Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

 

 «В каждом знании столько истины, сколько есть математики» — считал:
И. Кант

 «Закон трех стадий» Конта включает следующие стадии умственного развития человечества — ...
теологическую, метафизическую, позитивную

 «Закон трех стадий» применял к развитию науки
О. Конт

 «Как и природа, наука не делает резких скачков» — писал:
П. Дюгем

 «Логико-философский трактат» был написан
Витгенштейном

 «Материальная точка» является примером
идеализированного объекта

 «Мотивация», «вклад», «оценка», «признание», «карьера» — это фундаментальные понятия ...
социологии науки

 «Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения» — писал:
Ф. Энгельс

 «Нельзя ошибаться только в том, что все теории ошибочны» — полагал в своей концепции
К. Поппер

 «Презентизм» в истории науки — это:
реконструкция прошлого языком современности

 «Презентизм» и «антикваризм» — это основные установки в ...
истории науки

 «Принцип непрерывности», который позволяет включить феномен научного открытия в непрерывный ряд развития, сформулировал:
Э. Мах

 «Прогресс науки подчиняется (как и все в мире) универсальному закону эволюции» — так считал:
Г. Спенсер

 "Корень всякого движения и жизненности", по Гегелю, — это:
противоречие

 "Пограничная ситуация", по Ясперсу, ...
является шифром Трансценденции

 "Протокольные предложения" — это предложения, фиксирующие ...
чувственные представления субъекта

 "Третий мир" К. Поппера — это:
мир объективного содержания сознания

 А. Койре занимался преимущественно
историей науки

 Абсолютно истинная картина природы выступала идеалом
классической науки (естествознания)

 Абсолютно необходимыми, обязательными личные контакты ученых являются в рамках
научной школы

 Абстракция, выделяющая в действительности строго фиксированный набор свойств и отношений вещей, называется:
эмпирическим объектом

 Автором работы «Кибернетика» является:
Н. Винер

 Авторство разработки экспериментального метода в науке приписывают:
Галилею

 Американский философ Г. Сколимовски придерживался при объяснении развития техники __________________ модели.
эволюционной

 Ампер и Фарадей работали в эпоху
дисциплинарно-организованной науки

 Английский вариант «Логики научного открытия» К. Поппера впервые был издан в:
1959 году

 Аспект семиотики, рассматривающий язык только как совокупность знаков, преобразуемых по определенным правилам, называется:
синтаксическим

 Бифуркация — это:
разветвление

 Большинство ученых придерживается версии о том, что наука возникает в:
XVI-XVII веках

 В античности сфера искусственного, умений, навыков обозначалась термином:
технэ

 В завершенном виде кумулятивистская модель развития науки была сформулирована:
в конце XIX — начале XX веков

 В завершённом виде кумулятивистская модель развития науки была сформулирована:
Э. Махом и П. Дюгемом

 В каждом социальном институте (в том числе в науке) выделял «жесткое ядро» и изменчивую сферу мотивации:
Р. Мертон

 В конце 90-х годов бюджетное финансирование науки составляло:
0,32% ВВП

 В конце ХХ в. число научных журналов начинает приближаться к:
1 млн

 В конце ХХ века в науке работало более:
5 млн. человек

 В концепции этоса науки (Р. Мертона) выделяется __________________ основополагающие ценности (основополагающих ценностей).
четыре

 В науке выделяют __________________ уровни познания.
эмпирический и теоретический

 В непрерывном поступательном характере развития науки убеждены:
О. Конт и Г. Спенсер

 В основание логического позитивизма легли положения:
Рассела и Витгенштейна

 В отечественной философской литературе наиболее развернутая классификация научных традиций и новаций дана в работах:
М. Розова

 В отличие от обычной науки, паранаука:
игнорирует научный метод

 В работе «Доказательства и опровержения» обосновывается концепция:
научно-исследовательских программ

 В развитии научно-исследовательской программы И. Лакатос выделяет следующие стадии:
прогрессивную и вырожденную

 В развитии сильнонеравновесных и открытых систем с точки зрения синергетики можно выделить фаз:
две

 В рамках «второго позитивизма» специально обсуждает проблему научного открытия:
П. Дюгем

 В своем объяснении природы Шеллинг исходил из:
принципа целесообразности

 В свою классификацию Конт включает следующий набор наук — ...
математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология, мораль

 В современной науке объем научной деятельности удваивается примерно каждые:
10-15 лет

 В создании университетских лабораторий (в XIX в.) первенство принадлежало:
Германии

 В состав оснований науки входит __________________ блока(-ов).
три

 В течение ХVII-ХVIII вв. идеалы и нормы научного исследования выражали установки:
механического понимания природы

 

 В философии (теории познания) Нового времени сформировалось два направления — ...
эмпиризм и рационализм

 В центре внимания постпозитивизма оказывается проблема:
развития научного знания

 Важнейшая роль телевидения заключается в том, что ...
оно формирует восприятие и интерпретацию социальной реальности

 Величины, которые нельзя складывать, называются:
неаддитивными

 Влиятельным направлением западной философии, ядро которого составляют методологические идеи К. Поппера и его последователей, является:
критический рационализм

 Все природные и социальные процессы, с точки зрения синергетики, характеризуются:
стохастичностью и детерминированностью одновременно

 Все существующие научные дисциплины можно условно объединить в:
три блока

 Всякая научная модель имеет
три взаимосвязанных стороны: математический аппарат, теоретическую содержательность, эмпирическую содержательность

 Вторая глобальная научная революция произошла в:
конце ХVIII — первой половине ХIХ веков

 Выделение в науке новых дисциплин — это:
Дифференциация

 Высказывания, описывающие некоторое положение дел, называются:
дескриптивами

 Высказывания, посредством которых мы воздействуем на мир, называются:
перформативами

 Высшая форма развития научного знания, дающая целостное отображение существенных закономерных связей определенной области действительности, называется:
теорией

 Высший уровень познания, опосредованно связанный с практикой и ориентированный на познание сущности, закономерностей объекта, называется:
теоретическим

 Высший уровень рационального познания, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы, называется:
разумом

 Высшую ступень рационального обобщения представляет собой ...
системотехника

 Гадамер настаивал на:
специфике способа познания гуманитарных наук

 Галилей и Ньютон являются выдающимися представителями
классической науки

 Герменевтика — это:
метод истолкования, в основе которого лежит постижение смысла

 Гипотеза ad hoc — это гипотеза, ...
которая объясняет расхождение фактов с теорией, но не предсказывает новых фактов

 Гипотеза Канта-Лапласа объяняет:
происхождение и развитие Солнечной системы

 Главной социальной функцией науки с точки зрения Конта является:
предвидение

 Главной темой анализа на втором этапе развития философии науки являлись(-лось, -лся):
содержательные основоположения науки

 Гносеологический (эпистемологический) поворот в философии произошел в эпоху:
Нового времени

 Д. Блур, Б. Барнс, М. Малкей, К. Кнор-Цетина являются представителями
когнитивной социологии науки

 Дарвин и Менделеев являются представителями этапа
дисциплинарно-организованной науки

