“Карта наблюдения” ДСтотта предназначена для изучения
дезадаптивного поведения школьника
Автором концепции поэтапного формирования умственных действий является:
П.Я. Гальперин
Автором термина "зона ближайшего развития" считается:
Л.С. Выготский
Анкетирование родителей позволяет:
соотнести поведение ребенка дома с его школьным поведением
Беседу от наблюдения отличают:
управляемость
Биологическое, социальное, личностное и культурное развитие представляют собой основные направления:
общего развития ребенка
В основе рисуночной пробы (рисуночного теста) лежит задание выполнить:
любой свободный или тематический рисунок
В основе экспериментальной психодиагностики лежит:
апробация и оценка в эксперименте теоретических гипотез и психодиагностических методик
В период острого подросткового кризиса целью диагностики является:
информация о социально-психологическом статусе ребенка
В процессе диагностики школьного развития предполагается психологическое обследование школьников:
на разных этапах обучения
В том случае, если имеет место поддержание соответствия между нормами педагогической ситуации и своевременностью решения коррекционных задач можно говорить о:
контроле
В том случае, если исследователь направленно изменяет зависимую переменную и проводит соответствующие измерения независимой переменной можно говорить о методе:
эксперимента
В том случае, если педагогический психолог в ходе беседы изображает на бумаге или доске элементы внутреннего мира ученика, такой прием обозначается термином:
отчуждение
В том случае, если психолог использует функцию восприятия для познания того или иного объекта можно говорить об использовании метода:
наблюдения
В том случае, когда педагогический психолог производит рефлексию за кого-то, возможна ошибка, которая обозначается термином:
"проекция"
В том случае, когда педагогический психолог способствует своей деятельностью повышению эффективности психических функций ученика, используется термин:
"совершенствование"
В том случае, когда педагогический психолог способствует созданию положительного эмоционального настроя ученика на учебный процесс можно использовать термин:
"регуляция"
В том случае, когда экспериментальный процесс связан с изменением объекта и его развитием, можно говорить о:
формирующем эксперименте
Важнейшей частью проведения фиксации эмпирических данных является:
проверка их достоверности
Вид коммуникации, который направлен на вербализацию и изменение внутренней психической жизни ученика, можно назвать:
беседой
Враждебные действия ребенка, целью которых является нанесение страдания, ущерба другим лицам, являются признаком
агрессивного поведения
Выявление дополнительной информации об уже известном — личностной позиции, мотивах (интересах, субъективных оценках, бытовых условиях ученика, его прошлом и т.д.) осуществляется при помощи
беседы
Выявление психологических особенностей детей по их внешним проявлениям в поведении, поступках, общении, различных видах деятельности осуществляется посредством
метода наблюдения
Выявление разрыва (соответствия) между требованиями педагогического процесса и уровнем актуального развития субъекта, составляет сущность психолого-педагогической
оценки
Двигательная активность лежит в основе
моторики
Действия педагога типа: разъяснение, демонстрация действий, постановка вопросов и задач называют:
приемом преподавания
Действия по постановке психологического диагноза в процессе индивидуального обследования лежат в основе
психодиагностической практики
Диагностическая методика (процедура), которая требует стандартизации, четких количественных измерений и действий испытуемого по определенным критериям носит наименование:
тестирования
Диагностическим минимумом является:
комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели
Диагностическое обследование с целью получения дополнительной психологической информации о предполагаемом внутреннем психологическом конфликте, для понимания причин и поиска решения которого необходимо получение дополнительной информации предполагает:
углубленное психологическое обследование ребенка
Для изучения личностных особенностей школьников, провоцирующих те или иные проблемы в обучении, поведении и психическом самочувствии применяются тесты:
Кэттелла, Личко, Люшера
Для нейтрализации отрицательных сторон активного опроса испытуемых в ходе эксперимента следует:
правильно формулировать вопросы
Для обследования учащихся какого возраста предназначен Школьный тест умственного развития (ШТУР):
подросткового и юношеского
Для того, чтобы избежать ошибки в процессе беседы с учеником педагогический психолог может использовать прием, который обозначается термином
фиксация понимания
Документ, в котором отражается путь выбора и проверки той или иной гипотезы в отношении причин, вызвавших психологическое отклонение или недостаток, называется:
психодиагностограммой
Достоинства анкетирования
массовость обследования
Если ученик проявляет интерес к учебному процессу, то можно говорить о:
мотивации
Заключения по результатам диагностики и программы коррекции и развития обычно включают в себя __________________ части.
