный и вместе с тем избранный, избирать можно лишь природного царя», — так писал политический мыслитель XVII века
И. Тимофеев

 «Истинный царь и самодержец тот правдою и благозаконием старается устроить житейские дела подручников своих, старается победить бессловесные страсти и похоти души своей, т.е. ярость, гнев напрасный». С такими словами обращался к Ивану Грозному
М. Грек

 «Классическими» славянофилами были:
А. Хомяков
И. Киреевский
К. Аксаков

 «Конституция» Северного общества декабристов предусматривала государственное устройство:
федеративное

 «Наказ» Екатерина II выражал идеологию
просвещенного абсолютизма

 «Поучение» Владимира Мономаха представляет собой заповедь, исходящую из:
христианских принципов

 «Прежде был дан закон, а потом — благодать, прежде — тень, а потом — истина. Прообраз закона и благодати — Агарь и Сарра, рабыня Агарь и свободная Сарра: прежде рабыня, а потом — свободная, — да разумеет читающий». Так писал, сопоставляя иудаизм и христианство, древнерусский мыслитель
Иларион

 «Тебе, пречестной царь, выпал жребий промышлять обо всем народе славянском... Ты один, о царь, дан нам от Бога, да пособишь задунайцам, ляхам и чехам...». С такими словами обращался к Алексею Михайловичу
Ю. Крижанич

 «Царь есть образ живой и видимый царя небесного; но царь небесный весь естеством благ, весь правда, весь милость, щедр ко всем», — писал Ивану IV в послании
М. Грек

 А. Герцен был уверен, что будущее России принадлежит:
мужику

 А. Герцен утверждал, что Россия может прийти к:
социализму, минуя капитализм

 А. Герцен, размышляя о пути развития России, придерживался позиций:
радикально-демократического направления в западничестве

 А. Радищев писал, что самодержавие водворяет в стране
рабство

 А. Радищев предлагал следующие мероприятия: 1) запрещение превращать барщинных или оброчных крестьян в дворовых; 2) предоставление крестьянам права вступать в брак без согласия помещика; 3) передача крестьянам в собственность всей той земли, которой они пользуются; 4) предоставление крестьянам права иметь и покупать движимое и недвижимое имущество и воспрещение произвольного вмешательства помещика в эту собственность; 5) предоставление крепостным всех гражданских прав наравне с другими слоями населения. Это был проект ...
постепенного освобождения крестьян «сверху»

 А. Радищев свою основную задачу видел в __________________ самодержавно-крепостнического строя в России.
изобличении и ниспровержении

 А. Радищев, опираясь на теорию естественного права, предлагал свою трактовку естественного состояния людей. Он утверждал, что в «естественном состоянии» люди
не знали порабощения человека человеком

 А. Радищева считают родоначальником
революционно-демократической мысли в России

 А. Хомяков предлагал такое решение крестьянского вопроса, которое:
сохраняло бы помещичью землю и привилегии дворянства

 А. Хомяков утверждал, что органично соединить свободу и единство, индивидуальную религиозность с церковной организацией может:
православие

 А.Л. Ордин-Нащокин был:
ревностным поклонником Западной Европы

 А.М. Курбский считал, что успеху Ивана Грозного в государственных и военных делах способствовало(-а):
ограничение его власти мудрым правительством

 А.С. Пушкин писал, что появление «Истории государства Российского» произвело сильное впечатление, «светские люди бросились читать историю своего Отечества. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена, как Америка Колумбом»:
Н. Карамзиным

 Абсолютная ценность человеческой личности, равенство всех людей, право человека на жизнь, свободу и собственность, договорный характер отношений между государством и индивидом, верховенство закона, защищенность частной жизни человека от государственного вмешательства — образуют программу:
либерализма

 Автором книги «Демократия и политические партии» является:
М.Я. Острогорский

 Автором книги «Европа и человечество», которая положила начало евразийству, является:
Н. Трубецкой

 Автором книги «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому», вышедшей в 1871 году, является:
Н. Данилевский

 Автором послания к Ивану Грозному «Главы поучительны начальствующим праведно» был:
М. Грек

 Автором статей, опубликованных в журнале «Отечественные записки» в 1841 году под общим заглавием «Россия до Петра Великого», которые стали первым программным манифестом западничества, является:
В. Белинский

 Активным преобразователем большевистской России в евразийском направлении должен стать «новый правящий слой», принадлежность к которому определялась исключительно:
исповеданием евразийской идеи

 Анархизм — это общественно-политическое течение, основу которого составляет пропаганда:
волюнтаризма
индивидуализма
отрицания любой политической организации

 Антитезу правды и веры в русскую политическую мысль ввел:
М. Грек

 Б.Н. Чичерин идеалом государственного устройства считал:
конституционную монархию с парламентской формой правления

 Будущее социалистическое общество в романе «Что делать?» нарисовал:
Н. Чернышевский

 В «Экономических записках» В. Татищев рассматривал отношения между:
помещиками и крестьянами

 В 1809 году М. Сперанский провел два указа, которые определили необходимые условия для занятия должностей и получения служебных чинов и которые:
требовали наличия диплома о высшем образовании
устраняли преимущества рождения
утвердили сдачу экзамена на чин

 В 1830-е годы, находясь под влиянием гегелевской философии, В. Белинский:
оправдывал самодержавный строй в России

 В 1879 году А. Желябов, С. Перовская и другие сторонники насильственных средств ведения революционной борьбы создали организацию:
«Народная воля»

 В 60-е годы Ф. Достоевский стал одним из лидеров:
почвенничества

 В годы советской власти либеральной называли доктрину, которая:
выражает интересы буржуазии

 В годы шведско-польской интервенции на рубеже ХVI-ХVII веков утвердилась идея:
избрания царя

 В древнерусской политической мысли сложилось понимание государства как:
государства-вотчины

 В истории русской политической мысли внимание на то, что священный характер верховной власти может быть утрачен, если власть реализуется с нарушением предъявляемых к ней требований, первым обратил:
Иосиф Волоцкий

 В истории русской политической мысли первым, кто поставил вопрос о необходимости революционного свержения самодержавия, был:
А. Радищев

 В историю русской политической власти князь М. Щербатов вошел как сторонник ограниченной монархии и защитник интересов:
родовой феодальной аристократии

 В качестве основного признака пролетарской революции Ленин выделял:
разрушение буржуазной государственной машины и построение социалистического государства

 В Киевской Руси власть понималась как:
унаследованная, сдерживаемая установившимися традициями

 В книге «Путешествие в землю Офирскую» создает утопию идеального государства:
М. Щербатов