 Два основных типа ученых — классиков и романтиков, выделял:
В. Оствальд

 Деление знания на «знание-что» и «знание-как» предложил:
Г. Райл

 Дж. Холтон, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд являются представителями
постпозитивизма

 Диалектическое развитие имеет форму
спирали

 Диалог, согласно учению о диалоге, — это логика ...
вопроса и ответа

 Диссипативные структуры — это структуры ...
спонтанно возникающие из хаоса

 Диссипативные структуры возникают в:
открытых системах

 Дисциплинарную матрицу образуют:
законы теории; сущности, к которым они относятся; образцы решения проблем

 Дисциплинарные научные сообщества начинают оформляться в:
конце ХVIII — начале ХIХ веков

 Для неэмпирических наук характерен:
аксиоматический метод

 Для образного мышления характерно:
сужение круга рассматриваемых представлений

 Для современной науки характерен(-но):
синтез эмпирического и рационального

 Для сопоставления экспериментальных данных с теорией требуются:
правила эмпирической интерпретации

 До предела абсолютизирует свободу, сводит ее к произволу индивида
атеистический экзистенциализм

 Достижение экзистенции, по Ясперсу, происходит:
на путях коммуникации

 Достоверное заключение по методу различия можно получить только в том случае, если ...
имеется точное и полное знание всех обстоятельств составляющих закрытое дизъюнктивное множество

 Достоверное заключение по методу сходства может быть получено в случае
если известны все предшествующие обстоятельства, составляющие закрытый класс, причем обстоятельства не должны взаимодействовать друг с другом

 Древнегреческие философы относили к области знания только __________________ знание(-я).
теоретическое

 Единственным принципом, не препятствующим прогрессу науки, является принцип «допустимо все» — так считал:
П. Фейерабенд

 Ж. Эллюль известен:
социологическим анализом техники

 За все время существования философии науки как особого направления ею было выработано следующее количество основных моделей развития научного познания
три

 Завершение становления науки как социального института произошло в:
XIX веке

 Задача "наук о духе" — это:
понимание явления в его исторической конкретности

 Закон трех стадий О. Конта выглядит следующим образом:
1) теологическая
2) метафизическая
3) научная


 Законы, объясняющие эмпирические явления путем введения предположений о не наблюдаемых в опыте причинах таких явлений, — это:
теоретические законы

 Законы, описывающие поведение наблюдаемых объектов, — это:
эмпирические законы

 Знание о незнании, вопрос, возникающий в случае расхождения теории и эмпирии, — это:
научная проблема

 Знание, истину добывает из материала чувственности интеллект считает:
рационализм

 Знание, которое приобретается путем непосредственного контакта человека с реальностью, — это:
перцептивное знание

 Знания, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, представляют собой ...
конгломерат

 Знания, накопленные предшествующими поколениями ученых, передаваемые последующим поколениям и сохраняемые научным сообществом, — это:
Традиция

 Идеал исторической реконструкции внедряется в естествознание на этапе
постнеклассической науки

 Идеал энциклопедического развития личности ученого и инженера сформировался в эпоху:
Возрождения

 Идеализм, в котором за основу всего существующего принимается мыслящее существо, — это идеализм ...
Субъективный

 Идеализм, в котором за основу существующего принимается некий мысленный, идеальный предмет, — это идеализм ...
Объективный

 Идеографический метод — это способ ...
познания уникальных явлений

 Идею «черных ящиков» выдвинул в рамках концепции «кейс стадис»:
Т. Пинч

 Идею о необходимости систематизации знаний о взаимодействиях организма со средой обитания высказал:
Э. Геккель

 Идею фридмонов в современной физике выдвинул:
М. Марков

 Идею, что научное знание не может быть отделено от философского, одним из первых в философии науки обосновал:
Э. Барт

 Идея о раздвоении природы на природу порожденную и природу порождающую принадлежит:
Спинозе

 Идея П. Фейерабенда, в рамках которой утверждается, что опыт всегда является теоретически нагруженным, а принятие той или иной теории обусловливает систему восприятия, в философии науки обозначается как:
теоретический реализм

 Из всех научных открытий и изобретений на долю науки ХХ в. приходится свыше:
90%

 Из всех ученых, когда-либо живших на земле, практически являются нашими современниками:
90%

 Из перечисленного, к фундаментальным принципам построения современной научной картины мира относятся только:
глобальный эволюционизм
историчность
самоорганизация
системность

 Из перечисленного, основными характеристиками науки являются только:
деятельность по производству знаний
особый социальный институт
система теоретических знаний

 Из перечисленного, специфику познания на эмпирическом и теоретическом уровне определяют только:
особенности метода
особенности средств исследования
характер предмета исследования

 Из перечисленных законов, в основание позитивной философии О. Конт кладет только:
«закон трех стадий»
закон постоянного подчинения воображения наблюдению
энциклопедический закон

 Из перечисленных моментов перехода, Г. Спенсер считает характерными для эволюции:
от бессвязанности к связанности
от неопределенности к определенности
от однородного к разнородному

 

 Из перечисленных принципов, Конт в своей классификации наук опирается только на:
движения от абстрактного к конкретному
движения от древнего к новому
движения от простого к сложному

 Из перечисленных функций, содержание гносеологической функции науки конкретизируют только:
методологическая
объяснительная
предсказательная
синтетическая

 Из перечисленных ценностей, к этосу науки Р. Мертон относит только:
незаинтересованность
общность (знаний)
организованный скептицизм
универсализм

 Из перечисленных этапов, развитие науки, по Куну, характеризуют только следующие:
допарадигмальный
научная революция
парадигмальный

 Известность среди философов П. Фейерабенду принес его:
критический талант

 Издания, содержащие публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей), с основными фактическими сведениями и выводами, называются:
реферативными

 Изменчивость набора неотторгаемых элементов парадигмы допускал:
Лаудан

 Изучение функциональных связей методом сопутствующих изменений корректно, если ...
оно проводится в рамках шкалы интенсивностей

 Индивидуальные заблуждения в науке устраняются посредством
интерсубъективности

 Индуктивную логику как универсальный метод научного познания разрабатывал:
Дж.Ст. Милль

 Инструментальный характер науки подчеркивали представители:
Франкфутской школы

 Интегративные тенденции в развитии научного познания оказываются доминирующими, начиная с:
середины ХХ века

 Интерпретирует как диалог, общение, связи между событиями в истории научного познания концепция
«кейс стадис»

 Интерсубъективность — это:
принципиальная возможность наблюдения явления разными субъектами

 Информация, полученная в результате теоретического объяснения данных наблюдения и экспериментов, — это:
научное знание

 Исследование сущности науки, законов ее функционирования и развития является предметом
философии науки

 Истина уже дана в чувственном опыте считает:
эмпиризм

 Истинное положение, установленное на опыте (эмпирически), — это:
Факт

 История науки выглядит как совокупность отдельных индивидуальных неповторимых событий, происходящих в определенном месте и в определенное время, с точки зрения концепции
«кейс стадис»

