«Глазеющей» культурой является культура общения у:
русских
«Ядром» направленного воспитания является:
образование
Автором «Этнографического атласа» является:
Д. Мердок
В западной культуре альтернативой эгоизму является:
альтруизм
В роли транслятора современного научного знания в национальных школах советской России выступили:
русская культура и русский язык
В фольклоре разных народов словесная формула, якобы имеющая магическую силу, — это:
заговор
Важнейшей отличительной чертой этноса является наличие
самосознания
Взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности, — это:
общение
Возраст, выражаемый количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента его измерения, называется:
абсолютным
Возраст, измеряемый путем соотнесения уровня социального развития индивида с тем, что статистически нормально для его сверстников, называется:
социальным
Возраст, который определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, называется __________________ возрастом.
биологическим
Возраст, определяемый путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим уровнем, называется:
психическим
Возраст, определяемый путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественых признаков, называется:
условным
Возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности, лежит в основе __________________ возраста.
психического
Возрастные слои населения, занимающие особое место в системе возрастной структуры данного общества и соответственно выделяемые и символизируемые культурой, — это:
возрастные классы
Восприятие двух классов явлений как тесно связанных между собой, хотя на самом деле связь между ними либо вообще отсутствует, либо она намного слабее, чем воспринимается — это:
иллюзорная корреляция
Впервые термин «этнопедагогика» был использован
Г. Волковым
Динамические особенности проявления национального характера, психических процессов у большинства представителей той или иной нации, народности — это:
национальный темперамент
Единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок, ценностных ориентаций и самосознания личности лежит в основе __________________ идентичности.
личной
Единство и преемственность определенной системы социальных характеристик (норм, ролей и статусов), позволяющих дифференцировать индивидов по их общественному положению и групповой принадлежности, лежат в основе __________________ идентичности.
социальной
Единство и преемственность физиологических и психических процессов организма лежит в основе __________________ идентичности.
психофизиологической
Занятия, действия, формы общения детей, не имеющие обязательного характера, доставляющие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата — это:
детские игры
Игра, в которой ребёнок принимает на себя и выполняет роль, соответствующую каким-либо действиям взрослых, называется:
сюжетно-ролевой
Игры, которые устойчиво характерны, типичны для данного этноса и признаются таковыми национальным сознанием — это:
народные игры
Из перечисленного, активность личности определяется:
деятельное отношение человека к миру
способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта других людей
Из перечисленного, в структуру национального характера входят:
национально-психологические особенности
национальное самосознание и сознание
привычки, чувства, вкусы, этнические и социальные стереотипы
склад ума и темперамент
традиции, обычаи, национальные ценности и представления этноса о добре и зле
Из перечисленного, влияло на предпочтение обучению на русском языке:
преобладание русского языка в профессиональных и высших учебных заведениях
Из перечисленного, выделяют четыре основных начала для характеристики Запада:
византийское христианство
германское рыцарство
римская муниципальность
эллинская эстетика и философия
Из перечисленного, высокая зависимость коммуникации от контекста, характерная для многих восточных культур, проявляется в:
изобилие некатегоричных форм высказывания
подчеркнуто вежливый тон общения
расплывчатость и неконкретность речи
Из перечисленного, для высококонтекстных культур при общении значимы:
взгляды
жесты
мимика
прикосновения
пространственно-временная организация
Из перечисленного, для этнопедагогики значимо:
признание этнической идентичности одной (или даже единственной) из характеристик этноса
Из перечисленного, к автономной морали как этапу развития морального развития ребенка относятся:
релятивизм сменяется признанием существования высшего закона, соответствующего интересам большинства
человек осознает условность нравственных правил и требует их логического обоснования
Из перечисленного, к вертикальной культурной трансмиссии относится:
культурные ценности, умения, верования передаются от родителей к детям
Из перечисленного, к горизонтальной культурной трансмиссии относится:
традиции культуры осваиваются в общении со сверстниками
Из перечисленного, к детскому фольклору не относятся:
литературные произведения, заученные наизусть в школе
Из перечисленного, к доморальному уровню развития морального развития ребенка относятся:
ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды — послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения
ребенок слушается, чтобы избежать наказания
Из перечисленного, к задачам национальной школы в современных условиях относятся:
адаптация к условиям жизни в индустриальном и постиндустриальном обществе
обучение в системе ценностей этноса
приобщение к характерным для этноса обычаям, религии, обрядам, социально-этическим нормам, быту и т.п.