 В Комиссии при обсуждении «Наказа» Екатерины II интересы крестьянства отстаивал:
Я. Козельский

 В крещении Руси Иларион видел:
завершающий этап распространения христианства

 В марксистско-ленинской политической науке политика рассматривалась как:
имеющая исторический предел
концентрированное выражение экономики
форма различных общественных отношений

 В межнациональных отношениях этноцентризм играет роль:
и позитивную, и негативную

 В народничестве в качестве основных направлений выделяют:
либеральное и революционное

 В Новоторговом уставе свои преобразовательные идеи изложил:
А. Ордин-Нащокин

 В определении внешнеполитического курса русского государства С. Полоцкий придерживался ориентации на:
мирное разрешение всех внешнеполитических конфликтов

 В основных своих чертах власть в Российском государстве приобрела форму сословно-представительной монархии:
к середине XVI в

 В первые десятилетия своего правления Иван Грозный проводил свою политику, опираясь на:
«Избранную раду»

 В политической доктрине К. Победоносцева получила выражение позиция:
реакционного консерватизма

 В послании к митрополиту Даниилу критические мысли о социальных порядках России высказывал:
Ф. Карпов

 В последние годы жизни В. Соловьев разрабатывал:
эсхатологическую тематику

 В постсоветской России политология:
получила признание в качестве самостоятельной дисциплины

 В процессе объединения различных конфессий и установления Вселенской церкви Чаадаев отводил главную роль:
России

 В русской политической мысли вопрос о недопустимости наказания людей за их образ мыслей поставил:
Нил Сорский

 В своем знаменитом письме к Н.В. Гоголю В. Белинский выдвинул политическую программу, в которой предусматривались такие меры, как:
отмена телесных наказаний
строгое соблюдение имеющихся законов
уничтожение крепостного права

 В своих проектах М. Сперанский среднему сословию предоставлял:
все гражданские права, а политические права — в зависимости от размера собственности

 В своих социально-политических исканиях Бакунин опирался на теоретические проекты:
П. Прудона

 В советской науке и общественно-политической литературе под национализмом понимали:
отступление от интернационализма
политическую идею об исключительности, превосходстве «своего» народа над другими
систему установок, направленных на утверждение национальной нетерпимости, нежелание смешиваться с другими народами

 В учении И. Пересветова самодержавная власть царя отождествлялась с понятием:
«правды»

 В ХVII веке предлагал учреждение особого приказа для купцов: «Для многих волокит во всех приказах купецких людей пристойно ведать в одном пристойном приказе, где великий государь укажет своему боярину; этот бы приказ был купецким людям во всех порубежных городах от иных государств обороною и во всех городах от воеводских налог был защитою и управою. В том же одном приказе давать суд и управу, если купецкие люди будут бить челом на других чинов»:
А. Ордин-Нащокин

 В ходе петровских реформ произошел переход к:
преимущественному использованию принудительного труда на мануфактурах и заводах

 В. Соловьев выдвинул идею создания Вселенской церкви и надежды на объединение церквей возлагал на:
католичество

 В. Соловьев утверждал, что «русская идея»:
может существовать как воплощение христианства

 В. Татищев видел причину бунтов и разорения в:
суевериях народа

 В. Татищев выделял в качестве одного из критериев различения форм государственного правления:
размеры государства

 В. Татищев рассматривал в качестве главного условия сохранения жизни и продолжения рода человеческого
государство

 В. Татищев считал образование необходимым
для всех слоев населения: шляхетства, духовенства, купцов, крестьян

 В. Татищев считал, что «для лучшей государственной пользы управления» при монархе должен находиться:
выборный представительный орган

 В. Татищев считал, что для народов, живущих на обширных территориях и находящихся в безопасном положении, наиболее приемлемой формой организации верховной власти является:
аристократическое правление

 В. Татищев считал, что наиболее полезной для России формой государственной власти является:
самодержавие

 В. Татищев утверждал, что к пониманию необходимости образования государства люди пришли в результате
разделения труда

 Важным в ленинском учении о государстве было положение о соотношении коммунистической партии и советского государства. Ленин утверждал, что:
Советы должны находиться под беспрекословным руководством большевистской партии

 Ветхий и Новый заветы сравнивал как основы функционирования различных государств
Иларион

 Владимир Мономах призывал своих сыновей и русских князей к:
примирению и прощению взаимных обид, преодолению ненависти

 Вопрос о гражданской ответственности в русской политической мысли поставил:
И. Тимофеев

 Восприятию в российском обществе идеи сословно-представительной монархии способствовало политическое учение
М. Грека

 Впервые в русской историософии мысль о принадлежности России и стран Западной Европы к единой европейской цивилизации сформулировал:
М. Погодин

 Враждебно относился к европеизации, отвергал петровские преобразования
М. Щербатов

 Гарантией исполнения законов являются следующие общезначимые условия: 1) закон должен быть «внятен и всем подзаконным вразумителен», написан на том «речении», которым говорит «большая часть общенародия», без всякого витийства и иноязычных слов; 2) законы должны быть выполнимы; 3) законы не должны противоречить друг другу; 4) законы должны быть известны всем, и за своевременное и широкое объявление законов ответственным является правительство. Так писал:
В. Татищев

 Генезис русской политической мысли связан с процессом объединения восточно-славянских земель в государственных границах
Киевской Руси

 Гибель Византии Филофей объяснял
отступничеством греков, вступивших в унию с католиками

 Главную опору в осуществлении своих проектов декабристы видели в:
армии

 Главным средством преодоления пороков российской политической и общественной жизни Ю. Крижанич признавал:
полное самодержавие

 Главой течения «нестяжателей» был:
Нил Сорский

 Говоря о политическом устройстве Российского государства, И.А. Ильин отмечал, что спасение России в:
возрождении самодержавия и унитарном начале

 Государственная власть согласно А. Радищеву была образована для наблюдения за выполнением условий общественного договора и первоначально была:
исполнительницей воли народа

 Государство появилось в результате не договора, а хронологически последовательно сменяющих друг друга состояний человека. Так считал русский просветитель
С. Десницкий

 Государь как «царствующий ум» понимался в учении
новгородско-московской ереси

 Д. Писарев считал более вероятным общественное развитие посредством:
просвещения народа
роста производительности труда
улучшения условий жизни трудящихся

 Д. Писарев, разделяя социалистические идеалы, не был сторонником перехода к социализму через:
крестьянскую общину

 Д. Писарева считают родоначальником русского:
нигилизма

 Данилевский писал о необходимости создать особую политическую систему государств, в которой России надлежало занять главенствующее место. Этот системой должен был стать союз:
Панславянский

