Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

 

 «Деисус» конца XII века из Мартириевской паперти Софийского собора по стилю принадлежит ____________________ искусству.
новгородскому

 «На чеканное дело» — так за высокое качество исполнения назывались произведения, выполненные во второй половине XVII в. в технике
шитья

 «Панагия» в переводе с греческого означает:
всесвятая

 «Поп Сава» — имя мастера, создавшего
литую прорезную лампаду

 50 мастеров — резчиков по дереву кремлевской Оружейной палаты, во главе с Осипом Андреевым, Климом Михайловым и Степаном Зиновьевым, были создателями иконостаса
Смоленского собора Новодевичьего монастыря

 Аверкий Мокеев был зодчим, построившим в частности:
трапезную палату Валдайского монастыря

 Автором иконографической программы росписи киевской Софии являлся:
митрополит Илларион

 Андрей Рублев не работал в:
Успенском соборе в Коломне

 Андроник Невежа был:
гравером

 Архангельский собор в Московском Кремле построил:
Алевиз Новый

 Архитектура Дмитриевского собора во Владимире имеет черты сходства с:
церковью Покрова на Нерли

 Архитектура собора Иоанновского монастыря во Пскове имеет сходство с:
Георгиевским собором Юрьева монастыря в Новгороде

 Архитектурная композиция Софийского собора в Киеве с галереями и двумя башнями сложилась в результате
последовательного осуществления изначального замысла

 Архитектурное решение Успенского собора во Владимире времен Андрея Боголюбского отличалось:
стройностью пропорций и свободой внутреннего пространства

 Архитектурное решение, получившее развитие в московском зодчестве XIV-XV веков, в памятниках Смоленска воплощено в церкви:
Михаила Архангела

 Архитектурные особенности церкви Параскевы Пятницы в Чернигове свидетельствуют о:
сложении общерусских национальных форм

 Асимметричная «хоромная» композиция является основой плана церкви:
Троицы в Никитниках

 Белокаменный собор Спаса-Преображения с фресковой живописью в интерьере был построен в 1285-1290 гг. в:
Твери

 Белорусские резчики участвовали в создании внутреннего убранства собора:
Иверского Валдайского монастыря

 Биографические сведения о первом известном русском иконописце Алимпии содержатся в:
«Киево-Печерском Патерике»

 Ближайшие аналогии иконе «Эммануильский чин» из Третьяковской галереи обнаруживаются в:
росписях Дмитриевского собора во Владимире

 Близкие стилистические аналогии росписям церкви Благовещения в Аркажах обнаруживаются во фресках
церкви Георгия в Старой Ладоге

 Близость общему идейному замыслу скульптурной декорации Дмитриевского собора во Владимире обнаруживается в таких литературных памятниках, как:
«Поучение Владимира Мономаха»

 Большая икона «Богоматери Толгской» принадлежит к иконографическому типу
тронного Умиления

 Большинство произведений киевского прикладного искусства XI-XIII веков обнаружено в:
кладах

 Борисоглебский монастырь на Смядыни был основан потому, что это было местом ...
убийства святого князя Глеба

 В «большом наряде» царя Михаила Федоровича, сделанном мастерами Оружейной палаты, не было такого предмета, как:
братина

 В «нарышкинском» стиле построена:
церковь в Филях

 В 1405 году Андрей Рублев принимал участие в росписи:
Благовещенского собора в Московском Кремле

 В 1508 г. работы по росписи придворного Благовещенского собора велись под руководством:
Феодосия

 В 1642-1643 гг. в Московском Кремле производились работы по росписи:
Успенского собора

 В 1652 году в новой росписи Архангельского собора в Московском Кремле не принимал участия:
Прокопий Чирин

 В 1655 году начальником Оружейного приказа, Серебряной и Золотой палат был назначен:
Богдан Хитрово

 В 1668-1684 годах при участии московского зодчего Дмитрия Старцева был сооружен каменный «город» в:
Архангельске

 В XIV-XV вв. в Москве не велось каменное строительство в:
Новодевичьем монастыре

 В XV в. рублевское направление в русской иконописи было:
ведущим, но не единственным

 В XVI в. план соборной площади Московского Кремля был в уменьшенном виде воспроизведен при новом строительстве в:
суздальском Спас-Евфимиевом монастыре

 В XVI в. появление камор-печур в башнях и у основания крепостных стен русских городов было вызвано:
оборонительными целями

 В XVII веке в Москве работал иконописец:
Никита Павловец

 В ансамбль Ростовского кремля не входит церковь:
Спаса за золотой решеткой

 В архитектуре Васильевской церкви в Овруче ощущается влияние:
смоленского и волынского зодчества

 В архитектуре собора черниговского Елецкого монастыря развивается типология, сложившаяся в:
Успенском соборе Киево-Печерского монастыря

 В архитектуре церкви Параскевы Пятницы на Торгу проявилось влияние ____________________ зодчества.
Смоленского

 В браслетах-наручнях из Владимирского клада 1896 года ощущается влияние на прикладное искусство
архитектурных образцов северо-восточной Руси

 В галицкой архитектуре в большей мере, чем в киевской и черниговской проявились(-ось):
влияние романского искусства

 В группе ярославских икон XIII века в большей мере, чем в искусстве XII в., проявляются:
русские стилистические черты

 В Дмитриевском соборе во Владимире русские художники выполнили росписи:
северного склона большого свода и малого свода

 В иконе «Богоматерь Максимовская» изображен митрополит Максим, принимающий от Богородицы:
омофор

 В иконе «Спас Златые Власы» из Успенского собора Московского Кремля в характере орнаментации наблюдаются общие черты с:
западноевропейским искусством рубежа XII-XIII веков

 В иконописи XVII века неоднократно изображалось следующее событие: в 1625 г. в Москве царю Михаилу Федоровичу была подарена персидскими послами:
риза Господня

 В иконописи времени Дионисия по сложности иконографического извода и количеству фигур не имеет аналогов икона:
Апокалипсиса из Успенского собора