формирование чувства уважения к совместно проживающим и соседним народам, их языку и культуре
Из перечисленного, к заключительной стадии развития морального развития ребенка относятся:
формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью
Из перечисленного, к источникам, позволяющим судить о нормативных образах человека в разных культурах, относятся:
данные социологического опроса и анкетирования
мифологические, фольклорные и иные тексты
результаты психологического тестирования, психолого-педагогические исследования когнитивных процессов и психологии эмоций
Из перечисленного, к конвенциональной морали как этапу развития морального развития ребенка относятся:
модель «хорошего ребенка», движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением
установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил
Из перечисленного, к опосредованной культурной трансмиссии относится:
обучение осуществляется в школах, вузах, у родственников, соседей
Из перечисленного, к основным измерениям воспитания детей в этнических культурах относятся:
заботливость
общая независимость
ответственность за порученное дело, за свое пропитание или домашние дела
послушание
психофизиологическое развитие
стремление к достижениям
Из перечисленного, к признакам, выражающим системные свойства существующего этноса и отделяющим его от другого этноса, относятся:
народное искусство
нормы поведения
обычаи
традиции
язык
Из перечисленного, к стадиям взаимодействия новаций и традиций относятся:
новации превращаются в традиции
традиции и новации смешиваются, образуя компромиссные формы
традиции и новации сосуществуют
традиции сопротивляются новациям
Из перечисленного, к факторам воспитания в народной педагогике относятся:
игра
природа
религия
труд
Из перечисленного, на уровне индивидуального сознания мотивами, побуждающими человека соблюдать социальную и нравственную норму, могут выступать:
ответственность
страх
стыд
честь и совесть
чувство вины, собственного достоинства
чувство долга
Из перечисленного, направлениями исследований в этнопсихологии являются:
исследования сознания этнического и самосознания
исследования этнических особенностей социализации детей
культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ориентации ценностей народной культуры
сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи и пр.
Из перечисленного, определяют национальное сознание ребенка:
бытие в социальном пространстве
бытие во временной перспективе жизни личности
имя собственное
половая идентификация
самоутверждение, притязание на признание
Из перечисленного, первой формой этнической идентичности, возникшей у людей первобытного общества, было:
осознание родства по крови и браку с преобладанием представления о горизонтальном родстве и единстве людей в настоящем времени
Из перечисленного, при формировании этнической идентичности в возрасте 10-11 лет в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает:
специфика традиционной бытовой культуры
уникальность истории
Из перечисленного, при формировании этнической идентичности у ребенка 6-7 лет наиболее значимыми являются:
непосредственное социальное окружение
семья
Из перечисленного, при формировании этнической идентичности у ребенка 8-9 лет в качестве основания идентификации выдвигаются:
место проживания
родной язык
этническая группа национальность родителей
Из перечисленного, признаком национальной школы являются:
особенности быта
особенности любых элементов традиционной культуры учащихся
особенности языка
Из перечисленного, раскрывает содержание понятия «социализация»:
приобретение человеком опыта, который требуется для исполнения социальных ролей
процесс интеграции индивида в человеческое общество
спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества
Из перечисленного, система методов исследования в этнопедагогике и этнопсихологии определяется:
исходной концепцией исследования
общей методологической ориентацией исследования
представлениями исследователя о сущности и структуре изучаемого
целями и задачами конкретного исследования
Из перечисленного, средствами словесного воздействия на ребенка в народной педагогике являются:
благословение
клятва
намёк
просьба
совет
Из перечисленного, тесно связаны с национальными особенностями и традиционно-бытовой культурой:
стили и методы воспитания
эмоциональные отношения родителей к ребенку
Из перечисленного, характерными показателями этноса являются:
наличие антропологических (расовых) признаков
проявление особенностей материальной и духовной культуры
самоназвание
территориальная целостность
Из перечисленного, этнография детства изучает:
особенности социализации детей в традиционных культурах
системы воспитания, которых придерживаются разные народы
Из перечисленного, этнография и этнология исследуют:
материальная культура народов
поведенческие системы, присущие разным народам
ритуалы, обычаи, верования различных народов