 Данилевский утверждал, что русский народ:
не видит во власти врага

 Две тенденции, сложившиеся в России к середине XVIII века — абсолютизм и европеизм — нашли отражение в творчестве идеологов петровской эпохи
Ф. Прокоповича и В. Татищева

 Движущей силой истории Т. Грановский считал:
разум, науку, просвещение

 Для воспитания цесаревича «перевести Пуффендорфову малую книжицу «О должности человека и гражданина» на французский язык и в Голландии напечатать, дабы оное употреблять, яко введение в право всенародное и яко преддверие Гроция или Пуффендорфа же «О праве естественном и народном», из которого основание всех прав», приказал:
Пётр I

 Для выработки современной программы экологического воспитания необходима основополагающая организующая идея, назначению которой в наибольшей степени отвечает понятие:
ноосферы

 Для выражения своих политических мыслей терминологию Аристотеля использовал:
Ф. Карпов

 Для Н. Бердяева высшей ценностью выступали:
свобода личности
творчество личности

 Достоевский попытался раскрыть основные идеи социализма во всех их социально-политических и духовно-нравственных проявлениях в романе:
«Бесы»

 Евразийское государство представлялось:
идеократическим

 Евразийцы были уверены в том, что коммунистической вере может противостоять только вера:
православная

 Евразийцы утверждали, что европеизация России Петром I способствовала:
помутнению национального самосознания

 Евразийцы утверждали:
примат власти над правом

 Единственно правильной формой цивилизации Чаадаев считал цивилизацию:
западную

 Единственной силой, сохранявшей культурную и национальную целостность Руси в ХII-ХIII веках были(-а):
Православная Церковь

 Единственным способом происхождения власти Иван Грозный признавал:
наследственное восприятие престола

 Екатерина II в «Наказе» излагала программу
либеральных преобразований

 Екатерина II выступала:
против пытки как способа судебного доказательства

 Екатерина II называла «бунтовщиком, хуже Пугачева»:
А. Радищева

 Екатерина II писала, что законы должны запрещать только то, что ...
вредно обществу

 Екатерина II считала великим несчастьем для государства положение, когда
никто не смеет свободно высказывать свое мнение

 Екатерина II считала основным средством предупреждения преступности
просвещение

 Екатерина II считала, что в таком великом государстве, как Россия, верховная власть может быть:
только самодержавной, уравновешенной властью закона

 Екатерина II считала, что главным средством распространения либеральных идей в России является:
верховная власть

 З. Отенский считал, что многие великие царства были погублены из-за
самовластия правителей

 Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и образование единого русского государства, которое стало называться Россией, произошло в правление
Василия III

 Задача спасения Русью всего человечества ставилась Филофеем в связь с задачей
создания централизованного Московского государства

 Закон «триединого процесса развития», включающего стадии «первобытной простоты», «цветущей сложности» и «вторичного смесительного упрощения» сформулировал:
К. Леонтьев

 Западничество — это направление русской политической мысли:
40-50-х годов XIX века

 Западничество как общественное движение исчерпало себя:
к концу 40-х годов XIX века

 Западничество отличалось большим разнообразием форм. Сторонниками западнических идей были:
большинство марксистов
либералы
революционные демократы

 И. Киреевский подчеркивал, что коллективный, общинный характер владения собственностью порождает:
не только особый уклад экономической жизни, но и особый род духовных отношений русского общества

 И. Пересветов был уверен, что правда достигается в условиях __________________ власти.
деспотической

 И. Пересветов в своих политических сочинениях развивал мысль о власти
просвещенного государя, советующегося с мудрыми наставниками

 И. Пересветов обращал внимание на то, что нельзя создать единое боеспособное войско без
наличия денег в общегосударственной казне

 И. Пересветов понимал под «грозой»:
систему жестких мер, обеспечивающих правопорядок в государстве

 И. Пересветов советовал Ивану Грозному при осуществлении своих властных полномочий опираться на:
дворянство

 И. Пересветов считал, что боеспособная армия должна состоять из:
свободных людей

 И. Посошков был идеологом
купечества

 И. Посошков был сторонником самодержавной власти, носитель которой
«внимает разуму подданных и правит по закону»

 И. Посошков враждебно относился к:
дворянству

 И. Посошков настаивал на том, чтобы ...
экономическая жизнь общества была строго регламентирована

 И. Посошков рассматривал вопросы организации промышленности, торговли и сельского хозяйства в:
«Книге о скудости и богатстве»

 И. Посошков считал одной из основных причин того, что «всякие дела государевы неспоры»:
укоренившуюся неправду

 И. Тимофеев называл незаконных правителей
самовенечниками

 И. Тимофеев политическим интриганом называл:
Бориса Годунова

 И. Тимофеев считал единственно правомерной формой государственной власти
сословно-представительную монархию

 И. Тимофеев считал, что гражданский долг подданных выражается в том, чтобы ...
оказывать сопротивление власти тирана

 И. Тимофеев утверждал, что если народ не находит в себе мужества противостоять царю-злодею, то ...
Бог карает страну

 Иван Грозный был уверен в своем праве наказывать или жаловать подданных
по собственному усмотрению

 Иван Грозный, рассматривая вопрос об ответственности самодержца перед подданными, отмечал, что царь наказывается исключительно Богом, а вся тяжесть наказания при этом ложится на:
подданных

 Идеал государственной власти А. Радищев видел в:
демократической республике

 Идеал Святой Руси, созданный Иларионом, способствовал образованию такого типа российского государства, для которого на всем протяжении его существования характерно объединение граждан на основе общей для всех идеи, которую и берет на вооружение власть. Это государство ...
идеократическое

 Идеалом анархического коммунизма П. Кропоткина была:
федерация самостоятельных общин производителей

 Идеалом государственного устройства Я. Козельский считал:
республику

 Идеалом правителя для И. Пересветова выступает турецкий султан, о котором он писал в:
«Сказании о Магмете-салтане и о царе Константине»

 Идеи славянофильства в русле теории культурно-исторических типов переосмыслили:
К. Леонтьев
Н. Данилевский

 Идеи Чаадаева легли в основу теоретических построений только:
западников
консерваторов
либералов
славянофилов

 Идеология и политика, основанные на понимании нации как этнической общности и имеющие целью достижение или удержание государственности, есть:
политический этнонационализм

 Идею духовного единения церквей В. Соловьев дополнил идеей объединения христианских народов под властью:
русского царя

 Идею необходимости единства русских князей, гарантирующего могущество страны, выразил в философско-политическом трактате «Поучение»:
Владимир Мономах