 История науки есть последовательность периодов кумулятивного развития, прерывающаяся некумулятивными скачками, — считает в своей концепции
Т. Кун

 Исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, называется:
рассудком

 Исходным объяснительным принципом анализа научных знаний в материалистической диалектике является:
деятельность

 К основаниям науки из перечисленного, относится:
идеалы и нормы исследования
научные картины мира
философские основания

 К основным закономерностям развития науки из перечисленного, относятся только:
диалектизация
дифференциация и интеграция
математизация
ускорение темпов развития

 К представителям «когнитивной социологии» относятся:
С. Уалгар, К. Кнор-Цетина, Ф. Уитли

 К родоначальникам эволюционной эпистемологии относится:
Ст. Тулмин

 К собственно методам построения теории относятся только:
восхождение от абстрактного к конкретному; логический, исторический, гипотетико-дедуктивный методы

 К формам антидиалектического мышления относятся:
софистика и эклектика

 К числу специфических черт науки Нового времени относят:
господство эксперимента

 Как источник заблуждений рассматривала субъективность
классическая наука

 Кант впервые интерпретирует познание как:
деятельность

 Качественный скачок в научном познании, предполагающий коренную перестройку исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки, — это:
научная революция

 Кибернетика и теория систем оформляются в качестве общенаучных подходов на этапе развития науки
неклассическом

 Классификацию наук в рамках материалистической диалектики впервые создал:
Ф. Энгельс

 Классический тип рациональности предполагал для достижения объективного знания о мире элиминирование:
субъекта

 Когнитивная социология науки возникла в:
70-е годы XX века

 Когнитивная социология науки относится к:
микросоциологии

 Количественной формой оценки заслуг ученого является(-ются):
цитирование его трудов

 Комплекс ценностей и норм, воспроизводящийся в процессе развития науки и являющийся обязательным для каждого исследователя, — это:
этос науки

 Компоненты опосредованного научного наблюдения (наблюдения в науке преобразуются в изучение целой цепочки искусственных, замещающих подлинный объект, явлений), которые воспринимаются как безусловно истинные, не вызывающие сомнения, т.е. не требующие специального анализа и обсуждения, называются в концепции Т. Пинча
«черными ящиками»

 Концепции науки Дюгема и Пуанкаре примыкают к:
«второму» позитивизму

 Концепцию «личностного знания» в философии науки сформулировал:
М. Полани

 Концепцию научно-исследовательских программ предложил:
Лакатос

 Концепцию развития науки как конкуренции научно-исследовательских программ сформулировал:
И. Лакатос

 Концепцию рационального объяснения предложил:
Дрей

 Концепцию фальсификационизма предложил:
Поппер

 Концепция Дж. Холтона, направленная на поиск черт постоянства, непрерывности, инвариантных структур познания, которые воспроизводятся даже в ситуациях научных революций, была названа
«тематический анализ науки»

 Концепция научно-исследовательских программ была сформулирована в:
60-е годы XX века

 Концепция научных революций Куна является:
некумулятивной

 Концепция тематического анализа науки была предложена:
Дж. Холтоном

 Критический рационализм К. Поппера опровергает следующий принцип развития науки
линейности

 Крупнейшим представителем «второго позитивизма» был:
Э. Мах

 Кумулятивная модель развития знания предполагает:
количественный его рост

 Лакатос считал, что твердое ядро исследовательской программы
может быть изменено при наличии теории, имеющей большее эмпирической подтверждение и значительную эвристическую силу

 Лейбниц считается родоначальником
математической логики

 Логика рассматривается Дж.Ст. Миллем как ветвь
психологии

 Логический позитивизм возник в:
начале XX века

 М. Малкей, Р. Телнер, Т. Пинч являются представителями методологии
ситуационных исследований («кейс стадис»)

 М. Полани является __________________ ученым.
британским

 Математику как «врата и ключи к прочим наукам» трактовал:
Р. Бэкон

 Математический идеал в теоретической деятельности господствовал приблизительно
2000 лет

 Метод ситуационного исследования («кейс стадис») разрабатывался в рамках
постпозитивизма

 Метод установления причины, вызывающей определенную часть сложного действия, при условии, что причины, вызывающие другие части этого действия, уже выявлены, называется ...
методом остатков

 Методологическая установка, приписывающая решающую роль в развитии общества изменению технической стороны производства, — это:
технологический детерминизм

 Методологическая установка, противоположная кумулятивизму, делающая акцент на прерывности, качественной изменчивости научного познания называется:
антикумулятивизмом

 Методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки, называется:
верификацией

 Механика, физика, химия, биология оформляются как самостоятельные дисциплины в:
XVIII веке

 Механическая картина мира утрачивает статус общенаучной на этапе
дисциплинарно-организованной науки

 Механическая картина природы выступала в качестве общенаучной в эпоху
классической науки

 Многотомный труд «Основные начала» был создан
Спенсером

 Множество изучаемых объектов при соблюдении определенных правил разбивается на подмножества, и знания строятся относительно каждого из них благодаря __________________ способу.
классификационному

 Модель научного знания и его развития, предложенная Т. Куном, носит название:
историко-эволюционистской концепции

 Модель развития знания, предложенная Куном, ...
допускает прогресс в развитии научного знания в период нормальной науки

 Модель развития методологии науки Л. Лаудана является:
"прагматической"

 Модель развития науки, в которой история науки понимается как совокупность индивидуальных, частных ситуаций, называется:
«кейс стадис»

 Модель развития науки, интерпретирующая ее историю как поступательный прогрессивный процесс, называется:
кумулятивистской

 Момент начала формирования научного сообщества обычно относят к:
XVII веку

 Монографии «Этюды о Галилее», «Гипотеза и эксперимент у Ньютона» написана:
А. Койре

 Монография «Против метода» принадлежит перу
П. Фейерабенда

 Монография «Структура научных революций» написана
Т. Куном

 Мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и осуществимых в действительности, называется:
идеализацией

 Мысль о том, что «философствование без системы не может иметь в себе ничего научного», принадлежит:
Гегелю

 На ранних этапах человеческой истории техническое действие не отделялось от:
магии

 На рубеже ХVIII-ХIХ вв. численность ученых достигала:
1000 человек

 Наблюдение и эксперимент являются основными методами
эмпирического исследования

 Наблюдение объектов с помощью научных приборов называется:
косвенным

 Названием концепции П. Фейерабенда (в силу отрицания им наличия единого универсального метода, убеждения в господстве принципа «все дозволено» в деятельности ученого) является:
анархистская эпистемология

 Наиболее известная концепция этоса науки принадлежит:
Р. Мертону

 Наиболее простым объяснением возникновения новаций в науке является концепция
«пришельцев»

 Направление в гносеологии, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания является либо описанием этого опыта, либо может быть сведено к нему, называется ...
эмпиризмом

 Направление социологии науки, пытающееся социологически объяснить не только нормы науки как социального института, но и содержание научного знания в любых его формах — это:
когнитивная социология

 Направление философии и истории науки считающее, что развитие науки управляется и определяется внутренне присущими ей закономерностями, внутренней логикой познавательного процесса — это:
интернализм