психологическую и педагогическую
Заключительная часть организации процедуры наблюдения со стороны педагогического психолога предполагает:
обработку данных и выводы
Из перечисленных направлений развития, в педагогической психологии можно выделить:
теоретическое и практическое
Изменение ребенком своего поведения в соответствии с поведением и требованиями более сильных и социально значимых для него лиц лежит в основе
конформности
Изменение элементов внутреннего мира ученика за счет изменения внешнего объекта в ходе беседы обозначается термином
"трансформация реальности"
Изучение психических факторов, побуждающих школьника к совершению определенных действий и определяющих их направленность и цели, лежит в основе исследования
мотивационной сферы
Интеллект по своей сущности — это:
основная форма познания человеком действительности, совокупность всех познавательных функций индивида
Использование стандартизированных вопросов и задач, имеющих определенную шкалу значений, лежит в основе
тестирования
Исправлением особенностей психического развития школьников, которые не соответствуют оптимальной модели, является:
психологическая коррекция
Исследование когнитивной сферы школьников подразумевает изучение
составляющих элементов познавательного процесса
Исследование эмоционально-волевой сферы у школьников, кроме эмоций и воли, включает в себя изучение
чувств
К малоформализованным методам психодиагностики относятся:
наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности
К психическим познавательным процессам при организации отражения в эмпирическом исследовании следует отнести:
восприятие, внимание, память, мышление
Какие психодиагностические тесты предполагают изучение логических отношений между понятиями, терминами
тесты интеллекта
Какие психологи впервые обосновали правомерность существования школьной психодиагностики как самостоятельной ветви психологической диагностики?
В.И. Войтко, Ю.3. Гильбух
Качественное и количественное измерение текущего состояния развития объекта исследования составляет сущность
диагностики
Количественный показатель сохраняющегося в памяти или воспроизведенного материала характеризует:
объем памяти
Координация педагогического процесса и процесса индивидуального развития ученика — это __________________ педагогической психологии.
цель
Критерий качества теста, характеризующий его действенность, адекватность применения, точность измерения исследуемого свойства
валидность
Личностная готовность старшего дошкольника к обучению выражается в:
отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе
Личностный опросник используется для изучения и оценки
отдельных свойств и проявлений личности
Личностный опросник представляет собой ...