 В интерьере Софии Киевской столбы были в плане:
крестообразные

 В исполнении рельефов Успенского собора во Владимире вместе с русскими мастерами принимали участие скульпторы из:
Западной Европы

 В киевском софийском соборе мозаики расположены:
в алтарной части и в подкупольном пространстве

 В композиции иконы Троицы Андрея Рублева отброшены все второстепенные детали. В частности отсутствует изображение:
фигур Авраама и Сарры

 В конце XVII в. русские мастера осваивают технику:
горельефной резьбы

 В крещальне Успенского собора Елецкого монастыря в Чернигове из ветхозаветных композиций сохранилось:
«Три отрока в пещи огненной»

 В летописи, сообщающей о совместной работе Андрея Рублева с Феофаном Греком и Прохором с Городца, его имя поставлено:
на последнее место

 В миниатюре «Троицкого кондакаря» начала XIII века изображается:
Явление Богородицы Иоанну Дамаскину

 В московской иконописи XVI в. нарастает:
декоративность

 В настоящее время крупнейшим памятником русской домонгольской монументальной живописи являются росписи:
церкви Георгия в Старой Ладоге

 В начале XIII века икону русских святых Бориса и Глеба новгородский архиепископ Антоний видел в:
Софии Константинопольской

 В немецком средневековом трактате Теофила, в списке стран, мастера которых прославлены достижениями в ювелирном искусстве, Киевская Русь занимает:
второе место после Византии

 В новгородском изобразительном искусстве XV в. отмечается усиление:
иконописной стилистики

 В основе иконографического типа изображения Богоматери с младенцем в лоне, к которому относится новгородская икона «Знамение», лежит текст:
пророчества Исайи

 В первой половине XVI были построены крепостные в:
Коломне

 В протоевангельском цикле в росписях изображаются сцены:
из жизни Богоматери, включая события ее рождения и детства

 В рельефах Дмитриевского собора во Владимире использован характерный прием:
изображения в верхних рядах даны в более высоком рельефе, чем в нижних

 В рельефах Дмитриевского собора во Владимире русские мастера коренным образом изменили технику обработки камня привнесением приемов:
деревянной резьбы

 В росписях диаконника собора Рождества Богородицы в Суздале изображены:
преподобные

 В рукописях XII века «Евангелие учительное Константина Болгарского» и «Слово Ипполита, папы Римского, об Антихристе» особенности владимиро-суздальского искусства выражены в:
усилении орнаментальных элементов

 В своих виршах Симеон Полоцкий воспел, сравнивая ее с красотой храма Соломона, красоту:
коломенского дворца царя Алексея Михайловича

 В серебряном потире Юрия Долгорукого декоративный эффект достигается использованием:
золочения фигур и орнамента на серебряном фоне

 В середине XVI века в иконописи появляются новые иконографические сюжеты, сложные аллегории и символы. Сомнения в каноничности всех этих нововведений высказывал:
дьяк Висковатый

 В сложной символической форме государственные деяния Ивана Грозного призвана была прославить икона:
«Церковь воинствующая»

 В создании иконостаса Ризоположенской церкви в Кремле в 1627 году принимал участие иконописец патриарха Филарета:
Назарий Истомин

 В Спасо-Преображенском соборе Чернигова боковые крылья хор отделялись от подкупольного пространства:
тройными аркадами

 В строительстве Теремного дворца Московского Кремля не принимал участия:
Иван Старцев

 В Твери в середине XV века обширную строительную деятельность вел:
князь Борис Александрович

 В технике лицевого шитья XVI в. широкое распространение получает:
шитье «в прикреп»

 В третье, внешнее, кольцо московских монастырей не входил:
Высоко-Петровский монастырь

 В Успенском соборе к росписям, созданным артелью Дионисия, не имеют отношения фрески:
на столбах и сводах собора

 В ферапонтовском соборе Рождества Богородицы отсутствует композиция с изображением:
Успения

 В цветовом строе одежд ангелов на иконе Троицы троекратно повторен:
цвет ляпис-лазури

 В целом искусство Киевской Руси отличалось:
монументальностью

 В церкви Бориса и Глеба в Кидекше в нише над гробницей княгини Марии помещено изображение:
святых — мученицы Марии и императрицы Елены

 В церкви Параскевы Пятницы в Чернигове боковые нефы перекрыты:
полуциркульными сводами и сводами в четверть окружности в угловых частях

 В церкви Покрова на Нерли впечатление стройности храма усиливается при помощи:
членения стен профилированными пилястрами с выступающими колонками

 В церкви Спаса на Берестове на западной стене притвора помещено изображение:
Явления Христа ученикам на Тивериадском озере

 Василий Дмитриевич Ермолин был:
подрядчиком, возглавлявшим артель мастеров-строителей

 Владимирская икона Богоматери впервые была перенесена в Москву в:
1395 году

 Влияние росписей Мирожского собора на развитие псковской монументальной живописи XIV-XV вв. проявилось в:
разнообразии сюжетов и своеобразном иконографическом мышлении

 Вместо олицетворения Космоса в центре композиции «Сошествие Св. Духа» пять фигур, представляющих различные племена и языки, даны в росписи
церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря

 Внешний декор зданий, построенных в «нарышкинском» стиле, выполнен в основном из:
белокаменной резьбы

 Во второй половине XV в. в Троице-Сергиевом монастыре работал резчик по имени
мастер Амвросий

 Во фрагментах храма на Протоке сохранились росписи
нижних частей стен

 Вознесение Александра Македонского является сюжетом
широко распространенным в европейской средневековой культуре

 Восемь крупных деревянных раскрашенных скульптурных львов украшали два места для храмоздателей соборной церкви в:
Романове-Борисоглебске

 Впервые в русской фреске множество самых разных животных было изображено в росписях галереи церкви
Ильи Пророка в Ярославле