 Наука как социальный институт является предметом социологии науки, по мнению
Р. Мертона

 Наука Нового времени, по Хайдеггеру, — это:
конструирование картины мира

 Наука оформляется в качестве особого социального института, особой сферы духовного производства в:
ХVII — начале ХVIII веков

 Наука понимается не как система знаний, а как деятельность научных сообществ в концепции:
историко-эволюционистской (Т. Кун)

 Наука, по Хайдеггеру, — это изобретение ...
европейского человечества Нового времени

 Наука, согласно Хайдеггеру, абсолютизирует значение:
субъекта

 Наукометрия исследует в развитии науки __________________ параметры.
количественные

 Науку как техническую инженерию интерпретировал:
М. Шелер

 Науку от других форм теоретического познания, прежде всего от философии, отделяет:
позитивизм

 Научная революция, по Куну, — это:
смена парадигмы

 Научное знание отождествляется с идеологией (совокупностью утверждений и верований) в рамках
«когнитивной социологии»

 Научное знание, по Ясперсу, ...
принудительно и общезначимо

 Научное познание, по Ясперсу, не способно устанавливать:
ценности

 Научной гипотезой, по Попперу, является гипотеза
фальсифицируемая

 Научные революции связаны с переходом
от одного типа оснований науки к другому

 Научный метод объяснения фактов и их эмпирических законов с помощью введения теоретических предположений и эмпирической проверки дедуктивно выводимых из них следствий, — это метод ...
гипотетико-дедуктивный

 Начало постпозитивистского этапа в развитии философии науки чаще всего относят к:
концу 50-х годов ХХ века

 Начало становления постпозитивизма связано с работами
Поппера и Куна

 Начало формирования классической науки относится к:
ХVII веку

 Начало четвертой глобальной научной революции можно отнести к:
последней трети ХХ века

 Не общество влияет на изменение научного знания, а скорее наука своими достижениями воздействует на общество, приводя к его изменениям, считал:
О. Конт

 Не признавая за философией роли внутреннего фактора развития науки, Лаудан приблизился к идеям
позитивизма

 Невербализованное знание (к нему относятся ценностные ориентации, образцы способов решения задач), передающееся в научном сообществе на уровне демонстрации, «социальной эстафеты» — называется:
неявным

 Недоказуемость истинности теории утверждал:
Поппер

 Необходимость, проявляющаяся в статистических законах, возникает вследствие
взаимной компенсации и уравновешивания множества случайных факторов

 Неокантанцами, разрабатывавшими методологию гуманитарных наук, были:
Риккерт и Виндельбанд

 Непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте, называется:
интуицией

 Неразрешимая в рамках определенной парадигмы проблема называется:
"аномалией"

 Нововведения в научном знании, в том числе новые концепции, открытия, — это:
Новация

 Номотетический метод — это способ ...
поиска общих закономерностей

 Ноосфера — это:
стадия развития биосферы

 Нормативные правила, задающие пути модификации и развития опровергаемых программ, пути уточнения гипотез «защитного пояса», фиксируются понятием
«положительная эвристика»

 Обеспечивают целостность науки и включение ее результатов в конкретную культуру
основания науки

 Область знания, исследующая способы, приемы, операции построения научного знания, называется:
методологией науки

 Обобщение, в котором путем перечисления устанавливают принадлежность признака некоторым предметам или частям класса и на этой основе проблематично заключают о его принадлежности всему классу, называется:
популярной индукцией

 Обработкой отечественной и зарубежной литературы по общественным наукам занимается:
ИНИОН

 Общенаучная картина мира начинает интерпретироваться учеными как система относительно истинного знания о мире на этапе
неклассической науки

 Общие знания о мире, сложившиеся в качестве итога совокупного развития научного знания, — это:
научная картина мира

 Общие условия адекватности всякого научного объяснения сформулировал:
Гемпель

 Объединение естественных и гуманитарных наук возможно на основе
принципа глобального эволюционизма

 Объект-гипотезы образуются на уровне
сенсорного восприятия

 Объект, который может быть осмыслен и использован в нескольких научных традициях, называется:
инверсивным

 Объективным основанием для отказа от конкретной научно-исследовательской программы служит:
появление новой, более мощной соперничающей программы

 Объекты, отнесенные ко всеобщим ценностям, изучаются:
науками о культуре

 Одним из ключевых понятий из области концептуализации хаотических множеств является:
турбулентность

 Одно из основных направлений западной философии XX в., считавшее, что единственно возможным является специально-научное знание и задачей философии поэтому выступает анализ языковых форм знания (ее традиционные проблемы — бессмысленны), — это:
неопозитивизм

 Окончание («закат») постпозитивистского этапа развития философии науки чаще всего относят к:
80-м годам ХХ века

 Опираясь на анализ типологии научных традиций, логично новации в науке разделить на:
два класса

 Оправданное, обоснованное убеждение (уверенность) человека в истине — это:
знание

 Ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними __________________ исследование.
эмпирическое

 Основа процессов, которые человек находит в себе и проявления которых он наблюдает в поведении других людей, — это:
Сознание

 Основа телесного мира — это:
Материя

 Основная методологическая работа К. Поппера (на раннем этапе его творчества) называется:
«Логика научного открытия»

 Основное произведение П. Фейерабенда «Против метода. Очерк анархистской теории познания» вышло в свет в:
1975 году

 Основной герменевтический способ достижения истины в гуманитарных науках — это:
диалог

 Основной структурной единицей науки как целостного корпуса знания является(-ются):
научная дисциплина

 Основные методы в неопозитивистской концепции научного знания — это:
гипотетико-дедуктивный метод, верификация и индукция

 Основные приемы методологии научного знания К. Поппера — это:
фальсификация и дедукция

 Основные принципы позитивизма соединил с идеей эволюции
Г. Спенсер

 Основным видом финансирования научных исследований в современных условиях являются(-ется):
гранты

 Основных подходов к решению проблемы соотношения науки и техники насчитывается:
пять

 Основоположниками метода науки Нового времени являются:
Декарт и Бэкон

 Основоположниками позитивизма считаются:
Г. Спенсер и О. Конт

 Основоположником конвенциализма считается:
А. Пуанкаре

 Основоположником позитивизма считается:
О. Конт

 Основоположником рационализма считают:
Р. Декарта

 Основоположником социологии познания считается:
К. Манхейм

 Основоположником эмпиризма считается:
Ф. Бэкон

 Особенно актуальной проблема социальной ответственности ученых становится:
во второй половине XX века

 Остин и Райл — это:
аналитические философы

 Отделение научного знания от остальных видов знания, — это:
Автономизация

 Отношение к языку как нейтральному средству познания, термины которого служат для выражения результатов наблюдения, было сформулировано
Венским кружком

 Отрицает в своей концепции существование границы между философией и наукой, наукой и религией, мифом
П. Фейерабенд

 Отрицает связь социально-экономической и политической структур с состоянием науки какой-либо исторической эпохи:
А. Койре

