Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

 

Что такое гносеология?
учение о ценностях, об их происхождении и сущности;
учение о развитии вселенной;
учение о бытии как таковом;
о сущности познания, о путях постижения истины;
о сущности человеческой истории.

 

Как учеными в современной философии рассматривают познание?
как способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
как значимая информация в аспекте деятельности;
как объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
как обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.

 

С каким направлением связывают абсолютизацию роли и значения чувственных данных в философии?
рационализма;
реализма;
скептицизма;
сенсуализма;
гедонизма.

 

Что такое дедукция?
логический путь от общего к частному;
передача ложного знания, как истинного;
восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
момент интеллектуального озарения;
относительная, неполная истина.

 

Что такое индукция?
логический путь от общего к частному;
подача ложного знания, как истинного;
восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
момент интеллектуального озарения;
относительная, неполная истина.

 

Название метода познания в философии и науке, в котором мысль движется от общих положений к частным выводам:
индукция;
дедукция;
анализ;
синтез.

 

Какая форма мышления, отражает предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:
слово;
категория;
дефиниция;
термин;
имя.

 

Что такое эмпиризм?
направление в теории познания, считающее мышление источником знания;
направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;
направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;
направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;
направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.

 

Чем будет являться высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, которое использует широкие обобщения и ориентированно на наиболее полное и глубокое знание истины:
рассудком;
разумом;
чувством;
переживанием;
интуицией.

 

Какие позиции существуют в решении вопроса о познаваемости мира?
агностицизм;
эмпириокритицизм;
скептицизм;
гносеологический оптимизм;

гедонизм.

 

Название учения, которое утверждает об ограниченных возможностях человека в познании мира:
материализм;
скептицизм;
эмпиризм;
идеализм;
рационализм.

 

Выберите понятие, которое является лишним:
гносеологический оптимизм;
агностицизм;
скептицизм;
антропоцентризм.

 

Отметьте уровни научного познания:
эмпирический;

религиозный;
теоретический;
мифологический;
диалектический.

 

Название определенного этапа познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект:
чувственное отражение;
познавательный контакт с объектом познания;
представление;
объяснение;
ноумен.

 

Основной формой живого созерцания будет:
представление;
восприятие;
идея;
ощущение.

 

Формы познания, которые не будут относится к теоретическому познанию:
понятие;
представление;
умозаключение;
суждение;
восприятие.

 

Какое название имеет вид познания, который вплетен в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладает доказательной силой:
абстрактное;
теоретическое;
обыденное;
научное;
божественное.

 

Чем не будет являться практика по своим функциям в процессе познания:
основой познания и его движущей силой;
целью познания;
критерием истины;
успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

 

Что происходит с истиной, если не зависит от познающего субъекта?
является абстрактной;
является объективной;
является субъективной;
является абсолютной;
божественна.

 

Какое понятие, будет противоположным по смыслу «истине» в гносеологии?
пропаганда;
заблуждение;
суждение;
предрассудок;
иллюзия.

 

Чем является совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем?
методикой;
развитием;
навыком;
механизмом;
процессом.

 

Форма научного познания, к которой относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?
гипотеза;
теория;
проблема;
парадигма;
модель.

 

В какую эпоху возникла наука, как специфический тип духовного производства и социальный институт?
античности;
средних веков;
Возрождения;
Нового времени;
в ХХ веке.

 

Структурные компоненты теоретического научного познания:
проблема;
боль;
вера;
гипотеза;
теория.

 

Название учения, которое утверждает, что критерием истины является признание в научном сообществе:
конвенционализм;
релятивизм;
рационализм;
агностицизм;
скептицизм.

 

На основе чего был развит рационализм в западноевропейской философии?
аналогии;
индукции;
дедукции;
анализа;
математического анализа.

 

Название одинаково доказуемых понятий в теории познания, которые исключают друг друга:
категории;
универсалии;
модусы;
антиномии;
законы.

 

Определение рациональности, рассматриваемое в философии, как основное:
расчет адекватных средств для данной цели;
наилучшая адаптивность к обстоятельствам;
логическая обоснованность правил деятельности;
способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

 

Эмпирические методы познания:
анализ;
наблюдение;
эксперимент;

измерение;
моделирование.

 

Теоретические методы познания:
анализ;
наблюдение;
идеализация;
измерение;
моделирование.

 

При каком методе происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:
в индукции;
в дедукции;
в идеализации;
в наблюдении;
в анализе.