 Галицкое строительство осуществлялось в основном из:
белого камня

 Главным средством выразительности во фресках церкви Георгия в Старой Ладоге является:
линия

 Город Владимир на Клязьме был основан
Владимиром Мономахом

 Городское строительство Ярослава Мудрого стремилось уподобить Киев
Константинополю

 Гравюры Библии Пиксатора не использовались в качестве подлинников при росписи:
Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском

 Градостроительство XVI в. завершилось постройкой
Смоленской крепости

 Грановитая палата была возведена в 1487-1491 годах:
итальянцами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

 Греческое слово «пантократор» переводится как:
Вседержитель

 Группа новгородских краснофонных икон второй половины XIII века имеют общие черты с:
искусством восточно-христианского мира

 Гурий Никитин и Сила Савин, расписывавшие храм Ильи Пророка в Ярославле, происходили из:
Костромы

 Два пятиглавых храма, украшенные изразцами, с выступающими открытыми крыльцами и отдельно стоящей между ними шатровой колокольней, составляют ансамбль:
Коровниковской слободы

 Две декоративные арки из замка Вжищ выполнены в технике
медного литья

 Декоративное убранство Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря выполнено из:
полихромных изразцов

 Деревянная скульптура была широко распространена в художественной культуре:
Перми

 Десятинная церковь в Киеве
была разрушена татаро-монголами в 1240 году

 Десятинная церковь в Киеве представляла собой в плане пятинефный храм:
после пристройки галерей около 1039 года

 Для датировки произведений прикладного искусства Киевской Руси используется сравнение с:
орнаментом русских рукописей этого периода

 Для первого храма над погребением Сергия Радонежского, построенного в 1411 году, Андрей Рублев создал:
икону Троицы

 Доказательством русского происхождения Суздальских врат является:
наличие развернутых славянских надписей

 Драгоценный шитый покров с изображением Сергия Радонежского с житием, вложенный в Троице-Сергиев монастырь в 1671 г., был последним крупным произведением мастериц:
Строгановских мастерских

 Древнейшей из сохранившихся русских икон является икона
«Апостолы Петр и Павел» из Софийского собора в Новгороде

 Древнейшей русской иллюстрированной рукописью является:
Остромирово Евангелие

 Духовскую церковь Троице-Сергиева монастыря построили:
псковские мастера

 Единственным сохранившимся бесстолпным храмом периода Киевской Руси является:
церковь Илии пророка Елецкого монастыря в Чернигове

 Единую стилистическую группу, характеризующую древнейший этап русской архитектуры, составляют:
Десятинная церковь в Киеве
Софийский собор в Киеве
Спасо-Преображенский собор в Чернигове

 Житие Андрея Рублева составлено:
Пахомием Логофетом

 Житие пророка Елисея служит одним из сюжетов росписи
церкви Ильи Пророка в Ярославле

 Завершение Спасо-Преображенского собора в Чернигове было:
пятикупольным

 Зарайский Кремль представляет собой в плане
правильный квадрат

 Зеленые и оранжево-красные краски минерального происхождения характерны для цветовой палитры
псковской иконописи

 Змеевик из яшмы с изображением «Семи отроков эфесских» из Государственного Исторического музея связан с именем князя:
Георгия Всеволодовича

 Значительные фрагменты смоленских росписей XII века были обнаружены при раскопках храма
на Протоке

 Идея «самодержавства» князя впервые прозвучала в литературе
Твери

 Из восьми «стандартных» видов лекального кирпича выложено такое сооружение, как:
ворота Горицкого монастыря в Переславле-Залесском

 Из городских ворот Владимира, построенных Андреем Боголюбским, сохранились:
золотые

 Из летописных источников известно имя архитектора, мастера Петра, построившего:
Георгиевский собор Юрьева монастыря

 Из памятников псковской архитектуры XIV-XV вв. пониженные угловые деления храма имеет:
церковь Успения Богородицы в Мелетове

 Из памятников тверского зодчества XIV-XV вв. сохранился до наших дней:
храм Рождества Богородицы в селе Городня

 Из памятников шитья рубежа XVI-XVII веков изображения святых Федора Стратилата и мученицы Ирины, соименных царской чете, имеются на такой вещи, как:
походный иконостас (1592 года)

 Из перечисленных ниже русских мастеров книжной гравюрой не занимался:
Гаврила Овдокимов

 Из перечисленных памятников архитектурные идеи, переосмысляющие византийскую крестово-купольную систему, воплощены в:
церкви Параскевы Пятницы на Торгу в Чернигове

 Из перечисленных памятников ближайшие аналогии мозаикам киевского Софийского собора обнаруживаются в мозаиках:
монастыря Дафнии
монастыря Хосиас-Лукас в Фокиде
собора Неа-Мони на Хиосе

 Из перечисленных храмов трехлопастное завершение фасадов является отличительной чертой церкви:
Николы на Липне
Параскевы Пятницы
Рождества Богородицы на Перыни

 Из перечисленных черниговских храмов фресковые росписи сохранились в:
церкви Архангела Михаила на Остре

 Из произведений резчиков по дереву, работавших в XVII веке, сохранились надпрестольные сени церкви:
Николы-Надеина

 Из сохранившихся памятников псковской архитектуры отдельно стоящую монументальную звонницу имеет:
церковь Успения с Пароменья

 Из храмов, построенных в Пскове в XIV в., сохранился:
собор Снетогорского монастыря

 Изображение «Вознесения» в куполе церкви Спаса на Нередице было связано с:
богословскими исканиями византийского мира второй половины XII века

 Изображение Анта-скомороха находится в росписи
церкви Успения Богородицы в Мелетове

 Изображение Троицы на Тверских вратах, хранящихся в Александровской слободе, выполнено в технике
резьбы по меди

 Изображение царевича Дмитрия в рост на крышке серебряной раки (1630 г.) в Архангельском соборе выполнено в технике
чеканки