системы жизнеобеспечения различных народов, их адаптация к природной среде
системы родства у различных народов
Из перечисленного, этнопсихология осмысливает и объясняет, с точки зрения психологии:
особенности психики людей различных народов и культур
проблемы национального характера
проблемы национальных особенностей взаимоотношений
проблемы национальных особенностей мировосприятия
Из перечисленных дисциплин, составляют ядро федерального компонента в образовании:
информатика
математика
русский язык
физика
химия
Из перечисленных дисциплин, этнопедагогика и этнопсихология связаны с:
история
педагогика
социология
эстетика
этика
этнография
этнопсихология
Из перечисленных исследовательских методов, в этнопедагогике применяются:
анализ письменных источников
анкетирование
беседа
научно-педагогическая экспедиция
Из перечисленных культур, к высококонтекстным относятся:
китайская
русская
японская
Из перечисленных культур, к низкоконтекстным относятся:
западноевропейская
североамериканская
Из перечисленных названий, для обозначения национальной школы в дореволюционный период использовались:
инородческая
туземная
Из перечисленных народов, одобряют уступчивость, конформность:
индонезийцы
китайцы
русские
японцы
Из перечисленных недостатков, для метода наблюдения характерны:
вероятность ошибок в интерпретации событий, с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц
излишняя идентификация наблюдателя со средой
трудности охвата большого количества явлений
Из перечисленных параметров, описание личности в различных этнических культурах осуществляется по:
активное или пассивное начало
внутренний или внешний локус контроля
время
пространство
Из перечисленных проблем, этнопедагогикой решаются:
анализ влияния национальной культуры на обучение и воспитание детей
изучение форм и механизмов взаимодействия традиционных систем воспитания и современных образовательных институтов
исследование содержания, целей, задач, методов, средств, приемов и способов воспитания и обучения в традиционных культурах различных народов
Из перечисленных реакций на воспитательное воздействие, характерны представителям этносов Кавказа:
неприятие и противодействие воспитательному воздействию
Из перечисленных явлений, исследуемых этнографией детства, входит в круг интересов этнопедагогики и этнопсихологии:
игра
общение
фольклор
Изучение психологических и социокультурных особенностей людей, проводимое параллельно на нескольких группах испытуемых, относящихся к различным этническим общностям, осуществляется:
в рамках кросскультурных исследований
Иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего, — это:
загадка
Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях, — это:
культура
Исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре, — это:
национальный характер
Исторически сложившееся своеобразие в понимании, оценках к значимым ценностям, явлениям жизни, прекрасному и уродливому у большинства представителей той или иной этнической общности, которое находит отражение в сознании, нормах морали, нравственности и формах общественного поведения — это:
национальные вкусы
Исторически установившиеся, стереотипные способы поведения лиц определенной национальности, которые воспроизводятся в данной национальной среде и являются привычными для носителей конкретной национальной культуры, лежат в основе национальных
обычаев
К середине 30-х годов национальные школы охватывали:
около 90% детей
Категория этнопедагогики, характеризующая с качественной стороны мудрость народа или конкретного человека, основанную на опыте и знаниях, свойственную соответствующему духу, культуре, мировоззрению народа и используемую в воспитательных целях в качестве наставлений, заповедей, нравоучений о “должном”, нравственном поведении, — это:
народная педагогическая мудрость
Категория этнопсихологии и этнопедагогики, выражающая главный смысл проявления национальной психики и отражающая присутствие специфически национальных форм функционирования общечеловеческой психики, — это:
национально-психологические особенности
Коллективное самоописание, включающее в себя свойства, которые индивид считает вообще присущими себе и черты, которые он считает специфическими, отличающими его от других, называется:
образом человека в культуре
Комплекс репродуктивных общесоматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика или как девочку, как мужчину или женщину
пол
Комплексный исследовательский метод, позволяющий получить новые знания о причинно-следственных отношениях между этнопедагогическими и этнопсихологическими явлениями и процессами за счет планомерного манипулирования одним или несколькими переменными факторами, регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или системы — это:
эксперимент
Конфликт, в котором противостоящая сторона воспринимается с точки зрения этнической принадлежности ее членов, — это принцип ...