 Отрицательная эвристика запрещает применение к твердому ядру исследовательской программы
modus tollens

 Парадигмальный период развития науки, в рамках которого история науки реализуется в форме совершенствования оформившейся традиции (парадигмы), — это:
нормальная наука

 Первая глобальная научная революция привела к становлению
классической науки (классического естествознания)

 Первая глобальная научная революция происходила в:
ХVII веке

 Первая университетская кафедра по истории науки была создана в:
конце XIX века

 Первая формулировка учения о геоцентрической модели Вселенной приписывается древнегреческому философу:
Аристотелю

 Первой завершенной формой классической науки является:
механика

 Первым определил свободу как познанную необходимость
Спиноза

 Первыми науками, столкнувшимися со сложными развивающимися системами, были:
астрономия и биология

 Перестройка оснований науки может осуществляться:
двумя путями

 Переход к стадии дисциплинарно-организованной науки происходил в:
конце ХVIII — первой половине ХIХ веков

 Переход к этапу дисциплинарно организованной науки происходит в результате
второй глобальной научной революции

 Переходя от равновесных условий к сильно неравновесным, мы переходим от:
повторяющегося, общего к уникальному

 Планк, Эйнштейн, Бор ...
выступали противниками радикального эмпиризма

 По критерию главной проблематики в развитии философии науки XX выделяют __________________ этапа(-ов).
три

 По мнению В. Степина, наука проходит в своем развитии __________________ этапа(-ов).
три

 По мнению Г. Спенсера, наука — это:
отчасти объединенное знание

 По мнению Д. Остина, оппозиция истинного/ложного применима:
только к дескриптивам

 По проблеме места и времени возникновения науки существует __________________ основных точек зрения (основные точки зрения).
пять

 По сравнению с понятием парадигмы понятие научно-исследовательской программы подчеркивает аспект:
гносеологический

 Повышенный интерес к аномалиям свойственен ученым, ...
когда положительная эвристика исчерпала свои ресурсы

 Подробная систематическая разработка геоцентрической модели Вселенной принадлежит:
Птолемею

 Подтверждение, повышающее степень правдоподобия, но не степень вероятности теории и не портящее ее фальсифицируемость, в концепции К. Поппера называется:
корроборацией

 Подход в гносеологии, базирующийся на признании равноправности множества типов знания, методов, называется:
методологическим плюрализмом

 Позитивизм как форма философии науки возник в середине ...
XIX века

 Позитивизм характеризуется:
противопоставлением естествознания и метафизики

 Позитивистская концепция научного познания в различных ее модификациях просуществовала в качестве ведущей в западной философии науки до ...
середины ХХ века

 Познавательная роль элиминативной индукции заключается в:
анализе причинных связей

 Положение «Вся философия есть «критика языка» лежит в основании
логического позитивизма

 Положение в науке, согласно которому только та гипотеза может быть признана истинной теорией, которая не противоречит эмпирическим законам, — это:
принцип противоречия

 Положительная эвристика направлена на:
уточнение гипотез, образующих «защитный пояс»

 Понимание научного сообщества, как совокупности специалистов в определённой области знания со сходным образованием, однотипными профессиональными навыками, усвоившими одну и ту же учебную литературу и реализующих определённые цели, принадлежит:
Т. Куну

 Понятие «дисциплинарная матрица» сформулировано:
Т. Куном

 Понятие «научно-исследовательской» программы ввёл в научный оборот:
И. Лакатос

 Понятие «постпозитивизм» обозначает:
этап в развитии философии науки

 Понятие "эпицикла":
уточняло геоцентрическую систему Птолемея

 Понятие верифицируемости было отклонено, потому что ...
абстрактные гипотезы и их системы, образующие научные теории, непосредственно не верифицируемы

 Понятие информации фиксирует меру:
организованности системы

 Понятие парадигмы в научный оборот ввел:
Т. Кун

 Понятие, предполагающее открытость научной теории для фальсификации, — это:
фальсифицируемость

 Поппер считал, что научное знание претендует на:
правдоподобие

 Попытка создания комплексной науки о науке (науковедения) была предпринята в:
60-е годы XX века

 Постпозитивизм возникает в:
конце XX века

 Постпозитивизм отвергает:
дихотомию истины и заблуждения

 Предположительное знание о возможном закономерном порядке явлений, о возможных их причинах; форма вероятного знания, получаемого на теоретическом уровне научного познания, — это:
гипотеза

 Представителями неопозитивизма были:
Шлик и Карнап

 Представить Вселенную в качестве самой крупной и сложной системы, состоящей из множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности? позволяет принцип
системности

 Представление о мире, согласно которому он имеет пространственно-временную структуру, в нем господствует причинная обусловленность и он подчинен небольшому количеству законов, называется:
механицизмом

 Представление о том, что в основе научного знания лежат абсолютно достоверные факты, называется:
эмпирическим фундаментализмом

 Представление о том, что в основе научного знания лежат ясные и отчетливые идеи, называется:
рационалистическим фундаментализмом

 Представления, складывающиеся у людей под воздействием их обычного жизненного опыта, — это:
повседневное знание

 Преимущество новой парадигмы по сравнению со старой
не может быть обосновано рационально

 Преобразование классической науки, становление неклассического естествознания происходит в ходе глобальной научной революции
третьей

 Приведение научного знания в более технологическую форму — это:
Инструментализация

 Приведение научной теории в строгую логическую форму путем построения искусственного языка — это:
Формализация

 Признание невозможности существования мира, Вселенной и всех ее подсистем вне изменения и развития в современной науке выражает принцип
глобального эволюционизма

 Признание равноправности процессов усложнения и деградации во Вселенной, признание наличия сходных черт в процессах роста порядка в любых системах характеризует:
синергетику

 Принцип «экономии мышления» в качестве основополагающего для науки был предложен:
Э. Махом

 Принцип подтверждаемости знания в опыте, используемый позитивистами в качестве критерия научности, называется:
принципом верификации

 Принцип саморазвития становится фундаментальным в рамках
немецкой классической философии

 Принцип фальсификации научного знания сформулировал:
К. Поппер

 Принципиальную незавершенность мира, находящегося в стадии становления, неокончательный характер любой формируемой картины мира современная наука фиксирует принципом
историчности

 Природа в общенаучной картине мира, выработанной на неклассическом этапе развития науки, понимается как:
сложная динамическая система

 Причина упадка натурфилософской традиции в XIX в. — это:
формирование естественных наук

 Проблемы комплексного характера, междисциплинарные методы и подходы, построение «объединительных теорий» — это формы реализации ...
интеграции науки

 Проблемы, разрабатываемые учеными в период "нормальной" науки, Кун называет:
"головоломками"

 Пропущенный элемент в ряду типов рациональности: классический — неклассический — ...
постнеклассический

 Проскопия — это:
предсказание будущего

 Профессионализация науки, по мнению Л. Грехема, окончательно сложилась в:
XX веке