 Изображения греческих философов: Платона, Аристотеля, Плутарха, Птолемея, Анахарсиса имеются среди фресок
собора Новоспасского монастыря

 Изображения личин «Смерть» и «Живот» украшают:
оборотную часть триптиха-складня 1414 года

 Изображения эллинских мудрецов имеются в росписи
галереи Благовещенского собора Московского Кремля

 Икона «Богоматерь Боголюбская» была:
написана по заказу Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богоматери

 Икона «Богоматерь Великая Панагия» написана в:
конце двадцатых — начале тридцатых годов XIII века

 Икона «Богоматерь Владимирская» написана:
в Константинополе в первой трети XII века

 Икона «Святой Димитрий Солунский», происходящая из Дмитрова написана на ____________________ фоне.
серебряном

 Икона «Святые Борис и Глеб» 20-х годов XIV века из Русского Музея отличается:
остротой портретной характеристики в ликах

 Икона «Сошествие во Ад», в которой в расположенном в верхнем поле поясном Деисусе вместо Христа изображен Никола, была написана:
в Пскове

 Икона «Спас Нерукотворный» рубежа XIII-XIV веков из Третьяковской галереи является произведением ____________________ иконописи.
ростовской

 Икона «Спаса» первой половины — середины XIII века из Ярославского Художественного музея происходит из:
Успенского собора в Ярославле

 Икона Богоматери Одигитрии (1482 год) была написана Дионисием для:
Вознесенского монастыря в Москве

 Икона Богоматери Свенской свидетельствует о:
появлении русских черт в византийских формах живописи

 Икону «Насаждение древа государства Российского» написал:
Симон Ушаков

 Икону преподобного Кирилла Белозерского из Кирилло-Белозерского монастыря приписывают кисти
Дионисия Глушицкого

 Икону Сошествие Святого Духа из церкви Троицы в Никитниках, в которой художник отступил от традиционного иконографического типа, введя изображение Богоматери, написал:
Иосиф Владимиров

 Иконы «васильевского чина» происходят из:
Успенского собора во Владимире

 Иконы на тему «Битва новгородцев с суздальцами» нет в собрании:
Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева

 Иконы типа «Деисуса» первой трети XIII в. из Третьяковской галереи в храме помещались:
в составе алтарной преграды над царскими вратами

 Иконы-таблетки из Софийского собора (Новгородский художественный музей) были предназначены для:
вынесения на аналой

 Имя зодчего, построившего в XVII церковь в Останкине
Павел Потехин

 Имя зодчего, построившего стены и башни Китай-города
Петрок Малый

 Искусство Черниговского княжества с середины XII до середины XIII века
тесно связано с Киевом

 Исследователем архитектуры церкви Параскевы Пятницы в Чернигове был:
П.Д. Барановский

 Истоки московской художественной культуры XIV-XV вв. заключены в искусстве
Владимиро-Суздальской Руси

 Источником иконографии образа Софии Премудрости Божьей является текст
Притчей Соломоновых

 К каменным укреплениям времени вхождения новгородско-псковских земель в состав Московского государства относятся крепости:
Ивангорода

 К классическим образцам новгородского зодчества относятся памятники:
1360-1380-х годов

 К новому, сложившемуся в новгородской архитектуре во второй половине XII века, типу крестово-купольного храма принадлежат следующие из перечисленных храмов:
Благовещения в Аркажах
Георгия в Старой Ладоге
Петра и Павла на Синичьей горе
Спаса на Нередице

 К подмосковным боярским усадьбам, в которых были выстроены храмы одного и того же типа, не относится:
Петровское

 К подписным произведениям Прокопия Чирина относится икона:
Никиты Воина

 К понятию «полилития» в архитектуре и живописи относятся:
орнаментальные панели в нижних частях росписи стен и столбов в интерьере храма, имитирующие мраморную отделку
цветные мраморные панели, декорирующие нижние части стен в интерьере храма

 К постройкам митрополита Иона Сысоевича относятся:
въездные ворота Борисоглебского монастыря

 К пятиглавым московским храмам второй половины XVII века не относится церковь:
Воскресения на Дебре

 К русским росписям, более ранним, чем мозаики и фрески Софии киевской, относятся:
изображение святой Феклы из Спасо-Преображенского собора в Чернигове

 К строгановской школе не принадлежал:
Иван Осипов

 К типу одноглавого посадского храма не относится:
церковь в селе Дьякове

 К числу шедевров русской мелкой пластики XIII века относятся:
две резные иконки с изображением Уверения апостола Фомы

 Кафедральный собор Новгорода посвящен:
Софии Премудрости Божией

 Кладка стен Софийского собора в Новгороде выполнена из:
не имеющих квадровой формы камней, чередующихся с кирпичом (плинфой)

 Классический стиль новгородской иконописи складывается:
на рубеже XIV-XV веков

 Книжная миниатюра первой половины XVII в. отличается:
архаизмом

 Князь Юрий Звенигородский не был строителем
собора Спас-Андроникова монастыря

 Князья Борис и Глеб были причислены Русской Церковью к лику святых:
во второй половине XI века

 Композиция «Не рыдай мене мати» не входила в систему росписи церкви
Рождества на кладбище

 Композиция «Предста Царица одесную Тебе» имелась в росписи церкви
Спаса Преображения на Ковалеве

 Композиция с изображением сорока мучеников севастийских сохранилась в системе росписей новгородской церкви:
Федора Стратилата

 Конхой называется:
перекрытие алтарной апсиды в форме полукупола

 Корсунские врата Софийского собора являются памятником
византийского искусства XI века

 Кроме московского Успенского собора, важным образцом для строительства патриарха Никона служил
Соловецкий монастырь

 Крупнейшим каменным светским зданием первой половины XVII века является(-ются):
Теремной дворец Московского Кремля

 Крупнейшим центром русского ювелирного искусства, где в XVI в. насчитывалось более 200 мастеров-серебрянщиков, был город
Новгород