этнический конфликт
Краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение — это:
пословица
Личность, занимающая по своему социальному статусу промежуточное, переходное положение между двумя нациями или народностями, называется:
этномаргинальной
Место, занимаемое людьми определенного возраста в данном обществе, их потенциальные возможности лежат в основе
поколенного положения
Метод этнопсихологического исследования, с помощью которого выявляются типичные характеристики национальной психологии представителей того или иного народа, называется методом
подбора черт и свободного описания
Механизм, с помощью которого этническая группа передает основные элементы своей культуры своим новым членам, — это:
культурная трансмиссия
На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание были делом
всей родовой общины
Наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон, — это:
конфликт
Наличие у мужчин и женщин более или менее резко отличающихся психофизиологических реакций, когнитивных процессов, мотиваций, способностей и интересов — это:
половой диформизм
Направление в этнопедагогике, изучающее педагогическое содержание пословиц, поговорок, загадок, благопожеланий, проклятий клятв, других видах народных изречений, — это:
афористическая педагогика
Направление в этнопедагогике, состоящее в выделении из совокупности воспитательных (педагогических) фактов, педагогических идей (знаний), значимых для конкретного народа, — это:
этнопедагоическая эпистемия
Направление в этнопсихологических и этнопедагогических исследованиях, акцентирующее внимание различий между культурами, — это:
релятивизм
Направление в этнопсихологических и этнопедагогических исследованиях, представители которого полагают, что базовые психологические процессы являются общими для человеческих существ повсюду на Земле, но на их проявления серьезное влияние оказывает культура — это:
универсализм
Направление в этнопсихологических и этнопедагогических исследованиях, представители которого считают незначимыми различия между культурами — это:
абсолютизм
Направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, — это:
воспитание
Нарушение божественных заповедей — это:
грех
Наука, изучающая народы-этносы и другие этнические сообщества, их этногенез, быт, культурно-исторические связи — это:
этнография
Наука, изучающая систематические связи, закономерности между внутренним миром человека и этнокультурными переменными, их сходство и различия на уровне этнической общности — это:
этнопсихология
Научное направление в этнопедагогике, обосновывающее педагогическое значение словесных средств воспитания, сохранившихся в устном народном творчестве представителей той или иной этнической общности, — это:
этнопедагогическая аксиология
Нацеленность какой-либо информации на поучение, наставление — это:
сентенционность
Национально-психологические особенности, которые обусловливают специфику функционирования и проявления мотивации поведения и направленности деятельности представителей конкретных этнических общностей, называются:
мотивационно-фоновыми
Национально-психологические особенности, которые определяют специфику интеллектуально-познавательной активности представителей конкретных этнических общностей, называются:
интеллектуально-познавательными
Национально-психологические особенности, охватывающие сферу проявления динамических (изменчивых) характеристик эмоциональных и волевых процессов представителей конкретных этнических общностей, называются:
эмоционально-волевыми
Национально-психологические особенности, характеризующие национальное своеобразие взаимодействия, общения и взаимоотношений представителей различных этнических общностей и групп, называются:
коммуникативно-поведенческими
Национальные культуры, в которых при общении наиболее ценится беглость речи, точность использования понятий, логичность высказываний, развитые речевые навыки, называются:
низкоконтекстными
Национальные культуры, в которых при передаче информации люди склонны в большей степени обращать внимание на контекст сообщения, на то с кем и в ситуации, с какой интонацией и скрытым смыслом происходит общение, называются:
высококонтекстными
Область народной педагогической культуры и специализированный словесный инструмент социализации ребёнка — это:
детский фольклор
Обряд убийства родителями собственных детей — это:
инфантицид
Обряды перевода юношей и девушек в категорию взрослых — это:
инициации
Обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к усваиваемому учебному материалу, называется:
воспитывающим
Объективно-закономерное явление жизни того или иного народа, назначение которого состоит в обеспечении преемственности поколений, осуществляющейся в соответствии с целями народной педагогики, — это:
народное воспитание
Обычай воспитывать ребенка вне родительской семьи — это:
аталычество
Один из жанров народного поэтического творчества, соединяющий в себе словесное и музыкальное искусство, — это:
народная песня
Один из основных жанров фольклора, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел — это:
сказка
Одновременная принадлежность к двум этническим культурам, порождающая двойственное этническое самосознание, — это:
маргинальность этнокультурная
Одновременное пользование двумя языками, одним из которых обычно бывает родной, другим — язык внесемейного общения с иноязычным окружением, называется:
билингвизмом
Определенная степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка — это:
грамотность
Определяющим признаком национальной школы в нашей стране был:
язык преподавания
Основным предметом исследования в этнопедагогике является:
народная педагогика
Особенности мышления большинства представителей этноса, относящиеся к национальному своеобразию мыслительной деятельности, — это:
национальный склад ума
Осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений, лежит в основе
национального самосознания
Осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов, основанное на переживании своего тождества с какой-либо этнической общностью и отделения от других этнических групп, лежит в основе
этнической идентичности
Относительно автономная составляющая часть содержания образования, основу которой наряду с родным языком и литературой составляют знания, умения, навыки, отражающие особенности конкретной этнической культуры — это:
национально-региональный компонент
Относительно устойчивое разделение социальных ролей между мужчинами и женщинами, когда одной из сторон отводится ведущая, главенствующая роль, а вторая становится зависимой, подчиненной называется:
половой стратификацией
Относительно устойчивые схематизированные представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям своего или иного этноса, — это:
этнический стереотип
Отражение в общественном сознании представителей конкретной этнической общности наиболее общих представлений об окружающем их мире и социальной действительности, своей роли во взаимоотношениях с другими народами, — это:
традиционное этническое сознание
Отрасль науки, занимающаяся исследованием эмпирического опыта этнических групп в воспитании и образовании детей, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации — это:
этнопедагогика
Педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности, составляет:
содержание образования
Первобытное представление о существовании родственной связи между человеком и животным или растением — это:
тотемизм
Переживание индивидом негативных эмоций и чувств при вхождении в новую культурную среду — это:
культурный шок
Поведение личности, которое, выражая типовые программы данной культуры, регулирует поведение в стандартных для этнической общности ситуациях, освобождает индивида от принятия индивидуальных решений, называется:
социотипическим
Подход к реформированию национальной школы на основе развития национально-регионального компонента в содержании образования и воспитания лежит в основе концепции
компонентного подхода в образовании
Подход к реформированию национальной школы, основанный на введении носителя одной культуры сначала в другую, более развитую культуру, а затем в мировую культуру лежит в основе концепции
диалога культур в образовании
Понятие, принятое в этнопедагогике для обозначения результатов совместной жизнедеятельности представителей одной этнической общности, отражающих их национальное своеобразие, — это:
этнокультурный опыт
Понятие, характеризующее этническую принадлежность человека по ряду объективных показателей: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре, — это:
этничность
Постоянная совокупность людей, основанная на общности хронологического и условного возраста своих членов, имеющая специфическую структуру, функции и знаковые средства и соответственно воспринимаемая и символизируемая культурой — это:
возрастная группа
Поэтические произведения, соединенные с простейшим драматическим сюжетом, в котором персонажами становятся пальчики, ручки, ножки малыша, руки того, кто его забавляет, — это:
потешки
Представление ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской и женской роли лежит в основе
полоролевой ориентации ребенка
При регуляции поведения в качестве типичной «культуры стыда» является культура
японская
При этнопедагогическом изучении и трактовке этнических особенностей личности, общения, деятельности наиболее распространенным является соотношение
«Запад-Восток»
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий историко-культурный и социокультурный анализ педагогических явлений — это принцип ...
историзма
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий отбор только тех этнокультурных знаний, которые являются типичными для этноса, — это принцип ...
типизации
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий сочетание регионально-этнического компонента образования с базовым компонентом, — это принцип ...
сочетаемости
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий учет специфики организации включения этнокультурного материала в учебные планы, программы, сетку учебного времени, — это принцип ...