стандартизированную анкету
Лонгитюдное обследование заключается в:
длительном повторяющемся обследовании одних и тех же детей на протяжении нескольких лет
Лонгитюдное обследование школьников предполагает:
длительное повторяющееся обследование одних и тех же детей на протяжении нескольких лет
Метод рейтинга является разновидностью
метода наблюдения
Метод, предполагающий подсчет частоты встречаемости определенных характеристик исследуемого текста — это:
контент-анализ
Методика незаконченных предложений предназначена для изучения
особенностей развития личности и ее свойств
Методика Э.Ф. Замбазявичене предназначена для изучения уровня и особенностей словесно-логического мышления у детей
7-9 лет
Методики, предполагающие реакцию обследуемого на неопределенную (многозначную) ситуацию, относится к:
проективным тестам
Методику сочинения целесообразно использовать в период
перехода ребенка из начального в среднее звено
Младший школьный возраст обучающихся в начальной школе включает период развития ребенка
6-10 лет
Набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, используется при разработке
анкеты
Наиболее распространенная методика, позволяющая дифференцированно измерять тревожность, разработана:
Спилбергом
Наличие и характер учебной мотивации школьника предполагает:
заинтересованность в хорошей оценке
Наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний лежат в основе
интеллектуальной готовности к обучению в школе
Направленность личности на мир внутренних объектов называется:
интроверсиеи
Нарушение способности к активному приспособлению к условиям школьной среды предопределяет возникновение у школьника
социальной дезадаптации
Недостатки метода рейтинга
стремление избегать крайних оценок, тенденциозность
Новые схемы, диаграммы, алгоритмы, компьютерные программы, развивающие игры и игрушки являются:
средствами обучения
Обеспечивает хранение информации в течении небольшого времени есть:
кратковременная память
Общий принцип отбора диагностических средств для изучения школьного развития предполагает:
разработку представлений о статусе школьника и наиболее значимых его параметрах на данном этапе развития
Общим фактором при подготовке экспериментального исследования и обеспечения благоприятных условий его является:
исследовательская процедура
Оперативное обследование, не требующее использование сложных методик и длительной обработки результатов
экспресс диагностическое обследование
Оперативное обследование, не требующее использования сложных методик и длительной обработки результатов, называется:
экспресс диагностическим обследованием
Описать исследованные факты на языке (знаковой системе), которая обеспечивает пониманием другим людям обозначается термином
"фиксация фактов"
Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям, в том числе выявление особенностей темпа деятельности, называется:
теппинг-тестом
Оптимальное время процедуры анкетирования ...
30 минут
Организацию и проведение беседы с учеником целесообразно начать с:
установления контакта
Организация процедуры наблюдения начинается с того, что педагогический психолог
определяет стороны объекта для наблюдения
Организация тренинга заканчивается:
контролем результатов
Организация тренинга начинается с:
определения умения, которое будет формироваться
Основной недостаток опросников заключается в:
искажение обследуемыми информации о себе
Основным требованием к гипотезе является:
проверяемость
Основными вопросами психолого-педагогических исследований являются:
педагогическая деятельность
развитие
учение
Отклонения во взаимотношениях ребенка со сверстниками и педагогами лежат в основе нарушений в:
общении
Относительно независимый тест, входящий в структуру другого теста, называется:
субтестом
Отображение свойств изучаемых явлений или их констатация со стороны исследователя может осуществляться:
прямо или косвенно
Педагогический процесс по Г.П. Щедровицкому включает:
проблемную ситуацию, педагогическую ситуацию и ситуацию отработки
Первоклассники с низкой интенсивностью учебной деятельности в области математики относятся к группе с:
первым типом отставания
Первым этапом организации актуализации выделенных переменных в ходе эксперимента является этап
подбора конкретного материала
Переход внешнего материального действия во внутренний, психический план называется:
интериоризацией
По степени осознания условий со стороны испытуемых и близости условий к обычным эксперимент можно подразделить на:
лабораторный и естественный
Поведенческая саморегуляция школьника предполагает:
контроль за движениями тела (позу, положение рук и ног) при ответах у доски
Повышенная склонность испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, когда для этого нет причин, — это:
тревожность
Повышенная утомляемость ребенка, пониженный порог чувствительности, неустойчивость настроения, нарушении сна, называются:
астенизацией нервной системы
Под анализом продуктов деятельности школьника подразумевается:
изучение материализованных результатов психической деятельности учащихся
Под комплексом мероприятий по диагностике школьного развития учащихся на разных этапах обучения подразумевается:
система диагностических минимумов
Под старшим дошкольным возрастом подразумевается период развития ребенка 4-6 лет
до поступления в начальную школу
Подготовка подробной инструкции испытуемым и проведение инструктажа относятся к:
порядку проведения отражения
Подростковый возраст включает период развития ребенка
с 10 до 15 лет
Подростковый кризис у школьников характеризуется:
резкими психологическими изменениями
Положение ребенка в системе межличностных отношений в группе (классе) называется:
психологическим статусом
Получение психолого-педагогической и социальной информации с помощью устного опроса лежит в основе
беседы
Понятие "вербальный" в психологии используется для обозначения:
форм словесного (речевого) материала
Понятие "невербальный" в психологии используется для обозначения:
форм несловесного материала
Порядок осуществления фиксации эмпирических данных заканчивается:
обработкой результатов
Порядок осуществления фиксации эмпирических данных начинается с:
составления вопросника, анкеты или плана беседы
После окончания начальной школы целью диагностики является выявление
степени социально-психологической готовности к дальнейшему обучению
Последним этапом организации актуализации выделенных переменных в ходе эксперимента является этап
актуализации независимой переменной
Практика в школьной психодиагностике представляет собой ...