 Крыльцом с полой каменной бочкой украшен западный фасад церкви в:
Тайнинском

 Крытое помещение у главного входа в храм, в раннехристианское время предназначенное для кающихся и готовящихся принять крещение, называется:
нартексом

 Ктиторским называется изображение
благотворителя или строителя храма

 Летописи сообщают, что за время с 60-х гг. XIV в. по 20-е гг. XV в. московскими зодчими было построено:
15 каменных зданий

 Летопись сообщает, что в Москве Феофан Грек работал вместе с:
Андреем Рублевым и Прохором с Городца

 Летопись сообщает, что художники Гойтан, Семен и Иван, которые в 1345 г. расписывали Успенский собор в Московском кремле, были:
русскими мастерами

 Лики евангелистов из псковского рукописного Евангелия 1409 г., написанного дьяконом Лукой в монастыре на Завеличье, обнаруживают близкое сходство с типами ликов на иконе
Любятовской Богоматери

 Малая икона «Богоматерь Толгская» (Толгская II) представляет собой ...
сокращенный вариант иконографии Толгской I

 Мастер Иоанн построил:
Спасо-Преображенский собор Евфросиниевского монастыря в Полоцке

 Мастера, выполнявшие скульптурную декорацию Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, получили творческие импульсы из русского(-ой):
ювелирного искусства

 Металлические дробницы с изображением евангелистов украшают хранящиеся в Оружейной палате епитрахиль и саккос
митрополита Петра

 Миниатюра «Хутынского Служебника» XIII века помещены на ____________________ фоне.
золотом

 Миниатюры Евангелия из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле относятся к:
20-м годам XIII века

 Многопридельным храмом является:
собор Авраамиева монастыря Ростова Великого

 Многошатровой является церковь
Рождества Богородицы в Путинках

 Мозаики Михайло-Златоверхого монастыря занимают выдающееся место в истории средневековой монументальной живописи благодаря
исключительному богатству колорита

 Монументальная скульптура Владимиро-Суздальской Руси представляет собой ...
белокаменные рельефы

 Московские великокняжеские круги в середине XIV в. в своих художественных вкусах ориентировались на:
византийскую культуру

 На западных вратах Суздальского собора помещено одно из самых ранних в русском искусстве изображений
Покрова Богородицы

 На иконе «Битва новгородцев с суздальцами» изображение расположено:
в трех зонах

 На миниатюре галицко-волынской рукописи «Беседы Григория Двоеслова» изображен:
Христос со святыми Григорием и Евстафием

 На обороте иконы «Богоматерь Федоровская» помещается изображение
святой Параскевы

 На резьбу по металлу в конце XVII в. большое влияние оказывает:
книжная гравюра

 На створках Магдебургских врат Софийского собора помещены:
сцены из ветхозаветной и новозаветной истории

 На стенах и столбах башен, ведущих на хоры киевского Софийского собора, помещаются:
сцены, изображающие константинопольский ипподром

 На стиль памятников художественной культуры Пскова наибольшее влияние оказывали вкусы
посадских людей

 На Суздальских вратах фигурные изображения и орнаменты выполнены в технике
огневого золочения

 На челе шлема князя Ярослава Всеволодовича из Оружейной палаты изображен:
архангел Михаил

 На шиферных рельефах из монастыря св. Ирины в Киеве изображены:
Геракл, борющийся со львом и Кибелла на колеснице

 На южных вратах Суздальского собора помещены сцены, иллюстрирующие
Деяния Троицы

 Наиболее последовательнее принцип ступенчато повышенных сводов и подпружных арок осуществлен в:
соборе Спас-Андроникова монастыря

 Наиболее ранний сохранившийся до наших дней каменный шатровый храм — это:
церковь Вознесения в Коломенском

 Наиболее совершенными в художественном отношении мозаиками киевской Софии являются изображения
святительского чина

 Наиболее характерным примером связи деревенского прикладного искусства северо-восточной Руси с городским являются:
серебряные перстни XIII века с контурным черневым рисунком

 Наибольшего расцвета тератологический стиль в орнаментике рукописей достигает в искусстве
Новгорода

 Наибольшее распространение в архитектуре Древней Руси получил тип храма
крестово-купольный

 Наибольшее число рукописей в начале XVII чека было создано по заказу
Дмитрия Ивановича Годунова

 Наибольшие по размеру оконные проемы в конце XVII века имели стены собора
Иверского Валдайского монастыря

 Намеренное подражание постройкам XII века становится распространенным явлением в новгородском зодчестве
середины XV века

 Начальный этап русского искусства, называющийся домонгольским, охватывает период:
с конца X до середины XIII веков

 Не является центрической композиция храма
Ильи Пророка в Ярославле

 Новая система перекрытия кровли храма, широко распространившаяся во второй половине XIV века, впервые применяется в Новгороде при строительстве
церкви Николы на Липне

 Новгородская церковь Успения на Волотовом поле (1352 г.) по общей композиции повторяет:
церковь Рождества Богородицы на Перыни

 Новгородские большой и малый сионы представляют собой ...
дарохранительницы

 Новгородские кратиры XI-XII вв. выполнены в технике
обронной чеканки

 Новое направление в домонгольской архитектуре Руси, развившееся в Чернигове, Смоленске, Полоцке и Новгороде, отличающееся башнеобразной композицией храма, определил:
Борисоглебский собор в Вышгороде

 Новый Успенский собор в Московском кремле был заложен в:
1472 году

 Новым этапом в развитии алтарной преграды и первым классическим русским иконостасом является иконостас:
Благовещенского собора Московского Кремля

 О формах первого московского Успенского собора можно судить по его изображениям на:
житийных клеймах иконы митрополита Петра из Успенского собора

 Об особенностях галицко-волынской живописи рубежа XIII-XIV веков можно судить на основании
миниатюр рукописей

 Обильное декорирование фасадов было впервые применено в новгородском зодчестве при строительстве
церкви Федора Стратилата