 Процесс дифференциации научного познания преобладал до ...
середины ХХ века

 Процесс, имеющий своей целью истинное знание, — это:
познание

 Процессу технологизации не поддаются знания
фундаментальные

 Психокинез — это:
перемещение материальных тел посредством силы воли

 Психологические и индуктивно-логические процедуры эмпирического познания являлись главными проблемами
первого позитивизма

 Р. Мертон, А. Кромби, Э. Цильзель, Дж. Нидам, С. Лилли были преверженцами
экстернализма

 Работа «Амбивалентность ученого» принадлежит перу
Р. Мертона

 Работа «Возникновение технологии» написана:
А. Эпинасом

 Работа «Доказательства и опровержения» была написана
И. Лакатосом

 Работа «История индуктивных наук» принадлежит перу:
В. Уэвелла

 Работа «Курс позитивной философии» принадлежит перу:
Конта

 Работа «Личностное знание» была написана и издана в 1958 г.
М. Полани

 Работа «Логика научного открытия» принадлежит перу
К. Поппера

 Работа «Метафизические основания современной классической науки» принадлежит перу
Э. Барта

 Работа «Методология научно-исследовательских программ» принадлежит перу
И. Лакатоса

 Работа «Наука в истории общества» принадлежит перу:
Бернала

 Работа «Наука и социология знания» написана
М. Малкеем

 Работа «Нормативная структура науки» была написана:
Мертоном

 Работа «Общий театр машин» принадлежит перу
Я. Лейпольда

 Работа «Основы философии техники» была написана
Э. Каппом

 Работа «Принципы геологии» принадлежит перу
Ч. Лайеля

 Работа «Реализм и цель науки» принадлежит перу
К. Поппера

 Работа «Тематический анализ науки» написана
Дж. Холтоном

 Работа «Физическая теория» написана
П. Дюгемом

 Работа «Шаги за горизонт» написана:
В. Гейзенбергом

 Работу «Галилеевские этюды» написал:
А. Койре

 Рабочая гипотеза — это гипотеза, ...
плохо согласующаяся с принятыми научными теориями, но помогающая ориентироваться в новых данных

 Радикальные изменения в основаниях науки, происходящие в последней трети ХХ в., являются признаками начала __________________ глобальной научной революции.
четвертой

 Развитие науки имеет объемный, нелинейный, многосубъектный и многособытийный характер согласно концепции
«кейс стадис»

 Развитие науки уподобляется биологической эволюции в постпозитивистской концепции
Ст. Тулмина

 Раздел теории познания, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, выявляются условия его истинности, — это:
эпистемология

 Разделение внутренних и внешних факторов, участвующих в приращении научного знания, и жесткое противопоставление их друг другу является характерной чертой
позитивизма

 Разделение науки и ненауки, позволяющее освободить научное знание от мифологических и идеологических наслоений, иррациональных и псевдонаучных положений, обозначается термином
демаркация

 Разделение объекта на части, с целью их самостоятельного изучения, называется:
анализом

 Разновидность постпозитивистских концепций философии науки, рассматривающая динамику научного познания по аналогии с биологической эволюцией, называется:
эволюционной эпистемологией

 Разработкой методологии ситуационных исследований из перечисленных ученых занимались:
М. Малкей и Р. Телнер

 Рассматривает процесс развития техники как автономный, независимый от прогресса науки, но скоординированный с ним
эволюционная модель

 Рассматривает развитие науки как процесс, детерминированный внешними для познания социокультурными факторами
экстернализм

 Рассматривает технику как простое приложение науки или даже как прикладную науку (развитие техники тогда определяется развитием науки):
линейная модель развития техники

 Рассмотрение Поппером проблем научного знания проводилось с позиций
логицизма

 Рассмотрение языковых выражений в отношении к практической деятельности происходит в:
прагматике

 Реальность, относительно которой в процессе познания устанавливается некоторая истина, — это:
объект познания

 Революция в физике, связанная с открытием делимости атома, становлением теории относительности и квантовой теории, произошла в:
конце ХIХ — начале ХХ веков

 Результат воздействия реальности на органы чувств — это:
ощущение

 Родоначальником кибернетического подхода в науке является:
Н. Винер

 Родоначальником философии техники считается:
Э. Капп

 С появлением кибернетики в естественные науки вводится подход:
функциональный

 Сборник научных работ под названием «Человеческое понимание» принадлежит перу:
А.Ст. Тулмина

 Свойства, являющиеся следствием эффекта целостности системы, отсутствующие у ее частей, называются:
эмержентными

 Связь, в которой один предмет целиком и полностью обуславливает другой предмет, — это связь ...
причинно-следственная

 Сенсорная информация является:
необходимой предпосылкой знания

 Синергетика — это:
теория самоорганизации

 Синергетика (теория самоорганизации) начинает формироваться в:
70-е годы ХХ века

 Синергетика дала возможность описывать структуры как адаптацию системы к __________________ условиям.
внешним

 Синтез дисциплин в науке — это:
Интеграция

 Синтез отдельных разнохарактерных ощущений в представлении о предмете чувственного опыта — это:
восприятие

 Система искусственных органов деятельности общественного человека, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, использующая в этом процессе познанные силы и закономерности природы, называется:
техникой

 Система умозаключений, в которой выводы о причинах исследуемых явлений строятся путем обнаружения подтверждающих обстоятельств и исключения обстоятельств, не удовлетворяющих свойствам причинной связи, называется:
элиминативной индукцией

 Ситуационные исследования выдвигаются на передний план в философии науки в:
70-е годы ХХ века

 Сложные саморегулирующиеся системы попадают в поле зрения ученых на этапе
неклассической науки

 Случай ошибки, когда научная концепция признается в качестве безусловной истины, — это:
абсолютизация теории

 Собрание технических сведений под названием «общая технология» была создана
И. Бекманном

 Собрание, совокупность специалистов в определенной области знания, получивших сходное образование, сформировавших однотипные профессиональные навыки, усвоивших одну и ту же учебную литературу и отвечающих за реализацию определенных целей, называется в концепции Т. Куна
научным сообществом

 Совокупность вспомогательных теорий, предохраняющих ядро научно-исследовательской программы от опровержений, фальсификации, — это:
«защитный пояс»

 Совокупность исследователей со сходной научной подготовкой, единых в понимании целей науки и ее отношений к социальной среде, называют:
научным сообществом

 Совокупность научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем, называется:
семиотикой

 Совокупность познавательных форм (фундаментальных категорий, понятий, принципов, методов, схем объяснения), характерных для определенного исторического этапа развития научного познания, — это:
стиль научного мышления

 Совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции, — это:
парадигма

 Современная «большая наука» включает в себя научных дисциплин более:
15 тысяч

 Согласно И. Лакатосу, главным источником развития науки является:
конкуренция научно-исследовательских программ

 Согласно И. Лакатосу, методологический анализ выявления научности исследовательской программы проходит следующие этапы из перечисленных:
выдвижение рациональной реконструкции истории науки
критика рациональной реконструкции
сравнение реконструкции с реальной историей

 Согласно И. Лакатосу, совокупность сменяющих друг друга теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов, — это:
научно-исследовательская программа

 Согласно И. Лакатосу, центральное место в научно-исследовательской программе занимает:
«жесткое ядро»