практические действия по постановке психологического диагноза в процессе индивидуального обследования
Практическое занятие по выработке конкретных психологических умений и навыков, техник или приемов называется:
тренингом
Предметом школьной психодиагностики является:
разработка принципов, методов и процедур постановки психологического диагноза развития школьников на всех этапах обучения
Предположение, выдвигаемое как временное на основе имеющихся наблюдений и уточняемое последующими экспериментами, называется:
гипотезой
Преобразование и оценка получаемой информации, выполняемое во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства?
умственная деятельность
При подготовке испытуемых к эксперименту необходимо прежде всего проверить:
умение испытуемых выполнять задание
При помощи критериально-ориентированных тестов исследуется:
владение знаниями и навыками умственных действий
Причины недостатков или отклонений в деятельности отдельных лиц или групп с целью устранения этих причин отражаются в:
психологическом диагнозе
Проективная методика, ориентированная на обследование детей на этапе перехода из начального в среднее звено:
методика сочинений детей на произвольную или заданную тему
Произвольность психических процессов школьника можно выяснить при помощи
опроса педагогов
Проникновение в переживания другого человека, постижение его эмоционального состояния, лежат в основе
эмпатического сопереживания
Процесс и результат активного приспособления ребенка к условиям школьной среды лежит в основе
адаптации
Процесс развития самосознания ребенка является:
механизмом личностного направления роста
Процесс установления контакта между активными разнородными субъектами обозначается термином
"общение"
Процесс, в котором действие строится как реакция на действие другого человека, называется:
коммунальным
Процесс, в котором человек приобретает способность к самоорганизации, называется:
дисциплинарным
Процесс, в котором человек устанавливает различие между собой и другими людьми, определяет собственные границы обозначается термином
"самоутверждение"
Проявление каких-либо процессов, состояний в действительности и соответственно их изменение обозначается термином
"актуализация"
Психическое состояние ребенка, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, пассивностью поведения, предопределяет возникновение
депрессии
Психолог относит обследуемого ребенка к группе психически здоровых или имеющих врожденные отклонения в развитии на основе
первичной дифференциации нормы и патологии умственного развития школьника
Психологические особенности ребенка, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности называются:
способностями
Психологический недостаток предполагает:
отсутствие какой-либо положительной характеристики в личности обследуемого
Психологический статус ребенка в школе определяется:
положением в системе межличностных отношений в группе (классе)
Психологическим отклонением считается:
появление вместо положительных качеств “соответствующих” им отрицательных
Развитие мышления школьника можно охарактеризовать тем, что он:
может связно рассказать о событиях своей жизни
Развитие ребенка, которое характеризуется резким снижением контактов с окружающими и слабо развитой речью, — это:
детский аутизм
Развитый уровень речи предполагает:
связное выражение своих мыслей и наличие достаточного словарного запаса
Регистрация КГР, ЭМГ, ЭЭГ относится к методам исследования
физиологических процессов
С учетом двух направлений исторического развития педагогической психологии педагогический психолог решает следующие типы задач:
коррекции, рекомендации и диагностики
Сбор информации об обследуемом при помощи специального вопросника осуществляется методом
опроса
Свойство ребенка преувеличивать роль рассудочных компонентов при полном игнорировании эмоциональных, аффективных, чувственных составляющих — это:
детский интеллектуализм
Система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности, называется:
тестом
Система знаний о принципах, методах и процедуре постановки психологического диагноза лежит в основе
научной теории
Скрининговые методы обследования школьника — это психодиагностические методы, позволяющие провести ...
