Что такое гносеология?
учение о ценностях, об их происхождении и сущности;
учение о развитии вселенной;
учение о бытии как таковом;
о сущности познания, о путях постижения истины;
о сущности человеческой истории.
Как учеными в современной философии рассматривают познание?
как способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
как значимая информация в аспекте деятельности;
как объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
как обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
С каким направлением связывают абсолютизацию роли и значения чувственных данных в философии?
рационализма;
реализма;
скептицизма;
сенсуализма;
гедонизма.
Что такое дедукция?
логический путь от общего к частному;
передача ложного знания, как истинного;
восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
момент интеллектуального озарения;
относительная, неполная истина.
Что такое индукция?
логический путь от общего к частному;
подача ложного знания, как истинного;
восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
момент интеллектуального озарения;
относительная, неполная истина.
Название метода познания в философии и науке, в котором мысль движется от общих положений к частным выводам:
индукция;
дедукция;
анализ;
синтез.
Какая форма мышления, отражает предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:
слово;
категория;
дефиниция;
термин;
имя.
Что такое эмпиризм?
направление в теории познания, считающее мышление источником знания;
направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;
направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;
направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;
направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.
Чем будет являться высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, которое использует широкие обобщения и ориентированно на наиболее полное и глубокое знание истины:
рассудком;
разумом;
чувством;
переживанием;
интуицией.
Какие позиции существуют в решении вопроса о познаваемости мира?
агностицизм;
эмпириокритицизм;
скептицизм;
гносеологический оптимизм;
гедонизм.
Название учения, которое утверждает об ограниченных возможностях человека в познании мира:
материализм;
скептицизм;
эмпиризм;
идеализм;
рационализм.
Выберите понятие, которое является лишним:
гносеологический оптимизм;
агностицизм;
скептицизм;
антропоцентризм.
Отметьте уровни научного познания:
эмпирический;
религиозный;
теоретический;
мифологический;
диалектический.
Название определенного этапа познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект:
чувственное отражение;
познавательный контакт с объектом познания;
представление;
объяснение;
ноумен.
Основной формой живого созерцания будет:
представление;
восприятие;
идея;
ощущение.
Формы познания, которые не будут относится к теоретическому познанию:
понятие;
представление;
умозаключение;
суждение;
восприятие.
Какое название имеет вид познания, который вплетен в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладает доказательной силой:
абстрактное;
теоретическое;
обыденное;
научное;
божественное.
Чем не будет являться практика по своим функциям в процессе познания:
основой познания и его движущей силой;
целью познания;
критерием истины;
успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.
Что происходит с истиной, если не зависит от познающего субъекта?
является абстрактной;
является объективной;
является субъективной;
является абсолютной;
божественна.
Какое понятие, будет противоположным по смыслу «истине» в гносеологии?
пропаганда;
заблуждение;
суждение;
предрассудок;
иллюзия.
Чем является совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем?
методикой;
развитием;
навыком;
механизмом;
процессом.
Форма научного познания, к которой относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?
гипотеза;
теория;
проблема;
парадигма;
модель.
В какую эпоху возникла наука, как специфический тип духовного производства и социальный институт?
античности;
средних веков;
Возрождения;
Нового времени;
в ХХ веке.
Структурные компоненты теоретического научного познания:
проблема;
боль;
вера;
гипотеза;
теория.
Название учения, которое утверждает, что критерием истины является признание в научном сообществе:
конвенционализм;
релятивизм;
рационализм;
агностицизм;
скептицизм.
На основе чего был развит рационализм в западноевропейской философии?
аналогии;
индукции;
дедукции;
анализа;
математического анализа.
Название одинаково доказуемых понятий в теории познания, которые исключают друг друга:
категории;
универсалии;
модусы;
антиномии;
законы.
Определение рациональности, рассматриваемое в философии, как основное:
расчет адекватных средств для данной цели;
наилучшая адаптивность к обстоятельствам;
логическая обоснованность правил деятельности;
способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.
Эмпирические методы познания:
анализ;
наблюдение;
эксперимент;
измерение;
моделирование.
Теоретические методы познания:
анализ;
наблюдение;
идеализация;
измерение;
моделирование.
При каком методе происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:
в индукции;
в дедукции;
в идеализации;
в наблюдении;
в анализе.