 Согласно Конту, универсальным методом получения знаний является:
наблюдение

 Согласно концепции Дж. Сартона, критерием выделения периодов в развитии науки является:
время творческой деятельности одного поколения ученых

 Согласно Лакатосу, в серии теорий теоретически прогрессивной будет та, которая:
имеет добавочное эмпирическое подтверждение и предсказывает новые факты

 Согласно определению А.А. Маркова, одной из характерных черт алгоритма является:
массовость

 Согласно Ясперсу, философия
необходима науке

 Содержание языковых выражений изучается в:
семантике

 Создателем аналитической геометрии был:
Декарт

 Создателем историко-эволюционистской концепции развития науки является:
Т. Кун

 Создателем концепции критического рационализма в философии науки является:
К. Поппер

 Создателем отечественного почвоведения является:
В. Докучаев

 Сосредоточенность анализа не на итоге научного познания, а на конкретном событии в науке (малом по объему, локальном), на связи этого события с предшествующими и последующими — характерная черта методологии ...
ситуационных исследований

 Социальные аспекты производства и использования научных знаний специально изучает:
социология науки

 Социология познания как отдельная область социологии возникла в:
20-е годы XX века

 Специфически человеческий способ жизнедеятельности — это:
культура

 Список вопросов, на которые мы должны ответить при сборе эмпирической информации, называется:
коллекторской программой

 Способ истолкования чего-либо непонятного через понятное или общеизвестное, — это:
Объяснение

 Способ организации информации, состоящий в том, что изучаемый объект разделяется на части и подсистемы, называется __________________ способом.
аналитическим

 Способ понимания социальности в науке как совокупности отношений внутри лаборатории, складывающихся в процессе конструирования нового знания, характерен для:
микросоциологии

 Способность материи, природы, мира к самоусложнению (возникновению все более упорядоченных структур в процессе эволюции) фиксирует принцип
самоорганизации

 Способом существования человека, по Гадамеру, является:
понимание

 Становление каждого нового типа рациональности, по В.С. Степину, ...
не приводит к исчезновению представлений и методологических принципов предшествующего типа

 Становление науки в качестве непосредственной производительной силы начинается с:
середины ХIХ века

 Степень правдоподобия теории выявляет, согласно К. Попперу
корроборация

 Сторонники разных парадигм
не имеют возможности сравнивать преимущества и недостатки своих парадигм

 Сторонником интернализма из перечисленных мыслителей был:
А. Койре

 Суть метафизики, по Хайдеггеру, состоит в:
выходе за пределы сущего

 Суть механизма перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние выражает в современной научной картине мира принцип
самоорганизации

 Существенные (с точки зрения конкретного исследования) свойства, признаки объекта, подлежащего изучению, закономерности его функционирования и развития являются:
предметом науки

 Сущностью науки, по Хайдеггеру, является:
предметная противопоставленность

 Считал, что «...наиболее весомый вклад в рост научного знания, который может сделать теория, состоит из новых проблем, порождаемых ею...»:
К. Поппер

 Считал, что «в самом сердце науки существуют области практического знания, которое через формулировки передать невозможно»:
М. Полани

 Считал, что «история науки является, прежде всего, интеллектуальной историей, что в ней ничего нельзя понять и объяснить, исследуя внешние факторы»:
А. Койре

 Тезис «Физика — бойся метафизики» принадлежит:
Ньютону

 Тезис "Вся философия есть «критика языка»" был высказан
Л. Витгенштейном

 Тезис о том, что «телеграф, в сущности, открыл Генри, а не Морзе; динамо — Фарадей, а не Сименс; электромотор — Эрстед, а не Якоби; радиотелеграф — Максвелл и Герц, а не Маркони и Де Форрест...», сформулировал:
Л. Мэмфорд

 Тезис о том, что «философия науки без истории науки пуста; история науки без философии — слепа», принадлежит:
Локатосу

 Тезис о том, что наука сама себе философия и методология, принадлежит:
Э. Маху

 Тезис, истинность которого не может быть достоверно доказана, называется:
гипотезой

 Тенденцию превращения науки в непосредственную производительную силу капитала впервые зафиксировал:
К. Маркс

 Тенденция к становлению науки в качестве социальной силы проявляется в:
середине ХХ века

 Тенденция превращения науки в социальную силу начинает проявляться в:
середине XX века

 Теологическую, метафизическую и позитивную стадии в развитии интеллекта (в том числе научного) выделяет:
О. Конт

 Теоретическое предположение, объясняющее факт, — это:
Гипотеза

 Теорию дрейфа континентов выдвинул:
А. Вегенер

 Теорию образования коралловых островов сформулировал:
Ч. Дарвин

 Теория Большого взрыва в современной космологии создается в:
70-е годы ХХ века

 Теория истины, которая признает в качестве основания истинности знания его согласованность с более общей системой знания, это __________________ теория.
Когерентная

 Теория истины, признающая истинным такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике, — это теория ...
Прагматистская

 Теория истины, согласно которой истина есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел, — это теория ...
Корреспондентная

 Теория эрозионных циклов была создана:
В. Дэвисом

 Теория, согласно которой все происходящее обусловлено причинно-следственными связями, — это:
Детерминизм

 Термин «диссипативные структуры» был введен:
И. Пригожиным

 Термин "позитивизм" был введен:
Сен-Симоном

 Термин П. Фейерабенда, означающий размножение теорий, являющихся несоизмеримыми (за счет чего и происходит рост, развитие знания) — это:
пролиферация

 Термин синергетика (буквально «совместное действие») в научный оборот ввел:
Г. Хакен

 Термин Ст. Тулмина, обозначающий научные теории, рассматриваемые не как логические конструкции, а по аналогии с биологическими объектами — это:
«популяции понятий»

 Термин, означающий (в концепции К. Поппера) опровержение теории ссылкой на противоречащий ей эмпирический факт, — это:
фальсификация

 Термином, уточняющим понятие парадигмы, выступает в концепции Т. Куна
дисциплинарная матрица

 Тип мышления, в котором происходит абсолютизация формально-логических способов мышления называется:
схоластикой

 То, что главная движущая сила развития науки лежит в мотивации индивидуальной деятельности ученого считает:
А.Р. Мертон

 То, что задачей истории науки является изучение социальных, культурных, психологических и прочих обстоятельств, сопровождающих открытие, считал:
Р. Мертон

 То, что существует благодаря самому себе, а не благодаря чему-то иному, — это:
Субстанция

 Точное предписание, которое задает вычислительный процесс, начинающийся с произвольного исходного данного и направленный на получение полностью определяемого этим исходным данным результата, называется:
алгоритмом

 Точность предписания, не оставляющая места произволу, и его общепонятность, является характерной чертой
алгоритма

 Третья глобальная научная революция произошла в:
конце ХIХ — начале ХХ веков

 Убеждение в реальности всего, что нормальный человек воспринимает в нормальных условиях и описывает общепринятым и соответствующим фактам языком, — это:
наивный реализм