 Образцом для первого собора Рождества Богородицы в Суздале конца XI — начала XII века послужил
Успенский собор Киево-Печерского монастыря

 Образцом для Успенского собора Аристотеля Фиорованти послужил
Успенский собор во Владимире

 Общее число приделов Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря составляет:
29

 Один из самых распространенных в христианском искусстве иконографических типов Богоматери с Младенцем на руках, в котором Христос смотрит перед собой, правой рукой благословляет, а в левой — держит свиток, называется:
Одигитрия

 Одноглавым с перекрытием в виде пирамиды ярусов кокошников является собор
Княгинина монастыря во Владимире

 Одной из предшественниц архитектурных форм храма Иоанна Предтечи в селе Дьякове считается:
церковь Ризоположения в Московском Кремле

 Оклад рукописного напрестольного Евангелия для дворцовой церкви Спаса Нерукотворного (1678 г.) выполнен в технике
многоцветной эмали

 Определяющую роль в развитии древнерусского искусства в X-XII веках играло искусство
Византии

 Орнамент на окладе рукописного «Симоновского Евангелия» (1499 г.) выполнен в технике
скани

 Орнамент, украшающий тулью золотого царского венца середины XVI в., известного под названием «Казанская шапка», выполнен в технике
черни

 Орнаментальная мозаичная декорация применена в новгородском Софийском соборе в нижних частях стен:
в алтаре

 Основанием для датировки иконы «Святой Димитрий Солунский», происходящей из Дмитрова, концом XII-XIII века является:
княжеский знак Всеволода III

 Основным строительным материалом при сооружении стен собора Крестного монастыря на Кий-острове являлся:
природный валун

 Основы архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля были заложены строительством
князя Ивана Калиты

 Особая разреженность композиций, наложение жидкой краски в виде прозрачного, как бы вибрирующего слоя, прерывающаяся, волнообразная линия, «дрожащий» мазок характерны для:
тверской иконописи

 Особенностью архитектуры Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове является:
понижение углов и апсид по отношению к высоте сводов центрального нефа

 Особенностью иконографии Богоматери Оранты является изображение с руками, ...
поднятыми вверх в молении

 Особенностью иконографии двусторонних икон-таблеток из Софийского, по сравнению с произведениями предшествующего периода новгородской иконописи, является:
усложненность композиции

 Особенностью построек Юрия Долгорукого является выполнение кладки стен из:
блоков белого камня

 Особенностью системы росписи церкви Кирилла Александрийского Кирилловского монастыря, княжеской усыпальницы, является преобладание среди единоличных изображений
святых воинов

 Особое значение в системе росписи собора Рождества Богородицы Антониева монастыря имеют изображения
преподобных

 От первоначальной живописи иконы «Богоматерь Владимирская» сохранились:
лики Богородицы и Христа

 От Прокопия Чирина остались только иконы
Богоматери или святых

 От росписей новгородского Софийского собора середины XI века сохранилось изображение
святых Константина и Елены

 Отдельно стоящую многопролетную звонницу имеет храм в селе
Вязёмы

 Отличительной особенностью собора, построенного во второй половине XVI в. в Сольвычегодске, является:
двустолпие

 Отличительной чертой иконографии в новгородской иконописи XV в. является:
сюжетный и композиционный лаконизм

 Отличительной чертой росписей Благовещенского собора является наличие
сцен из Апокалипсиса

 Отличительной чертой цветовой гаммы новгородской иконописи является частое использование:
киновари

 Отсутствием алтарной апсиды шатровый храм Петра Митрополита в Переславле-Залесском повторяет в плане
церковь Вознесения в Коломенском

 Палаты дьяка Аверкия Кириллова находятся в:
Москве

 Памятником годуновского направления в монументальной живописи является стенопись:
Смоленского собора Новодевичьего монастыря

 Патриарх Никон не был основателем
Сийского монастыря

 Первой из сохранившихся на Руси работой Феофана Грека достоверно является:
роспись церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде

 Первой книгой, напечатанной Иваном Федоровым, был:
Апостол

 Первоначально храм в селе Юркине имел
трехлопастное завершение фасадов

 Первым памятником владимирской монументальной живописи времен Всеволода III являются фрески
Успенского собора после его перестройки

 Первым храмом типологии монастырского собора, сложившейся в середине XI века в киевской архитектуре, является:
Успенский собор Киево-Печерского монастыря

 Первым храмом, определившим дальнейшее развитие ярославского зодчества, является церковь
Ильи Пророка в Ярославле

 Перестройка Успенского собора во Владимире в 1185-1189 гг. выразилась в:
обстройке храма с трех сторон галереями

 Плинфа представляет собой ...
плоский неформованный кирпич

 Площадь Бабина торжка в Киеве во времена Святого Владимира была украшена:
античной бронзовой квадригой и мраморными статуями, привезенными из Херсонеса

 По диагонали в отношении стен поставлены башни:
Пафнутьева-Боровского монастыря

 Полностью новгородский Софийский собор был расписан в:
1108 году

 Полы Спасо-Преображенского собора в Чернигове были выполнены из:
резных шиферных плит, инкрустированных смальтой

 Помещение на фасадах церкви Покрова на Нерли однотипных замкнутых композиций было:
призвано подчеркнуть центричность архитектуры

 Понятие Софии — Премудрости Божией — отождествлялось в православной традиции с:
Иисусом Христом

 Портрет вкладчика, князя Ивана Ивановича Шуйского, выполнен мастером на:
паникадиле

 Последним памятником в древнерусском искусстве, в котором использована мозаическая живопись, является:
собор Михаила Архангела Михайло-Златоверхого монастыря в Киеве

 Последним памятником киевского архитектурного стиля X-XI веков является:
Софийский собор в Полоцке

 Последним памятником княжеского строительства в Новгороде является:
церковь Спаса на Нередице

 Праздник Покрова Богородицы был установлен:
русской Церковью при Андрее Боголюбском