экспресс-диагностику
Соблюдение социальных и этических норм школьником заключается в:
поддержании опрятного внешнего вида в течении дня, дисциплинированности
Совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности
личностный опросник
Совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния школьника, определяют его:
психолого-педагогический статус
Создание в целях проверки гипотезы необходимых условий (независимых переменных) для проявления изучаемой особенности (зависимой переменной) предполагается в:
экспериментальном методе
Соматическое заболевание — это:
заболевание телесное, относящееся к телу
Сохранение свойств, присущих более раннему возрасту, обусловливают возникновение у школьника
эмоционально-личностной инфантильности
Социальная группа, в которой протекают процессы воспроизводства, воспитания и общения обознается термином
"семья"
Социальная дезадаптация у школьника предполагает:
нарушение способности к активному приспособлению к условиям социальной среды
Способ организации педагогом процесса обучения называется методом
преподавания
Среди способов восстановления целостности, если понимать под ней (целостностью) процесс воспитания можно выделить:
нравственные нормы, мотивы и привычки
Степень точности тестирования и устойчивости получаемых результатов, характеризуют:
надежность
Субъектом отражения в психологическом эксперименте является:
испытуемый
Сформированность важнейших учебных действий у школьника характеризуется:
способностью выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания
Схема структурированного наблюдения особенностей обучения и поведения школьников, осуществляемого в различных учебных целях, называется:
психолого-педагогической картой
Тематические рисуночные тесты "Мой класс", "Моя учительница" используются на этапе
адаптации учащихся в первом классе
Тест Равена в школьной диагностике используется для исследования у детей и подростков
умственной работоспособности
Тесты достижений используются для оценки
уровня овладения учебными знаниями и навыками
Тесты специальных способностей используются для изучения и оценки
возможностей усвоения знаний, умений и навыков в специальных видах деятельности
Указания испытуемому на процессы, подлежащие отражению и способы их осуществления в ходе исследования излагаются в:
инструкции к методике
Усвоение и активное воспроизведение ребенком норм социальной жизни составляет процесс
социализации
Установление связи между внешними объектами и элементами внутреннего мира ученика называется:
объективацией
Устойчивая черта личности ребенка, выражающаяся в готовности нанести ущерб и страдания
агрессивность
Устойчивое эмоциональное состояние школьника:
в меру переживает за оценки и критические замечания учителя
Фиксация данных исследования, как правило сопровождается:
искажениями и трудностями
Фиксация исследовательских данных может осуществляться:
в письменной форме или на техническом устройстве
Характеристика ребенка, в основе которой лежит направленность личности на мир внешних объектов называется:
экстраверсией
Целью диагностики при приеме ребенка в школу является определение
когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой готовности к обучению
Целью диагностики школьников в процессе их адаптации в школьной среде является определение
степени и особенностей приспособления к новой социальной ситуации в школе
Частота фиксации данных в ходе экспериментального исследования обеспечивает:
высокую достоверность показаний
Школьная психодиагностика — отрасль психодиагностики, которая предполагает:
разностороннее психологическое обследование школьников на разных этапах обучения
Школьная психодиагностика проводится с целью
выявления у школьников возможных отклонений и недостатков в развитии
Эффективность анкеты зависит от:
качества подобранных вопросов
Эффективность деятельности преподавателя повышается за счет:
новой организации обучения
новых средств обучения
новых форм обучения