 Из всех предложений Сперанского по государственному преобразованию было осуществлено лишь учреждение в 1810 году:
Государственного совета

 Из перечисленного, в системе государственных преобразований И. Пересветов предусматривал:
законодательное упорядочение торговли
ликвидация всех форм кабальной зависимости
ликвидация наместничества
образование централизованной судебной системы
организация общерусского войска
создание общегосударственной казны
усиление центральной власти

 Из перечисленного, Владимир Мономах считал, что человек может получить милость Божию и такими «малыми делами», как:
голодание
строгий пост

 Из перечисленного, идея о перемещении центра правой веры на Русь, находится в произведениях:
«Изложение пасхалии»
«Повесть о белом клобуке»
«Послание о Мономаховом венце»
«Сказание о князьях Владимирских»

 Из перечисленного, к учению новгородско-московской ереси об основаниях царской власти относятся:
«гроза»
любовь народа
принуждение
укрепление закона

 Из перечисленного, трем великим грехам М. Грек наставлял Ивана Грозного не давать управлять собой:
властолюбие
славолюбие
сребролюбие

 Из перечисленных положений Екатерины II, при обсуждении «Наказа» были вычеркнуты:
выполнять указ Петра I о назначении опеки над бесчеловечными и жестокими владельцами
одно и то же лицо не должно находиться одновременно и в личной, и в земельной зависимости

 Иларион написал «Слово о Законе и Благодати» между
1037-1050 гг

 Иларион писал, что «облечен был правдою»:
Владимир Святославович

 Иларион считал Владимира Святославовича равноапостольным
византийскому императору

 Иларион считал, что Крещение Руси — это:
внутреннее дело русского государства, внушенное самим Богом

 Исследования консерватизма, проводимые в постсоветской России, показали, что консерватизм:
не является тождественным реакции

 Истинным основанием государственного просвещения Карамзин считал:
сельские школы

 Истоки и смысл русской идеи и русского коммунизма раскрыл перед миром:
Н. Бердяев

 Историософией принято называть:
философию истории

 Историческая миссия государства, согласно Кропоткину, свелась к:
поддержке эксплуатации и порабощения человека человеком

 Историческая роль «православного царства» от Византии перешла Москве потому, что согласно Филофею
Она остается единственным в мире независимым православным государством

 Исторически сложившуюся устойчивую общность людей, которую характеризуют общность языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности специфических особенностей национальной культуры, в советской науке определяли как:
нацию

 Источником права Пётр I считал:
власть монарха

 Источником развития общества Герцен считал:
совершенствование человеческих знаний и распространение просвещения среди народа

 Исходной точкой преобразовательных планов Ордина-Нащокина был принцип
все делать «с примеру сторонних чужих земель»

 К трем основным требованиям: 1) улучшению правительственных учреждений служебной дисциплины; 2) выбору добросовестных и умелых управителей; 3) увеличению казенной прибыли, государственных доходов посредством развития промышленности и торговли — сводилась преобразовательная программа:
А. Ордина-Нащокина

 К. Аксаков выступал с обоснованием необходимости:
существования самодержавной власти

 К. Леонтьев считал необходимым сближение России с:
Востоком

 К. Победоносцев выступал:
против отделения церкви от государства

 К. Победоносцев считал неприемлемыми для российского общества:
гражданские и политические свободы
народовластие
независимое судопроизводство

 К.Н. Леонтьев стал создателем консервативной теории:
«русского византизма»

 Карамзин, выступая за сохранение существующей сословной организации российского общества, «опорой трона и хранителем порядка и тишины в стране» считал:
дворянство

 Карамзин, признаваясь в том, что на него оказали влияние традиции французского, немецкого и русского Просвещения:
переоценивал преобразующую роль знаний

 Книга «Философические предложения» относятся к числу наиболее важных работ
Я. Козельского

 Крижанич критиковал российские порядки для того, чтобы ...
предложить средства к их исправлению

 Крижанич писал, что преклонение перед иностранным есть:
глупость

 Крижанич утверждал, что превращению неограниченного самодержавия в тиранию препятствует:
наличие благих законов и их соблюдение

 Леонтьев полагал, что Россия может продлить свое существование в качестве независимого и самобытного государства на одно-два столетия, если:
будет опираться на самодержавие и православие
не будет ориентироваться на просвещение и либерализм
откажется от европейских ценностей

 Либерализм как политическая идеология исходит из:
верховенства прав и свобод личности над интересами государства и общества

 Либеральные преобразования Александра I:
были непоследовательными

 Лучшей формой правления С. Десницкий считал:
конституционную монархию

 Лучшими советниками царя Ю. Крижанич называл:
книги

 М. Грек был сторонником законов
сословно-представительной монархии

 М. Грек признавал необходимость «царской грозы» как государственного устрашения, но только такого, которое обеспечивает:
«исправление подручников»

 М. Грек считал, что царя в мучителя превращает:
беззаконие

 М. Грек утверждал, что суд должен вестись только на основании законов
положительных

 М. Сперанский был сторонником создания в России:
конституционной монархии

 М. Сперанский считал, что для России, вступившей на путь промышленного развития, настало время установить новый порядок посредством:
«правильных законов», жалованных императором народу

 М. Сперанскому принадлежала идея:
децентрализации законодательства, администрации и суда

 М. Щербатов относил Российское государство к разряду
деспотии

 М. Щербатов полагал, что для того чтобы остановить истощение и разорение России и падение нравственности во всем народе, необходимо
ограничить власть монарха и соблюдать законность во всех сферах жизни

 М. Щербатов считал, что освобождение крестьян от крепостной зависимости
следует отложить до будущих времен

 М. Щербатов считал, что своеволие и произвол власти государя может сдержать только
аристократия

 М.Я. Острогорский предложил реформу политической системы общества, ключевым моментом которой являлась:
ликвидация политических партий

 Максим Грек был идеологом
«нестяжательства»

 Меры, способствующие увеличению народонаселения в России, предлагал:
Ю. Крижанич

 Миссионерская деятельность Ю. Крижанича была направлена на достижение единства всех славянских народов под эгидой
русского государства с единой униатской церковью

 Многие идеи М. Сперанского были востребованы в период реформаторской деятельности:
Александра II

 Многие идеи славянофильства оказали влияние на:
В. Соловьева
Н. Бердяева

 Может быть богатым государство, в котором «крестьянам помещики не вековые владельцы, оттого они не очень их берегут; прямой их владетель всероссийский самодержец, а они владеют временно». Так утверждал русский политический мыслитель XVII века
И. Посошков

 Московское государство превратилось в Российскую империю
в первой половине ХVIII в