 Предполагается, что учителем Андрея Рублева был:
старец Прохор с Городца

 При княжении Андрея Боголюбского Владимир приобретает значение:
общерусского политического и духовного центра

 При написании житийных икон митрополита Петра и митрополита Алексей в мастерской Дионисия большим колористическим новшеством явилось широкое применение
белого цвета

 При отсутствии обычного иконостаса, Деисус, праздники, пророческий и праотеческий чины написаны на каменной алтарной преграде церкви
Воскресения в Ростовском кремле

 Привозные западноевропейские витражи были установлены в окнах храма
Иоанна Златоуста в Холме

 Продолжите фразу: «Художественная жизнь Москвы в середине XIV в.
была очень оживленной»

 Пятнадцать глав венчают ярославский храм
Иоанна Предтечи в Толчкове

 Развернутая поясная деисусная композиция (по сторонам от Христа изображены Богоматерь, Предтеча и архангелы) присутствует в иконе
«Богоматерь Боголюбская»

 Редкой для искусства византийского мира чертой в житийной иконе «Илья пророк в пустыне» является:
сочетание житийной иконы с изображением деисуса

 Редкой особенностью иконографии иконы «Устюжское Благовещение» является изображение
младенца Христа в лоне Богоматери

 Редкой особенностью храма Бориса и Глеба в Гродно являются:
круглые кирпичные колонны, несущие своды

 Резное изображение Николы (1320 г.) из Николаевского собора в Можайске представляет собой ...
плоскую статую

 Росписи 1161 года Успенского собора во Владимире свидетельствуют о том, что ...
собор времен Андрея Боголюбского имел наружные росписи

 Росписи восточной и южной стен крещальни Софийского собора относятся:
ко второй половине XI века

 Росписи новгородского Софийского собора 1108 года отличаются:
монументальностью

 Росписи первой половины XII в Георгиевском соборе Юрьева монастыря сохранились:
в придельной церкви, устроенной в барабане лестничной башни

 Росписи Спасского собора Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке ориентированы на:
искусство византийской провинции

 Росписи храма на Протоке обнаруживают стилистическую близость к ____________________ монументальной живописи.
киевской

 Росписи церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах, Спаса на Нередице свидетельствуют о сложении в монументальной живописи Новгорода к концу XII века
единого новгородского стиля

 Росписи церкви Кирилла Александрийского Кирилловского монастыря обнаруживают близкую стилистическую связь с живописью:
южнославянской второй половины XII века

 Ростовский епископ Вассиан Рыло был заказчиком росписи
Успенского собора Московского Кремля

 Ростовский кремль изначально представлял собой ...
резиденцию митрополита

 Рукопись «Изборник Святослава» была создана по заказу
князя Изяслава Ярославича

 Рукопись Толковой Палеи 1477 г. (Патр. 210) была создана дьяконом Нестором в:
Пскове

 Русифицированные греческие надписи, обозначающие евангелистов, имеются в рукописи
«Евангелия Хитрово»

 С именем знаменитого иконописца своего времени связывают целый период в истории древнерусской живописи, а именно:
Ушаковский

 С первой половины XI века центральным храмом Руси является:
Софийский собор в Киеве

 С появлением первопечатных книг орнамент заставок рукописей:
обогащается и усложняется

 С феофановским направлением в Новгороде не связана:
роспись церкви Рождества на кладбище

 С циркулем в руках Христос Пантократор изображен в куполе:
церкви села Вяземы

 Саккос патриарха Никона 1655 г., где лицевые изображения имеют чисто декоративный характер, был выполнен вышивальщицами в:
Царицыной мастеровой палате

 Самой близкой аналогией собору Рождества Богородицы Антониева монастыря в новгородской архитектуре является:
Николо-Дворищенский собор

 Самой почитаемой чудотворной иконой Великого Новгорода является:
«Богоматерь Знамение» из Софийского собора

 Самые ранние из сохранившихся памятников художественной культуры Москвы относятся к:
первой половине XIV века

 Самым большим по размерам помещением зального типа с бесстолпным перекрытием в XVII веке являлась:
трапезная Троице-Сергиева монастыря

 Самым значительным архитектурным памятником Галича, обнаруженным во вермя раскопок, является:
Успенский собор

 Самым значительным памятником прикладного искусства северо-восточной Руси является(-ются):
Суздальские врата

 Самым ранним из сохранившихся храмов Смоленска является:
церковь Петра и Павла

 Самым ранним образцом иконографии данного типа на русской почве является новгородская икона XV в.
«Отечество»

 Самым ярким примером новгородского направления в иконописи XII века является икона
«Богоматерь Знамение»

 Система завершения церкви Михаила Архангела в Смоленске находит аналогии в:
церкви Параскевы Пятницы в Чернигове

 Скульптурная декорация Успенского собора во Владимире
занимает только верхние части стен

 Скульптурная декорация церкви Покрова на Нерли отличается:
жизнеутверждающим, радостным пониманием мира

 Скульптурное украшение фасадов храмов получило развитие в искусстве
Владимиро-Суздальского княжества

 Следующим после завершения Успенского собора в Московском Кремле было строительство
собора Богоявленского монастыря

 Сложные аллегорические сюжеты получают распространение в новгородской иконописи:
в XVI веке

 Собор Василия Блаженного имеет вокруг центрального Покровского храма ____________________ приделов.
восемь

 Собор Крестного монастыря завершался:
тремя главами

 Собор Рождества Богородицы в Суздале впервые стал городским собором
изолированным от зданий княжеского или епископского дворца

 Согласно записи на полях псковского «Паримейника» XIV века, роспись храма Рождества Богородицы Снетогорского монастыря была создана в:
1313 году

 Согласно историческим источникам, мозаики и фрески Успенской церкви Киево-Печерского монастыря были выполнены ____________________ мастерами.
константинопольскими

 Согласно тексту Сказания о Свенской иконе Богоматери, икона была:
принесена в Свенский монастырь из Киево-Печерского монастыря