 

Основа познания в классической философии:
истина;
теория;
практика;
чувство.

 

Основа мира с позиции неклассической философии:
человек ;
природа;
общество;
бог.

 

По мнению Ф.Ницше суть человеческого сознания:
разум;
знание;
воля.

 

В чем заключается кантовский агностицизм?

мир познаваем частично, на уровне явлений;

мир непознаваем;

нет правильного ответа.

 

Главный признак деятельности:

преобразование окружающего мира;

сознание;

истина.

 

Чувство познания, характеризующее возможность воспроизведения ранее воспринимавшихся объектов:

ощущение;

восприятие;

представление.

 

Отметьте то, что относится к объективной составляющей деятельности:

цель;

средство;

норма;

мотив.

 

Противоположность истины:

ложь;

заблуждение;

бессмыслица (нонсенс).

 

Учение, считающее абсолютную истину главной, первичной:

догматизм;

релятивизм;

нет верного ответа.

 

Теоретические методы познания:

анализ;

наблюдение;

идеализация;

измерение;

моделирование.

 

Основа познания в классической философии:

истина;

теория;

практика;

чувство.

 

Основа мира с позиции неклассической философии:

человек ;

природа;

общество;

бог.

 

Агностицизм Канта заключается в…

мир познаваем частично, на уровне явлений;

мир непознаваем;

нет правильного ответа.

 

Признак деятельности:

преобразование окружающего мира;

сознание;

истина.

 

Отличие научных знаний от других:

точностью;

обоснованностью;

большой предсказательной способностью;

большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);

своей исключительной эстетической ценностью.

 

Как трактуется в концепции Т. Куна парадигма?

абсолютная истина;

эмпирически достоверное знание;

математически обоснованное знание;

заблуждение;

совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.

 

В какой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:

доклассическая;

классическая;

неклассическая;

постнеклассическая.

 

Какие функции присущи науке?

мировоззренческая;

методологическая;

эстетическая;

политическая;

предсказательная.

 

Что такое агностицизм?

учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;

учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;

учение о развитии мира;

учение о всеобщей причинной связи;

учение о сущности человеческой истории.

 

В философии «агностицизм» понимается как:

рассмотрение процесса познания;

рассмотрение объектов познания;

полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

сомнение в возможности познания;

метод познания.

 

Какими терминами обозначаются понятия «практика» в философии?

действие;

познание;

опыт в целом;

физическая жизнь;

истина.

 

Восстановите последовательность возникновения гносеологических установок:

«Я знаю, что ничего не знаю»

«Я верю, чтобы знать»

«Я мыслю, следовательно я существую»

«Мы живем внутри языка»

 

Соотнесите философские школы по отношению к пониманию ими значимости науки:

а.сциентистские направления

б. антисциентистские направления

  1. неотомизм;
  2. экзистенциализм;
  3. «философия жизни»;
  4. неопозитивизм;
  5. неокантианство.

Ответ:а45,б123

 

Произведите соотношение термина с определением:

  1. Абсолютная истина вселенной;
  2. Относительная истина
  3. Истина как откровение

а. Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову

б. Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе)

в. Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку.

Ответ:1-в,2-б,3-а

 

Определение истины соответствующее исторической эпохи:

а. Античность

б. Средние века

в. Новое время

г. XX в.4

  1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам;
  2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель);
  3. Бог, вот что является истиной;
  4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).

Ответ:а-2,б-3,в-1

 

Соотнесите периоды времени и иные исторические формы науки:

а. романтический;

б. классический;

в. неклассический;

г. постнеклассический.

  1. XVII в.
  2. XV в.
  3. XXI в.
  4. XX в.

Ответ: а-2,б-1,в-3,г-4

 

Соотнесите уровни научного исследования с целями?

а. Эмпирический

б. Теоретический

1.Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой;

  1. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;
  2. Добыть новые экспериментальные факты;
  3. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.

Ответ:а-231,б-142

 

Соотнесите определения и философские направления:

а. мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;

б. наука является лишь описанием потока наших восприятий и не дает никакого знания о мире;

в. предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;

г. философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед конкретными людьми в жизненных ситуациях.

  1. скептицизм;
  2. агностицизм
  3. прагматизм;
  4. солипсизм.

Ответ:а-1,б-2,в-4,г-3

 

Соотнесите критерии истины и иные философские направления:

а. непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;

б. верифицируемость;

в. практика.

  1. неопозитивизм;
  2. диалектический материализм;
  3. конвенционализм.

Ответ:а-3,б-1,в-2