 Н. Бердяев утверждал, что Россия фатально предрасположена к решению эсхатологических задач, и объяснял это особенностями:
ее «души» и географическим положением

 Н. Данилевский сформулировал законы «движения и развития» культурно-исторических типов. Этих законов всего:
пять

 Н. Данилевский считал Россию наиболее молодой из цивилизаций и:
отрицал принадлежность России к Европе

 Н. Карамзин разработал политическую концепцию, которая по своей сути является:
охранительно-консервативной

 Н. Карамзин стремился к:
сохранению самодержавия в России

 Н. Муравьев был сторонником:
конституционной монархии

 Н. Чернышевский главной движущей силой истории считал:
народ

 Н. Чернышевский разрабатывал этику:
«разумного эгоизма»

 Н. Чернышевский считал, что крестьянская община существовала у:
всех европейских народов в древнейшие периоды их истории

 Н. Чернышевский утверждал, что и для благосостояния земледельческого класса, и для успехов самого земледелия представляется нужным владение:
общинное

 На II съезде РСДРП лозунг «Благо революции — верховный закон», оправдывавший революционный произвол, провозгласил:
Г. Плеханов

 На рубеже ХVII-ХVIII веков произошел переход политического строя России от сословно-представительной монархии к:
абсолютной монархии

 На трактате «Тайная тайных» основывается:
новгородско-московская ересь

 Наиболее последовательно концепция «Москва — третий Рим» была представлена:
старцем Филофеем

 Наиболее привлекательной формой правления М. Щербатову представлялась(-ось):
английская конституционная монархия

 Наиболее противной «человеческому существу» формой власти А. Радищев считал:
самодержавие

 Наилучшей формой правления, которая может обеспечить: 1) справедливость; 2) мир; 3) изобилие и достичь общую пользу для всех членов общества Ю. Крижанич считал:
«совершенное самовладство»

 Наследниками западничества считали себя:
Д.И. Писарев
Н. Добролюбов
Н. Чернышевский

 Начало формированию народнической идеологии было положено «Историческими письмами»:
П. Лаврова

 Негласным лидером умеренно либерального течения в западничестве был:
Т. Грановский

 Неославянофильство все более политизировалось, эволюционируя в направлении:
панславизма

 Неотъемлемой характеристикой самодержавной власти И. Пересветов считал наличие
Думы

 Новоторговый устав преследовал цель
усилить русское купечество

 О всеобщем равенстве, для достижения которого необходимо ограничить собственность путем изгнания роскоши и установления умеренности в «обладаниях» и отменить крепостное право, мечтал «просветитель»:
Я. Козельский

 О политике «начальствующих особ» писал:
Я. Козельский

 Обзор политических взглядов М. Грека, Ф. Карпова, З. Отенского показывает, что этих мыслителей XVI века объединяет их стремление к самодержавной власти, организованной в виде
сословно-представительной монархии, в которой все властные функции реализуются только в соответствии с законом

 Образ русского святого создал:
Нестор

 Общество будущего представлялось М. Бакунину как строй:
независимости человека от всякой власти
ничем не ограниченной свободы
полного развития всех способностей людей

 Общество свободных и равноправных собственников было социальным идеалом для:
А. Радищева

 Объединив политику, историю, философию и право, целостную систему одухотворенной гражданственности разработал:
И.А. Ильин

 Объединительная политика Московских великих князей понималась Филофеем как:
выполнение намеченного самим Богом высокого предназначения Москвы

 Определение этноса как формы адаптации группы людей к окружающей среде, к кормящему ландшафту, принадлежит:
Л.Н. Гумилеву

 Определите, кто из «латинян» разницу между монархом и тираном видел в том, что монарх «подданным прибытков желает. Тиран паче прижитей хощет себе. О гражданстей ни мало печали потребе»:
С. Полоцкий

 Определите, кто обосновывал переход к новому летоисчислению в России ссылкой на пример православных славян:» Известно великому государю, что не только во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашей церковью во всем согласны, как: валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары...и все греки, от которых вера наша православная принята, — все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова восемь дней спустя»:
Пётр I

 Определите, кто утверждение о том, что русский народ есть народ европейский обосновывал следующей ссылкой на историю: «Россия есть европейская держава...перемены, которые в России предпринял Петр Великий, тем удобнее успех получили, что нравы, бывшие в то время, совсем не сходствовали с климатом и принесены были к нам смешением разных народов и завоеваниями чуждых областей. Петр Первый, вводя нравы и обычаи европейские в европейском народе, нашел тогда такие удобства, каких и сам не ожидал»:
Екатерина II

 Ордин-Нащокин обосновывал необходимость
борьбы за Балтийское море

 Основная задача политической теории в СССР заключалась в том, чтобы:
изучать общественно-политические явления с классовых позиций

 Основное содержание книги А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» составляет:
критика и обличение самодержавия и крепостничества

 Основной задачей опричнины Иван Грозный считал:
выполнение карательной функции

 Основную революционную силу М. Бакунин видел в:
крестьянстве и люмпен-пролетариате

 Основным злом русской жизни Чаадаев считал:
крепостное право

 Основой порядка в государстве Иван Грозный считал:
«грозу» и «страх»

 Основоположниками современной политологии как самостоятельной науки в России считают:
Б. Чичерина
М. Острогорского
П. Новгородцева

 Отечественные либералы начали перестройку социалистического общества с преобразования экономики, опираясь на теорию:
монетаризма

 Отмечая тенденцию массового участия в политике широких масс населения, М.Я. Острогорский считал:
возможным перерождение демократии в диктатуру

 Отношение Карамзина к крепостному праву определялось тем, что он:
требовал не отмены крепостного права, а лишь облегчения участи крестьян

 Отношения Земли и Государства как основание русской истории рассматривал:
К. Аксаков

 Отошел от традиционного решения вопроса о гармоническом взаимодействии духовной и светской властей, обозначив и противопоставив сферы их действия, древнерусский политический мыслитель
Иван Грозный

 Отсталость России от Запада Чаадаев объяснял различиями, которые существуют между:
католичеством и православием

 Отсутствие законов, своенравие правителя, порождение нравственных пороков, развращенность народа, расстройство всех видов управления страной — все это свойственно, согласно М. Щербатову, такой форме государственного правления, как ...
самовластие

 Отцом русского марксизма считают:
Г. Плеханова

 Оценивая реформы Петра I в области просвещения, Карамзин отмечал такие их последствия, как:
демонстрация выгод просвещения
заимствование от других народов полезных знаний
игнорирование опыта российской истории

 Оценивая реформы Петра I, М. Погодин утверждал, что они:
не изменили основ русской жизни