 Сооружение каменных зданий Ростовского кремля происходило в:
1670-1680-х годах

 Софии Премудрости Божией был посвящен построенный Иваном Грозным новый собор в:
Вологде

 Софийский собор в Киеве представляет собой ...
пятинефный крестово-купольный храм

 Софийский собор в Новгороде отличается от Софии Киевской
упрощением архитектурной композиции

 Сохранившиеся композиции кисти Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире находятся в (на):
западной части храма

 Спасо-Преображенский собор в Чернигове был построен в:
30-е годы XI века

 Среди 20 царских изографов, расписывавших в 1640 г. фрески церкви Николы Надеина в Ярославле, не было:
новгородцев

 Среди памятников владимиро-суздальского круга иконой московского происхождения является:
«Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» из Успенского собора Московского Кремля

 Среди перечисленных галицких построек к крестово-купольному типу храма принадлежит:
церковь Пантелеимона

 Среди элементов византийской алтарной преграды космитисом называется:
архитрав, лежащий на колоннах алтарной преграды

 Стилистические особенности «строгановской школы» прослеживаются в росписи
собора Княгинина монастыря

 Стилистические различия в живописи лицевой и оборотной сторон в иконе «Спас Нерукотворный с Поклонением Кресту», а также средника и фигур на полях иконы «Николай Чудотворец с избранными святыми» из Новодевичьего монастыря вызвано
характерным для новгородской иконописи соединением разных манер в одной иконе

 Строительство Ново-Иерусалимского монастыря началось при царе:
Алексее Михайловиче

 Сцены из Шестоднева имеются в росписи
Успенского собора Свияжского монастыря

 Сюжеты рельефов церкви Покрова на Нерли восходят к:
Псалтири

 Так называемая «анонимная типография» работала в Москве:
до 1564 года

 Так называемая Десятинная церковь в Киеве была освящена в честь
Успения Богородицы

 Технологической особенностью древнерусских фресок являлось выполнение росписи по сырой штукатурке минеральными красками с доработкой красками на клеевом связующем по:
просохшему грунту

 Только заставками и инициалами, при отсутствии лицевых изображений, украшена рукопись:
«Евангелия Кошки»

 Узоры из крученых золотых и серебряных проволочек выполняются в технике
скани

 Усольская финифть получила развитие в:
Сольвычегодске

 Фасады галицких храмов украшались:
белокаменной резьбой

 Фигурные изображения и орнаметы Суздальских врат выполнены ____________________ фону.
золотыми линиями по черному

 Фрагменты орнаментов в росписях собора Рождества Богородицы в Суздале находят аналогии в орнаментах
Суздальских врат

 Фреска на сюжет повести о крещении отрока ангелом вместо недостойного иерея имеется в алтаре
собора Княгинина монастыря

 Фрески Дмитриевского собора во Владимире принадлежат кругу:
константинопольского искусства второй половины XII века

 Фрески Николо-Дворищенского собора в Новгороде принадлежат к ____________________ художественной традиции.
киевской

 Фрески Софийского собора в Киеве выполнялись:
греческими художниками при участии киевских мастеров

 Фрески Спасо-Преображенского Мирожского монастыря были выполнены художниками
греческими

 Фрески Спасского собора Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке имеют черты сходства с росписями
церкви Спаса на Нередице в Новгороде

 Фрески церкви Николы на Липне относятся к:
концу XIII века

 Фрески церкви Спаса на Нередице представляют собой ...
новгородский вариант монастырской традиции византийской живописи

 Фрески церкви Успения Богородицы в Мелетове датируются:
1465 годом

 Характерной особенностью построек мастера Иоанна в Полоцке является:
ступенчатая башнеобразная композиция храма

 Характерной чертой Николо-Дворищенского собора, отличающей его от других новгородских памятников XI-XII вв., является:
пятиглавие

 Характерной чертой новгородского храмового зодчества XIV-XV вв., придающей зданиям особую скульптурную пластичность, является кладка из:
блоков известняковой плиты различных размеров

 Характерные для Черниговского княжеского строительства просторная композиция и роскошное убранство храмов проявилось в архитектуре:
Благовещенского собора

 Хоры в византийском и древнерусском храме предназначались для:
пребывания во время богослужения императорской или княжеской семьи

 Храмы в Балахне, Устюжне и Нижнем Новгороде построены одним и тем же заказчиком — это:
Строгановы

 Художественные вкусы Всеволода III Большое Гнездо сформировались под влиянием
константинопольской культуры

 Художественные мастерские Строгановых находились:
в Сольвычегодске

 Центральное место грандиозная композиция на тему «Премудрость созда себе дом» занимает на западном склоне свода церкви
Иоанна Предтечи в Толчкове

 Церковь Михаила Архангела (Свирская) в Смоленске являлась:
придворным храмом княжеской резиденции

 Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове была построена:
на рубеже XII-XIII веков

 Церковь Святого Василия Великого в Овруче была построена в:
конце XII века

 Черниговские резные каменные рельфы были обнаружены в:
Борисоглебском соборе

 Черты ярко выраженного южнославянского (сербско-македонского) влияния в новгородской монументальной живописи обнаруживаются в росписи
церкви Спаса Преображения на Ковалеве

 Четвертое деление на южном и северном фасадах имеет пятиглавый собор:
Тихвинского монастыря

 Чудотворно прославленной иконой ярославского происхождения является:
«Богоматерь Толгская» II

 Шатровой не является церковь
Николы Надеина в Ярославле

 Шестистолпный белокаменный Успенский собор в 1379-1382 гг. был построен в:
Коломне

 Шитая пелена, украшающая рублевскую Троицу (ГИМ), происходит из мастерской:
Софьи Палеолог

 Шитый сударь с изображением «Чуда Архангела Михаила в Хонех» (Сергиев-Посадский художественный музей) датируется:
серединой XV века

 Яков Бухвостов не был строителем храма в:
Дубровицах