концентричности
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий формирование этнокультурных знаний на основе максимального их соответствия сегодняшним и завтрашним запросам и потребностям государства, общества и личности — это принцип ...
дифференциации
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий хронологический и стадиальный анализ этнокультурных явлений — это принцип ...
стадиально-хронологический
Приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков — это:
атрибуция
Произведение фольклора, которое имеет шуточный характер и может иметь поучительный смысл, — это:
прибаутка
Произведения фольклора, являющиеся частью календарной обрядности, связанной с явлениями природы, годовым кругом солнца, земледельческим трудом — это:
календарная поэзия
Процесс и результат межэтнического взаимодействия, в основе которого лежит ориентация на раздельное развитие групп, — это:
сегрегация
Процесс и результат межэтнического взаимодействия, в основе которого лежит постепенное добровольное или принудительное принятие человеком или группой обычаев, верований, норм доминантной группы вплоть до полного растворения в ней — это:
ассимиляция
Процесс и результат межэтнического взаимодействия, в основе которого лежит потеря человеком или группой своей культуры, но без полного вхождения в другую культуру, — это:
маргинализация
Процесс и результат межэтнического взаимодействия, в основе которого лежит сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании, — это:
интеграция
Процесс и результат межэтнического взаимодействия, в основе которого лежит уничтожение противостоящей группы, — это:
геноцид
Процесс освобождения различных сфер общества, индивидуального, группового и общественного сознания от религиозных убеждений лежит в основе
секуляризации
Процесс освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с представителями рассматриваемой культуры, — это:
инкультурация
Процесс осмысления, усвоения и воспроизводства представителями конкретной этнической общности существующих национальных отношений, традиций, культуры, языка, проявляющийся в сознательном выборе и поддержании системы ценностей своего ближайшего этнического окружения, определение по отношению к нему своей собственной позиции, — это:
национальное самопознание
Процесс осмысления, усвоения и воспроизводства представителями конкретной этнической общности существующих национальных отношений, традиций, культуры, языка, проявляющийся в сознательном выборе и поддержании системы ценностей своего ближайшего этнического окружения, определение по отношению к нему своей собственной позиции, лежит в основе
национального самопознания
Процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей — это:
образование
Процесс усвоения и активного воспроизводства ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте — это:
социализация
Психологическое и социальное привыкание людей к новой культуре, в ходе которого согласовываются требования и ожидания сторон межэтнического взаимодействия, — это:
межкультурная адаптация
Раздел этнографии, который занимается сравнительным изучением традиционных способов воспитания детей и самого мира детства, включая детские игры, фольклор и т.д. — это:
этнография детства
Ребенок приобретает первые фрагментарные и несистематические знания о своей этнической принадлежности в:
6-7 лет
Ребенок четко идентифицирует себя со своей этнической группой уже в:
8-9 лет
Религиозное поклонение неодушевленным предметам, которые якобы наделены сверхъестественной магической силой — это:
фетишизм
Религия, признающая многобожие, связанное с олицетворением конкретных сил природы, — это:
язычество
Свойственная данной этнической общности система ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера, норм поведения, а также стиль жизни, культуры этноса, — это:
менталитет
Система ориентации этнической группы в мире, оценки места в мире для своей и другой группы — это:
социальная категоризация
Система представлений и образов, в которых общество воспринимает, осмысливает и освещает жизненный путь индивида и возрастную стратификацию, лежит в основе
возрастного символизма
Сказание, содержащее сведения о реальных лицах и событиях прошлого, — это:
предание
Склонность воспринимать и оценивать женский мир сквозь призму мужского восприятия называется:
андроцентризмом
Склонность человека как индивида и как представителя определенной культуры приписывать ответственность за важнейшие события собственной жизни самому себе либо внешним факторам — это:
локус контроля
Сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации, — это:
национальное сознание
Совместная целенаправленная деятельность учителя и обучаемого, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание — это:
обучение
Совокупность знаний и навыков в области воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и взрослыми — это:
народная педагогика
Совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением, — это:
этническая культура
Совокупность способов и приемов для создания моделей определенного периода в развитии психики представителей конкретных этнических общностей, а также их национально-психологических особенностей, необходимых для выявления и осмысления наиболее характерных и существенных черт, лежат в основе метода
моделирования
Совокупность устойчивых, связных представлений и суждений об общественном бытии, жизни и деятельности, присущих членам конкретной этнической общности — это:
этническая картина мира
Сознательная уступчивость человека реальному или воображаемому мнению большинства — это:
конформность
Соционормативные представления о том, чем отличаются или должны отличаться друг от друга мужчины и женщины лежат в основе социально-психологических стереотипов
маскулинности и фемининности
Способ мышления, характеризующийся безусловным, некритическим принятием некоторых положений, мнений, учений или норм в качестве постулатов или практических принципов, лежит в основе
догматизма
Сравнительная дисциплина, описывающая культурные и физические различия между народами и объясняющая эти различия посредством реконструкции истории их развития, миграций и взаимодействий — это:
этнология
Степень соответствия досуга подростка соответствует тому, что статистически типично для его возраста называется __________________ возрастом.