 П. Кропоткин создал теорию коммунистического анархизма, опирающуюся на принципы:
взаимопомощи и гуманизма

 П. Лавров считал, что к преобразовательной общественной деятельности способны только:
интеллигенты

 П. Лавров, подчеркивая самобытность русских общественных отношений:
верил в социалистическую природу крестьянства

 П. Пестель был сторонником избирательного права для мужчин:
всеобщего и равного

 П. Пестель считал российское самодержавие несовместимым с понятием благоденствия и требовал его:
революционного ниспровержения

 П. Пестель считал, что весь земельный фонд России должен состоять из земли:
общественной, принадлежащей волостному обществу, и частной

 П. Пестель считал, что Российское государство должно быть унитарным со столицей в:
Нижнем Новгороде

 П. Ткачев утверждал, что, захватив власть, революционеры должны позаботиться о:
создании государства революционной диктатуры

 П. Ткачев, обосновывая тактику революционной борьбы в России, полагал, что осуществление революции:
не требует длительной подготовки и пропагандистской работы

 П. Чаадаев является автором:
«Философических писем»

 П.И. Новгородцев разрабатывал политико-правовую идеологию, исходя из позиций:
либерализма

 Первым в истории русской политической мысли об отсталости России, о ее застойном существовании заявил:
П. Чаадаев

 Первым в русскую общественно-политическую терминологию понятие «общей пользы» ввел:
Ф. Прокопович

 Первым венчанным, законным русским царем был:
Иван Грозный

 Первым русским политическим трактатом считается:
«Слово о Законе и Благодати»

 Первым, кто в русской политической мысли употребил понятие «тиран», был:
З. Отенский

 Передачу управления церковью практически светскому государственному учреждению обосновал:
Ф. Прокопович

 Пересветов включал в принцип праведного правления:
законную деятельность всего государственного механизма

 Пересветов трактовал понятие правды как:
закон

 Периодом контрреформ в России называют правление:
Александра III

 Пётр I издал указ о престолонаследии, по которому монарх мог назначить наследником престола любого
члена династической семьи по своему усмотрению

 Пётр I проводил политику меркантилизма, суть которой состояла в:
накоплении денег в стране

 Пётр I противопоставил идеалу святого идеал __________________ человека.
просвещенного

 Пётр I, европеизируя Россию, пытался:
укрепить абсолютизм

 Петровские реформы ...
ускорили темпы социально-экономического и культурного развития России по пути превращения ее в могущественную державу

 По мысли Ильина, источниками «правильной политической жизни» являются законы:
автономии личности
взаимного признания
духовного достоинства

 По своей идеологической направленности Филофей был:
«иосифлянином»

 Победа «иосифлян» в полемике с «нестяжателями» привела к:
закреплению союза государства и церкви

 Под византийской традицией К. Леонтьев понимал:
абсолютную монархию
православное христианство

 Политика «просвещенного абсолютизма» была направлена на:
сохранение и укрепление феодального строя

 Политическая актуальность «Слова» Илариона состоит в утверждении
идеи равноправия всех христианских народов

 Политические взгляды С. Полоцкого заключались в защите сильного государства во главе с:
«просвещенным» монархом

 Политические уроки из трагических событий Смутного времени пытался извлечь
И. Тимофеев

 Политический курс Горбачева на перестройку и обновление потерпел крах к середине 1991 года в силу того, что в российском обществе практически не было:
развитого конкурентного рынка, многочисленного среднего класса, правового государства, традиции суверенитета личности и ее автономии

 Политическим идеалом для Феодосия Печерского и Нестора был:
«богоугодный господин»

 Полностью оправдывал насильственную расправу крестьян со своими угнетателями русский политический мыслитель
А. Радищев

 Понятие «самодержавие» приобрело однозначный смысл и стало употребляться только в значении верховной неограниченной власти, начиная с:
Ф. Прокоповича

 Понятия «совершенное самовладство», «людодерство», «чужебесие» использовал в своем политическом учении
Ю. Крижанич

 После Отечественной войны 1812 года для внутренней политики Александра I становятся характерными меры:
как либеральные, так и консервативные

 После падения Константинополя в 1453 году под ударами Османской империи историческую миссию Византии наследует:
Московское государство

 После разделения христианства на православие и католицизм «новым» Римом стали именовать:
Константинополь

 После реформы 1861 года, которую Герцен воспринял отрицательно, он занял прочные позиции:
радикализма

 Правомерность петровского указа «О престолонаследии» обосновывал:
Ф. Прокопович

 Предлагая свою типологию культур, Н. Данилевский отмечал, что славянство во главе с Россией:
может и должно образовать свою самобытную цивилизацию

 Предложение, согласно которому в Духовную Коллегию для того, чтобы невозможно было устраивать политические заговоры, должны входить «лица разного чина и звания: епископи, архимандриты, игумени и от властей белого священства...и от мирского чина присовокуплени будут к духовным честные и благоразумные особы», выдвинул:
Ф. Прокопович

 Преобразовательная деятельность в допетровскую эпоху, опиравшаяся на западноевропейские примеры
не затронула традиционного образа жизни в Российском государстве

 Преобразовательная программа Ю. Крижанича
на целое столетие опередила эпоху

 При решении вопроса о соотношении верховной власти и церкви С. Полоцкий пришел к выводу о том, что церковь должна
всецело подчиняться государю

 При решении вопроса о формах правления и властных полномочиях И. Пересветов опирался на политический опыт
Турции

 Признавая, что начало образованию русского государства было положено варягами, Н. Данилевский утверждал, что они:
лишь пробудили в массе славян движение за создание государства

 Принципы абсолютистского государства Екатерина II выводила из:
естественного положения России

 Причину падения Византии Иван Грозный видел в том, что византийские императоры
слушали епархов, синклитов и попов

 Причину того, что Россия довольно успешно противостояла «духу времени», К. Леонтьев видел в:
безграмотности русского народа

 Программа либеральных преобразований Александра I была ориентирована, в первую очередь, на:
создание «цивилизованного» образа России в глазах европейского общественного мнения

 Программа П. Пестеля по крестьянскому вопросу предусматривала:
отмену крепостного права и безвозмездное наделение всех крестьян землей

 Программа Северного общества — «Конституция» — была составлена:
Н. Муравьевым

 Произведение Екатерина II «Наказ» — это:
законодательный труд

 Против «иосифлянской» концепции терпения выступал:
Ф. Карпов

 Процесс складывания духовного единства древнерусского государства относится ко времени правления:
Владимира Святославовича

 Прочной мировоззренческой основой централизованной власти в Киевской Руси было:
православие