 Увеличение скорости прироста научного знания — это:
активизация

 Умение, навык, наличие способности совершать определенные действия, — это:
практическое знание

 Умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака классу (множеству) основывается на знании об образце (подмножестве), полученном методичным отбором явлений из различных частей этого класса, называется ...
селективной индукцией

 Умозаключение, в котором логически переходят от общего к частному, называется:
дедукцией

 Умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом, называется:
полной индукцией

 Умозаключение, в котором одна из посылок — условное, а другая посылка и заключение — категорические суждения, называется:
условно-категорическим

 Умозаключение, в котором одна из посылок разделительное, а другая посылка и заключение — категорические суждения, называется:
разделительно-категорическим

 Умозаключение, в котором одна посылка условное, а другая — разделительное суждение, называется:
лемматическим

 Умозаключение, в котором переходят от частного к общему, называется:
индукцией

 Умозаключение, в котором посылка, выраженная категорическим суждением, утверждает истинность основания, а заключение утверждает истинность следствия, относится к разряду
modus ponens

 Умозаключение, где модус, в котором посылка, выраженная категорическим суждением, отрицает истинность основания, называется:
modus tollens

 Универсальным методом анализа знаний логический позитивизм считает:
символическую логику

 Универсальным методом познания рационалисты считают:
дедукцию

 Универсальным методом познания эмпирики считают:
индукцию

 Уровень познания, обеспечивающий непосредственную связь ученого с интересующим его объектом реальности, ориентированный на изучение явлений и зависимостей между ними, — это:
эмпирический уровень

 Устав Лондонского королевского общества был подготовлен:
Р. Бойлем

 Установка в эпистемологии, предполагающая обязательную проверку обоснованности всякого знания, — это:
критицизм

 Установка в эпистемологии, принимающая за достоверно истинное только то, что невозможно подвергнуть сомнению, — это:
скептицизм

 Установка на нормативно-ценностную нейтральность науки получила наибольшее распространение в научном сообществе в:
30-40-е годы XX века

 Установление каких-либо закономерностей является целью __________________ эксперимента.
поискового

 Учение об идеальном типе разработал:
М. Вебер

 Учение, отвергающее всеобщность и единообразие причинности, — это:
индетерминизм

 Учение, полагающее познание истинной сущности предмета невозможным, — это:
Агностицизм

 Учение, признающее все существующие научные истины только условным соглашением научного сообщества, — это:
Конвенционализм

 Учение, рассматривающее в качестве единственного основания знания данные чувственного опыта, — это:
Эмпиризм

 Учение, рассматривающее в качестве единственного основания знания мышление, — это:
Рационализм

 Учение, сводящее все свойства сложных структур к свойствам простых структур, из которых они состоят, — это:
Редукционизм

 Ученые, входящие в научное сообщество, ...
разделяют одну веру в парадигму

 Учитывает соотнесенность знаний об объекте не только с особенностями средств познания, но и с ценностно-целевыми структурами (внутри- и вненаучными) тип рациональности
постнеклассический

 Феномен амодальности восприятия заключается в том, что воспринимаемый предмет не зависит от:
тех или иных органов чувств

 Феномен неявного знания исследовал в конце 50-х гг. ХХ в.
М. Полани

 Феномен техники в целом, его сущность исследует(-ют):
философия техники

 Феномен техники с позиций экзистенциализма исследует:
Х. Ортеге-и-Гассет

 Физический идеал науки формируется в:
Новое время

 Философия как основание науки
обеспечивает формирование категориального аппарата науки

 Философия науки как особая дисциплина возникает в:
конце XX века

 Философия науки проходит в своем развитии __________________ этапа(-ов).
четыре

 Философия науки является идеологической спекуляцией на науке, приносящей вред, считает:
П. Фейерабенд

 Философия техники как особое направление складывается в:
конце XIX — начале XX веков

 Философия является «наукой наук», по мнению
Гегеля

 Философом, показавшим, что существование Бога нельзя ни доказать, ни опровергнуть, был:
И. Кант

 Философско-мировоззренческая, культурная ориентация, абсолютизирующая ценность науки, основанная на вере в способность науки разрешить все социальные проблемы, называется:
сциентизмом

 Философское течение, рассматривавшее положительное знание как результат деятельности отдельных специальных наук, как объединение, синтез этих результатов, отрицавшее на данном основании самостоятельный статус философии, — это:
позитивизм

 Философское учение о знании — это:
эпистемология

 Философское учение, которое предполагает существование двух принципиально различных и независимых друг от друга видов бытия — материи и сознания, — это:
Дуализм

 Философское учение, принимающее материю за единственное основание всего существующего, — это:
Материализм

 Философское учение, принимающее сознание или мысль (дух) за единственное основание всего существующего, — это:
Идеализм

 Философы Венского кружка разрабатывали:
логический позитивизм

 Форма вероятностно-истинного знания, результат индуктивного обобщения фактов называется:
эмпирической зависимостью

 Форма достоверного, объективного знания, получаемая на эмпирическом уровне научного познания, — это:
научный факт

 Форма теоретического познания объективных законов действительности, опирающаяся на эмпирические процедуры проверки своих представлений и использующая точный строгий язык (в пределе — математику), называется:
наукой

 Формирование концепции нестационарной Вселенной происходило в рамках этапа
неклассической науки

 Фундаментальная характеристика человеческого бытия, по Гадамеру, — это:
историчность

 Характерным признаком теоретических толкований Нового времени был:
механицизм

 Целью поисков греческих натурфилософов было:
первоначало

 Ценностные и целевые установки науки выражают:
идеалы и нормы

 Центральная проблема материалистической диалектики — это проблема ...
развития

 Часть объективной реальности, выделяемая субъектом с целью познания ее законов — это:
объект науки

 Человек, осуществляющий познающую деятельность, — это:
субъект познания

 Число глобальных научных революций в истории науки достигает (согласно В.С. Степину):
четырех

 Членами Венского кружка были:
Шлик, Нейрат, Карнап

 Э. Мах выступал с позиций радикального
эмпиризма

 Эволюционистскую программу развития науки Ст. Тулмин сформулировал в:
начале 60-х годов ХХ века

 Эволюция, с точки зрения синергетики, ...
непредсказуема

 Эйнштейн и Гейзенберг являются представителями
неклассической науки

 Экзистенция Ясперса ...
необъективируема

 Экстернализм и интернализм как направления истории и философии науки начинают формироваться в:
30-е годы XX века

 Эпистемологическая установка, в соответствии с которой реальность приписывается только таким предметам (процессам, свойствам и взаимосвязям), которые полагаются и описываются научными теориями, — это:
научный реализм

 Эпистемологическая установка, объясняющая возможность знания на основании той или иной онтологии (учения о бытии), — это:
онтологизм

 Этап «неклассической науки» относится к:
первой половине XX века

 Явления общественной жизни, оказывающие влияние на рост, углубление теоретического, объективно-истинного знания о мире (к этому разряду будут относиться все предпосылки, условия, причины, стимулы, обеспечивающие изменение и развитие научного познания) — называются:
факторами развития науки