рекреационным
Стремление быть в обществе других людей называется:
аффилиацией
Субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, этническими общностями — это:
межэтнические отношения
Сфера материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей
педагогическая культура народа
Сформировавшиеся в ходе исторического развития этнической общности устойчивые способы действий, стереотипы поведения и образа жизни людей — это:
национальные привычки
Теоретический образ личности, подразумеваемый, но не сформулированный явно, называется:
имплицитным
Термин, обозначающий специфическую цивилизацию, фундаментом которой является романо-германская культура, — это:
Запад
Термин, широко применяемый для обозначения обширного культурного региона, расположенного географически восточнее России, — это:
Восток
Тип поведения, которое строится на приоритете интересов группы над личными интересами и при котором социальная идентичность является более значимой, чем личностная — это:
коллективизм
Тип поведения, которое строится на приоритете личных интересов над общественными, а личностная идентичность является более значимой, чем социальная — это:
индивидуализм
У детей этническая идентичность формируется в полном объеме к:
10-11 годам
Универсальное, широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности, — это:
идеал
Универсальный биологический процесс разделения функций представителей различных полов, который культура только оформляет и осмысливает с теми или иными вариациями, лежит в основе
половой дифференциации
Упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений, — это:
социальные стереотипы
Уровень эротических интересов и поведения, который может и не соответствовать уровню индивидуальной физиологической половой зрелости подростка, лежит в основе
психосексуального возраста
Устойчивая в своем существовании группа людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие (язык, территория, мифология и т.д.) — это:
этнос
Устойчивые схематизированные модели поведения, являющиеся результатом национально осмысленного опыта и свойственные для действий и поступков всех представителей данной этнической общности, — это:
стереотипы национального поведения
Учение о вселении в тело новорожденного умершего предка (или его души), представлением о ребенке, как вернувшимся и повторяющим свою жизнь предке и характерным для архаического сознания смешением социально-возрастных категорий с генеалогическими, называется:
инкарнацией
Учение, подчеркивающее роль эмоций и подражания при освоении ребенком половой роли, называется теорией
идентификации
Характерные для каждой культуры способы, с помощью которых ее члены познают созданную людьми часть человеческого окружения, — это:
субъективная культура
Элементы социально-культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени, — это:
традиции
Эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и их ценностям — это:
национальные чувства
Этнопсихологическая диагностическая методика, с помощью которой можно проводить сопоставление ролевых позиций и выявление стоящих за ними идентификаций через описание характерных поступков, называется методикой
множественной идентификации
Этнопсихологические исследовательские методики, основанные на изучении строения и функционирования индивидуальной системы значений слов, опосредующей процессы восприятия, мышления, памяти, принятия решений и т.д., называются:
психосемантическими
Следующие статьи
Предыдущие статьи
- Управление образовательными системами - 15/02/2019 09:31
- Управление дошкольным образованием - 15/02/2019 09:28
- Технологии сотрудничества педагога с родителями - 15/02/2019 09:26
- Технические и аудиовизуальные средства обучения - 15/02/2019 09:23
- Теории и технологии дошкольного образования - 15/02/2019 09:20