 Радищев считал, что крепостные отношения
лишают основных производителей личной инициативы

 Развитие России В. Белинский связывал с:
европеизацией страны

 Размышляя об идее равенства, И.А. Ильин утверждал, что:
это ложная идея, направленная сразу против Бога, против природы и против справедливости

 Разработанная Иваном Грозным политическая доктрина служила идеологическому обоснованию
террористического политического режима

 Разработанный М. Сперанским план государственного преобразования намечал в перспективе в России:
развитие буржуазных отношений

 Рассматривая вопрос о крепостном праве в России, М. Сперанский:
был против немедленной отмены крепостного права

 Рассматривая принцип политического плюрализма, Б.Н. Чичерин:
огромную роль отводил оппозиции

 Рекомендации по улучшению экономической жизни, которые можно свести к следующим основным требованиям: 1) заставить всех людей прилежно и производительно работать; 2) уничтожить праздность во всех видах; 3) решительно бороться с непроизводительными затратами), — давал:
И. Посошков

 Религиозно-политическая полемика «иосифлян» и «нестяжателей» явилась одним из важнейших событий духовной жизни Руси
на рубеже ХV-ХVI вв

 Реформаторская деятельность М. Сперанского выражала позицию:
либерального конституционализма

 Реформаторский период в деятельности М. Сперанского приходился на время правления:
Александра I

 Решающее влияние на формирование правительственного курса Александра III оказал:
К. Победоносцев

 Российские политологи комплекс чувств, основанных на принадлежности к культурной общности; коллективное ощущение, передаваемое из поколения в поколение и служащее важнейшим идеологическим средством социализации индивида в рамках группы его происхождения, обозначают понятием:
этничность

 Русская политическая мысль развивалась в тесной связи с религиозной мыслью до ...
XIX в

 Русские князья на примере власти ордынского хана усваивали формы __________________ проявления.
деспотического

 Рьяным защитником нововведений патриарха Никона, автором поучительного произведения «Вертоград многоцветный» является:
С. Полоцкий

 С проектом создания «прямого правосудия» выступал:
И. Посошков

 С. Булгаков писал, что «на многоветвистом дереве западной цивилизации...мы облюбовали только одну ветвь, не зная, не желая знать всех остальных, в полной уверенности, что мы прививаем себе самую подлинную европейскую цивилизацию». Под этой «ветвью» он понимал:
материализм и атеизм

 С. Десницкий обосновывал тезис об осуществлении законодательной функции монархом
совместно с представительным органом — Сенатом

 С. Десницкий считал, что право отлагательного вето принадлежит:
монарху

 С. Десницкий утверждал, что государство возникает в состоянии
«коммерческом»

 С. Десницкий, разрабатывая проблемы судопроизводства, выступал:
за введение демократических принципов в процесс судопроизводства

 С. Полоцкий сравнивал царя Алексея Михайловича с:
Солнцем

 С.С. Уваровым с целью противостоять идеям западного просвещения была разработана концепция истинно русского просвещения, которая получила название теории:
«официальной народности»

 Сами западники предпочитали говорить о себе как о противниках:
славянофилов

 Самодержавную власть, основанную на личной воле и прихотях самодержца, А. Радищев называл:
деспотической

 Сборник статей о русской интеллигенции, вышедший в свет в 1909 году, авторами которого были Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк и др., назывался:
«Вехи»

 Своим идейным учителем П. Ткачев считал:
О. Бланки

 Своими идеями К. Леонтьев способствовал вызреванию идеологии:
евразийства

 Свою задачу Г. Плеханов видел в том, чтобы доказать, что марксистская теория применима:
не только в капиталистических странах Западной Европы, но и в России

 Силу самодержавного правления Карамзин видел в:
нравственных качествах правителя

 Симеон Полоцкий одним из первых в истории отечественной политической мысли дал теоретическое обоснование необходимости установления __________________ монархии.
просвещенной

 Система ценностных установок по отношению к природе, суть которой состояла в противопоставлении человека природе, стала доминирующей в:
новое время

 Славянофилы выделяли три основы самобытности российского общества:
православие, крестьянскую общину, монархию

 Славянофилы полагали, что крепостное право:
не вытекает из существа исконных общинных начал

 Славянофилы, осознавая целостный характер человеческой истории, придерживались позиции:
внезападной

 Славянофилы, отстаивая свою концепцию исторического развития России:
верили в ее великое будущее

 Славянофильство достигло своего расцвета в:
50-60-е гг. ХIХ века

 Славянофильство не было единым общественным движением. В нем выделялось направлений:
два

 Следующие меры для достижения независимости суда от местной администрации: 1) создание единой централизованной судебной системы; 2) направление в города прямых судей, назначаемых непосредственно верховной властью; 3) выплата судьям жалованья из государевой казны, включение в общегосударственную казну судебных пошлин — предусматривал:
И. Пересветов

 События российской истории от царствования Ивана Грозного до воцарения Михаила Романова описывались И. Тимофеевым в трактате
«Временник»

 Современная политическая наука утверждает, что для решения межнациональных проблем необходимо:
отказаться от идеи о праве каждой нации на самоопределение

 Современная экологическая политика при решении любых хозяйственных проблем утверждает приоритет факторов:
природных

 Современные российские политологи утверждают, что для русского либерализма всегда была характерна:
антидемократическая тенденция

 Согласно А. Хомякову, единение людей на основе их духовной общности есть:
соборность

 Согласно авторам книги «Демократизация и образы национализма в Российской Федерации» Л.М. Дробижевой, А.Р. Аклаеву, В.В. Коротееву, Г.У. Солдатовой, утверждение приоритетного права республики на ее природные ресурсы и развитие внешнеполитических отношений, составляет основу такого типа национализма, как:
экономический

 Согласно В. Соловьеву, христианство создало новый тип государства, которое:
содействует свободному развитию всех человеческих сил — носительниц грядущего Царства Божия

 Согласно Г.С. Котанджяну, высшим уровнем идентификации контактирующих этносоциальных систем является уровень:
глобальный

 Согласно Достоевскому, спастись от «ужасов социализма», идущих с Запада, Россия может только:
следуя христианским заповедям

 Согласно Духовному регламенту для церкви было введено:
коллегиальное управление

 Согласно К. Победоносцеву, роль духовного и нравственного наставника народа призвана играть:
церковь

 Согласно Ленину, пролетариат нуждается в своем государстве:
для осуществления политического насилия и организации громадной массы населения для «налаживания» социалистического хозяйства

 Согласно Леонтьеву, объединяющим славян фактором должен быть принцип:
религиозный