Основа познания в классической философии:
истина;
теория;
практика;
чувство.
Основа мира с позиции неклассической философии:
человек ;
природа;
общество;
бог.
По мнению Ф.Ницше суть человеческого сознания:
разум;
знание;
воля.
В чем заключается кантовский агностицизм?
мир познаваем частично, на уровне явлений;
мир непознаваем;
нет правильного ответа.
Главный признак деятельности:
преобразование окружающего мира;
сознание;
истина.
Чувство познания, характеризующее возможность воспроизведения ранее воспринимавшихся объектов:
ощущение;
восприятие;
представление.
Отметьте то, что относится к объективной составляющей деятельности:
цель;
средство;
норма;
мотив.
Противоположность истины:
ложь;
заблуждение;
бессмыслица (нонсенс).
Учение, считающее абсолютную истину главной, первичной:
догматизм;
релятивизм;
нет верного ответа.
Теоретические методы познания:
анализ;
наблюдение;
идеализация;
измерение;
моделирование.
Основа познания в классической философии:
истина;
теория;
практика;
чувство.
Основа мира с позиции неклассической философии:
человек ;
природа;
общество;
бог.
Агностицизм Канта заключается в…
мир познаваем частично, на уровне явлений;
мир непознаваем;
нет правильного ответа.
Признак деятельности:
преобразование окружающего мира;
сознание;
истина.
Отличие научных знаний от других:
точностью;
обоснованностью;
большой предсказательной способностью;
большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);
своей исключительной эстетической ценностью.
Как трактуется в концепции Т. Куна парадигма?
абсолютная истина;
эмпирически достоверное знание;
математически обоснованное знание;
заблуждение;
совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.
В какой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:
доклассическая;
классическая;
неклассическая;
постнеклассическая.
Какие функции присущи науке?
мировоззренческая;
методологическая;
эстетическая;
политическая;
предсказательная.
Что такое агностицизм?
учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;
учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;
учение о развитии мира;
учение о всеобщей причинной связи;
учение о сущности человеческой истории.
В философии «агностицизм» понимается как:
рассмотрение процесса познания;
рассмотрение объектов познания;
полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
сомнение в возможности познания;
метод познания.
Какими терминами обозначаются понятия «практика» в философии?
действие;
познание;
опыт в целом;
физическая жизнь;
истина.
Восстановите последовательность возникновения гносеологических установок:
«Я знаю, что ничего не знаю»
«Я верю, чтобы знать»
«Я мыслю, следовательно я существую»
«Мы живем внутри языка»
Соотнесите философские школы по отношению к пониманию ими значимости науки:
а.сциентистские направления
б. антисциентистские направления
- неотомизм;
- экзистенциализм;
- «философия жизни»;
- неопозитивизм;
- неокантианство.
Ответ:а45,б123
Произведите соотношение термина с определением:
- Абсолютная истина вселенной;
- Относительная истина
- Истина как откровение
а. Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову
б. Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе)
в. Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку.
Ответ:1-в,2-б,3-а
Определение истины соответствующее исторической эпохи:
а. Античность
б. Средние века
в. Новое время
г. XX в.4
- Истина — это соответствие чувств и идей фактам;
- Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель);
- Бог, вот что является истиной;
- Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).
Ответ:а-2,б-3,в-1
Соотнесите периоды времени и иные исторические формы науки:
а. романтический;
б. классический;
в. неклассический;
г. постнеклассический.
- XVII в.
- XV в.
- XXI в.
- XX в.
Ответ: а-2,б-1,в-3,г-4
Соотнесите уровни научного исследования с целями?
а. Эмпирический
б. Теоретический
1.Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой;
- Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;
- Добыть новые экспериментальные факты;
- Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.
Ответ:а-231,б-142
Соотнесите определения и философские направления:
а. мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;
б. наука является лишь описанием потока наших восприятий и не дает никакого знания о мире;
в. предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;
г. философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед конкретными людьми в жизненных ситуациях.
- скептицизм;
- агностицизм
- прагматизм;
- солипсизм.
Ответ:а-1,б-2,в-4,г-3
Соотнесите критерии истины и иные философские направления:
а. непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;
б. верифицируемость;
в. практика.
- неопозитивизм;
- диалектический материализм;
- конвенционализм.
Ответ:а-3,б-1,в-2