 Согласно М. Погодину, историческое развитие России, в отличие от Запада, определяется:
любовью и единением

 Согласно М. Сперанскому, гарантом равновесия «правды» верховной власти и «пользы» сословий является:
конституция

 Согласно М. Сперанскому, должен разрабатывать и обсуждать законопроекты, обладать законодательной инициативой:
Государственный совет

 Согласно Н. Бердяеву, октябрьский переворот 1917 года не означал гибели:
идеи России

 Согласно Н. Бердяеву, русский коммунизм:
есть момент внутренней судьбы русского народа

 Согласно Н. Данилевскому, европейскому культурно-историческому типу присущи в основном такие виды деятельности, как:
научно-промышленный и политический

 Согласно Н. Данилевскому, формой коллективного рабства, предоставляющей определенную степень свободы частной жизни, является:
данничество

 Согласно П. Кропоткину, цикл цивилизации включает:
вольный город
государство
первобытнообщинный строй
сельскую общину

 Согласно С. Десницкому, появляется частная собственность, отличная от владения в __________________ состоянии человеческого общества.
«хлебопашеском»

 Согласно С. Полоцкому, мудрый царь должен охранять правду и утверждать ее во всем царстве, опираясь на:
силу закона

 Согласно С. Уварову, порядок в России опирается на такие неизвестные Западу самобытные начала, как:
народность
православие
самодержавие

 Согласно современным политологам, для русского консерватизма характерными являются утверждения о:
возможности проведения реформ в России, но только в рамках самодержавной системы власти
необходимости следования России по собственному пути национального развития, но избегая изоляционизма

 Специфика русского варианта либерализма состоит в том, что он:
не опирался на широкие социальные слои населения

 Становление либеральных идей в России, предвосхитивших отдельные моменты петровских реформ, связано с именами
Ю. Крижанича и А. Ордина-Нащокина

 Становление современной политической науки в России началось только в:
конце XIX — начале ХХ веков

 Сторонники консерватизма в России в качестве основы национального единства утверждали:
незыблемость самодержавия

 Существенную роль в ограничении произвола властителей И. Тимофеев отводил
Вселюдскому собору

 Т. Грановский считал, что общественные проблемы следует разрешать посредством:
политических реформ, направленных на освобождение личности

 Т. Грановский, как и многие западники, испытал влияние:
Гегеля

 Т. Грановский, рассматривая исторический процесс:
акцентировал внимание на его субъективной стороне

 Теорию просветительства как направление русской политической мысли разрабатывал:
С. Десницкий

 Территории, которые передавались внутри княжеской семьи от отца к сыну и считались наследственным владением правивших в них князей, назывались:
уделами

 У истоков полемики между западничеством и славянофильством стоял:
П. Чаадаев

 Укрепление абсолютной монархии связывал с повреждением нравов в России русский политический мыслитель XVIII века
М. Щербатов

 Установите последовательность периодов в развитии права, согласно Ф. Карпову:
1) «естественные законы»
2) «законы Моисеевы»
3) «законы Христовы»
4) государственные законы


 Установите правильную последовательность этапов развития русской политической мысли:
1) политическая мысль Киевской Руси
2) политическая мысль периода образования руского цетрализованного государства
3) политическая мысль в Смутное время
4) политическая мысль в условиях укрепления русского самодержавия ХIIV — нач. ХVIII вв.
5) политическая мысль в Екатерининскую эпоху


 Учение о партии, которая вырабатывает тактику неуклонной, терпеливой борьбы и «рассчитанных ударов» разработал:
П. Лавров

 Учитывая российские просторы, состав населения и степень его развития, а также международное положение России, Карамзин пришел к выводу, что сделать ее великой, сильной и грозной державой в Европе может только:
самодержавие

 Ф. Прокопович давал теоретическое обоснование церковной реформе Петра I и утверждал, что ...
не могут существовать две верховные, параллельные власти — государя и патриарха

 Ф. Прокопович считал, что абсолютная монархия может
обеспечить русскому народу «беспечалие» и «блаженство»

 Ф. Прокопович утверждал, что в своей деятельности верховный правитель реализует:
одновременно божественное призвание и требования естественного права

 Федор Карпов понимал «грозу» как:
характеристику закона

 Феодосий Печерский пришел к выводу о:
духовном контроле над светской властью

 Филофей подчеркивал, что государь должен уповать как на крепкую опору своей власти на:
веру

 Филофей считал, что «первый Рим» был погублен:
католичеством

 Филофей, сравнивая Московское государство с имперским Римом, полагал, что оно следует за Римской империей в отношении
политическом

 Форму правления и законы государства М. Щербатов ставил в зависимость от:
природно-климатических условий страны и численности населения

 Фундамент бакунинского анархизма составила концепция государства. М. Бакунин требовал:
немедленного уничтожения государства

 Фундаментальный труд Ю. Крижанича — трактат «Беседы о правлении» — более известен под названием
«Политика»

 Хорошо разработанными законами В. Татищев называл те, которые соответствуют:
естественному праву и общей пользе

 Христианская вера укрепляла уверенность русских князей
в их апостольском предназначении

 Царь Михаил Романов был:
избран народом

 Царьград, по убеждению И. Пересветова, лишился божественного покровительства и пал под ударами Османской империи потому, что в нем не было:
правды

 Царя, который отступает от закона и своевольно использует верховную власть в собственных интересах и во вред своим подданным, З. Отенский называл:
тираном

 Централизация российского государства, сопровождавшаяся абсолютизацией княжеской власти, началась при:
Дмитрии Донском

 Чаадаев придавал большое значение перевоспитанию российского общества в духе философии:
откровения

 Чтобы сделать деятельность бюрократического аппарата более эффективной, Пётр I утвердил принцип
личной выслуги и замещения должностей на выборной основе

 Экономической основой нового политического строя А. Радищев считал собственность на землю
крестьян

 Ю. Крижанич объяснял такие свойства русского народа, как склонность к воровству, убийству, нечистоплотность, лживость и др.
отсутствием свободы, необходимостью все делать тайком

 Ю. Крижанич проповедовал идеи
панславизма

 Ю. Крижанич считал, что единственным государем, способным оказать помощь порабощенным славянским народам, является:
Алексей Михайлович

 Я. Козельский включал в нравоучительную философию
юриспруденцию и политику

 Я. Козельский определял политику как:
«науку производить праведные намерения оптимальным способом»

 Я. Козельский утверждал, что законы можно считать справедливыми только в том случае, если они соответствуют:
натуральному, всемирному и гражданскому праву

 Я. Козельский, размышляя о развитии российской государственности
не связывал ее исключительно с монархическим правлением